Вертолёт Agusta-Westland AW109 «Power» (Италия)

Параллельное штатским вариантом велось проектирование многоцелевой военной модификации вертолёта, но в 1969 году работы по ней закончили. Все усилия были сосредоточены на доводке штатского восьмиместного варианта A.109C Hirundo. 1-ый из 3-х прототипов поднялся в воздух 4 августа 1970 года, но поставки серийных вертолётов, получивших обозначение A.109A, начались только в 1976 году. 1-ый серийный вертолёт итальянской конструкции имел коммерческий фуррор не только лишь как лёгкая пассажирская машина, да и как санитарная, транспортная и поисково-спасательная. В ограниченном количестве вертолёты A.109 закупили вооруженные силы ряда государств для использования в качестве связного и легкого транспортного. Четыре вертолёта закупила армия Аргентины (два из них в 1982 году захватили английские войска на Фолклендах), позднее Аргентина заполучила еше две машины. Трофейные аргентинские вертолёты поступили на вооружение 2-го полка авиационного корпуса английской армии и применялись, приемущественно, для обеспечения действий бойцов SAS (Special Air Service - английский спецназ).

С сентября 1981 года выпускается базисная штатская модификация A.109A Mk.II с усиленным редуктором, новым валом хвостового винта, модифицированными конструкциями хвостовой балки и кабины пилотов. В 1989 году появился «широкофюзеляжный» вариант A.109C,на котором вновь доработали редуктор, а пассажирскую кабину сделали более просторной и комфортной. Один таковой вертолёт поступил на вооружение 31-го авиаполка ВВС Италии, Он употреблялся в качестве президентской машины. В конце 1980-х годов стало ясно, что вертолёт более привлекателен для военных, чем предполагалось на стадии проектирования, и что его можно использовать для разведки, эвакуации покалеченых и даже для нанесения ударов по наземным целям. По заказу армейской авиации Италии было выстроено 24 вертолёта A.109EOA в варианте с 2-мя движками Allison 250-C20R мощью по 450 л.с. Все вертолёты поступили к заказчику в 1988 году. В отличие от более ранешних машин, двери на A.109EOA были выполнены сдвижными, а не откидными. На крышах кабин монтировалисв прицелы SFIM М334-25 и лазерные дальномеры CILAS, на 2-ух пилонах предусматривалась подвеска широкого набора вооружения. К другим различиям вертолёта A.109EOA следует отнести неубираемое шасси, аппаратуру радиоэлектронной борьбы и топливную систему, более неопасную в случае аварийной посадки.
На базе A.109EOA был разработан вариант A.109M с расширенным составом бортового оборудования, комплектация которого определялась заказчиком. Армейская авиация Бельгии заказала 46 вертолётов A.109CM, 18 - в разведывательном варианте и 28 - в противотанковом. В бельгийской армии они получили обозначения A.109HO и A.1О9HA. Под требования возможных заказчиков из Африки и Латинской Америки был разработан многоцелевой вертолёт A.109K, оптимизированный для эксплуатации в критериях жары и высокогорья.На нем установили другие движки, усилили коробку, удлинили носовую оконечность фюзеляжа, ввели ряд других конструктивных конфигураций. 1-ый полет A.109K выполнил в апреле 1983 геи да. В числе первых поступили заказы на 16 вертолётов A.109K2 для горноспасательной службы Швейцарии и на три подобные машины для милиции Дубая. Предстоящим развитием военного варианта стали модификации A.109KM с неубираемым шасси и сдвижными дверями для сухопутных войск и A.109KN для морской авиации, обладавший возможностью палубного базирования.

