
К концу 1950-х годов катера проекта 183 уже не полностью отвечали стоящим перед ними боевым задачкам. Потому в 1955 году было утверждено ТТЗ на разработку проекта 206 (шифр «Шторм») нового огромного ТКА, созданного для действий на торговых коммуникациях противника и борьбы со слабо вооруженными боевыми кораблями. Повышенное внимание, вместе с увеличением мореходности и автономности, в нем уделялось увеличению наступательных и оборонительных способностей. Проект торпедного катера был разработан в ЦКБ-5 (с 1967 года - ЦМКБ «Алмаз») под управлением П.Г.Гойнкиса, в 1957-1959 годах на базе ракетного катера проекта 205. Оба корабля имели близкие размерения, единую главную силовую установку, артиллерийское вооружение и методы защиты от орудия массового поражения. Таковой подход позволял понизить издержки на создание и эксплуатацию катеров того и другого типа, облегчал их ремонт.
Новый ТКА имел много увлекательных конструктивных особенностей. К примеру, стык палубы с бортом, также высшая часть надстройки были скруглены для наилучшего смыва в случае радиоактивного загрязнения. В качестве главного строительного материала проектировщики использовали высоколегированную сталь. Обводы цельносварного корпуса для увеличения мореходности выполнили комбинированными - круглоскулыми в носовой и остроскулыми в кормовой оконечности. Благодаря неплохим мореходным качествам катер проекта 206 мог использовать орудие на волнении до 5 баллов и на скорости хода до 30 уз. Имея полное водоизмещение 161 т корабль нес четыре палубных неповоротных 533-м торпедных аппарата ОТА-53-206, два спаренных 30-мм автомата АК-230 с СУАО «Рысь» (MP-104), не считая того, он мог принимать на борт мины.
1-ые катера этого типа комплектовались легкими и малогабаритными «звездообразными» дизелями М-503 мощью по 4000 л.с. Любой из 3-х дизелей имел привод на отдельный гребной вал. Энергетическая установка обеспечивала катерам скорость полного хода 45-46 уз. В предстоящем, когда российская индустрия освоила создание новых дизелей М-504 мощью по 5000 л.с., катера проекта 206 стали оснащать ими. Для обеспечения электроэнергией имелись три дизель-генератора по 28 кВт каждый.

В 1960-1974 годах для ВМФ СССР было выстроено 54 катера проекта 206: по 27 единиц на Ярославском и Сосновском заводах. 1-ые корабли в серии сдавались флоту с ПУТС «Онега-4» в обеспечении РЛС «Рея» (заместо предусмотренных техническим проектом ПУТС «Баклан») и без СУАО «Рысь». Некие из катеров не имели штатных систем прямо до конца 1960-х годов. По своим боевым качествам огромные торпедные катера проекта 206 на момент сотворения числились наилучшими в мире. Благодаря успешной конструкции, надежности и удобству эксплуатации они захватили неплохую репутацию посреди моряков. В подавляющем собственном большинстве они прослужили в русском флоте до конца 1980-х годов. По состоянию на декабрь 1991 года только только в составе Черноморского флота оставались последние четыре таких корабля, которые сдали на слом исключительно в 1994 году.
Фактически сразу на тех же предприятиях на экспорт выстроили еще 41 корабль, из которых 11 в разобранном виде на судах торгового флота перевезли на Балканы и передали правительству Югославии. Тут по русской технологии выстроили еще 13 катеров. В конце 1970-х годов продавались за предел и те катера проекта 206, которые входили в состав русского ВМФ. Всего же за границу продали (либо передали), включая строившиеся на экспорт, 66 кораблей. Они входили в состав флотов Анголы, Болгарии, Египта, ГДР, Гвинеи, Гвинеи-Биссау, КНДР, Вьетнама, Польши, Югославии и Островов Зеленоватого Мыса.
Технические свойства катера проекта 206 «Шторм»
Водоизмещение;
- стандартное - 1 29,0 т,
- полное - 161,0 т;
главные размерения:
- длина большая - 34,6 м,
- ширина большая - 6,74 м,
- осадка - 1,72 м;
силовая установка: три дизельных мотора М-503 суммарной мощью 1 5 000 л.с.;
скорость хода полная - 45-46 уз;
дальность плавания - 2000 миль со скоростью хода 14 уз, 750 миль со скоростью хода 37 уз;
вооружение - 2 x 2 30-мм автомата АК-230 в обеспечении СУАО «Рысь» (МР-104), 4 х 1 трубчатых 533-мм торпедных аппарата ОТА-53-306 в обеспечении ПУТС «Баклан» и поисковой РЛС «Баклан» (МР-102), система опознавания «Нихром-М», аппаратура постановки дымовех завес;
экипаж - 21 человек;
автономность по припасам провизии - 5 суток
создатель статьи: Апальков Ю.В.
Катера российского военного флота
Источник: dogswar.ru