Вертолёт AW109 «Power» - одновинтовой схемы с управляющим винтом, 2-мя ГТД и трёхпорным шасси. Фюзеляж - цельнометаллический типа полумонокок из дюралевых сплавов и обшивкой с сотовым заполнителем, состоит из четырёх отсеков: носовой обтекатель с оборудованием, двухместная кабина экипажа, шестиместная пассажирская кабина, хвостовая опора монококовской конструкции. Несущий винт - четырёхлопастный с шарнирным крепление лопастей, лопасти прямоугольной формы в плане со стреловидной законцовкой. Управляющий винт имеет поперечник 2,03 метра, полужёсткий с горизонтальными шарнирами. Лопасти прямоугольной формы в плане из дюралевого сплава с сотовым заполнителем. Оперение состоит из управляемого стабилизатора трапецеевидной формы в плане с размахом 2,88 м и стреловидного киля с подфюзеляжным аэродинамическим гребнем. Шасси убирающееся трёхопорное с носовым самоорентирующимся колесом. Главные опоры убираются ввысь и вовнутрь отсека кабины; носовая - вперёд. Главные колёса снабжены гидравлическими тормозами, а носовое имеет запирающий механизм. Колея шасси 2,45 м, база 3,535.
Силовая установка - два турбовальных мотора Pratt & Whitney Canada PW206C установлены сзади редуктора несущего винта, разбиты противопожарной перегородкой и закрыты обтекателем с боковыми воздухопоглотителями. Топливная система состоит из 2-ух топливных бака ёмкость 560 л. размещены под полом пассажирской кабины. Вероятна установка навесных баков, также внутреннего бака ёмкостью 170 л.. Система управления - бустерная дублированная. Две независящие гидравлические системы, приводимые от коробки. Пилотажно-навигационное оборудование стандартное. Вероятна установка оборудования для полёта по устройствам, КВ-передатчик с АМ, автоматический радиокомпас, радиовысотомер, автопилот и оборудование для второго лётчика.
Военные вертолёты A.109 вооружены пулемётом калибра 7,62 либо 12,7 мм на турели, установленной в просвете двери грузопассажирской кабины. Количество узлов подвески вооружения увеличено до 4 (по сопоставлению с 2-мя узлами подвески вертолета A.109EAO). На пилоны вероятна подвеска контейнеров с 7,62 либо с 12,7-мм пулемётами, блоков неуправляемых ракет калибра 70 либо 80 мм, до восьми ПТУР TOW. ракет «воздух-воздух» Stinget. A.109 также способен нести лёгкие БПЛА, а в морском варианте - противокорабельные ракеты. К поздним модификациям вертолёта относятся вариант A.109G для береговой охраны с движками Allison 250-C20R и A.109 Power с силовой установкой существенно большей мощи (два газотурбинных мотора Pratt & Whitney PW206C мощью по 640 л.с.) и усиленной коробкой.
Компания «Agusta-Westaland» продолжила улучшение вертолёта, который получил новое обозначение AW109 «Power». Серийный выпуск модификации AW109 «Power» предполагалось продолжать до 2009 года. На базе базисной модели было создано еще несколько модификаций, в том числе AW109 «Elite» с салоном завышенной комфортабельности и улучшенным приборным оборудованием, также AW109 «Power HPS», созданный для использования администрацией морских портов. На вертолётах серии Power предусмотрена возможность установки мед, полицейского, поисково-пасательного, противопожарного и другого спец оборудования. Вертолет AW109 «Grand» является увеличенным вариантом базисной модели, он предназначен для VIP-nepcoH и обустроен 2-мя газотурбинными движками PW207C взлетной мощью по 735 л.с. Сейчас все военные варианты вертолёта AW109 строятся на базе модификации AW109LUH.
Технические свойства AW109 Экипаж: 1-2 человека Пассажировместимость: 6-7 человек Длина: 13,04 м Длина фюзеляжа: 11,44 м Поперечник несущего винта: 11,0 м Поперечник управляющего винта: 2,0 м Высота: 3,5 м (с хвостовым винтом) Масса пустого: 1570 кг Наибольшая взлётная масса: 2850 кг с подвеской: 3000 кг Масса полезной нагрузки на подвеске: 1000 кг Объём топливных баков: 605 л (+265 л в 2 доп баках) Силовая установка: 2 x турбовальных Pratt & Whitney Canada PW206C Мощность движков: 2 x 640 л.с. (2 x 477 кВт (взлётная)) Очень допустимая скорость: 311 км/ч Крейсерская скорость: 285 км/ч Практическая дальность: 964 км (с доп баками) Длительность полёта: 5 ч 4 мин Практический потолок: 5974 м Вооружение: 1 x 7,62 мм пулемёт 1 x 12,7 мм пулемёт в просвете двери 2 x 7,62 мм либо 12,7 мм пулемётов на боковых пилонах с 200-250 патр. каждый Точки подвески: 2 боковых пилона с нагрузкой по 300 кг каждый Управляемые ракеты: 4-8 x TOW Неуправляемые ракеты: 2 блока по 7 либо 12 x 70 мм либо 81 мм ракет
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.