Вернуться назад Распечатать

Вертолёт Agusta-Westland AW109 «Power» (Италия)

В процессе лицензионного производства вертолётов зарубежных конструкций итальянская компания «Agusta-Westland» заполучила опыт, позволивший ей без помощи других создать и начать создание вертолёта Agusta A.109. Эта машина стала первым вертолётом конторы, выпушенным массовой серией. Вертолёт A.109 разработан, сначала, под требования штатского сектора рынка, но его такле закупили вооруженные силы некоторых государств. Отличиями A.109 стали убираемое трехопорное шасси с носовой опорой, четырехлопастный дюралевый несуший винт с обшивкой из материала Nomex и стреловидный киль с двухлопастным хвостовым винтом, установленным с левой стороны. Вначале на A.109 ставился один газотурбинный движок Turbomeca Astazou XII мошностью 690 л.с.. но в 1967 году его поменяли 2-мя существенно более надежными газотурбинными движками Allison 250С14 мошностью по 370 л.с.

Параллельное штатским вариантом велось проектирование многоцелевой военной модификации вертолёта, но в 1969 году работы по ней закончили. Все усилия были сосредоточены на доводке штатского восьмиместного варианта A.109C Hirundo. 1-ый из 3-х прототипов поднялся в воздух 4 августа 1970 года, но поставки серийных вертолётов, получивших обозначение A.109A, начались только в 1976 году. 1-ый серийный вертолёт итальянской конструкции имел коммерческий фуррор не только лишь как лёгкая пассажирская машина, да и как санитарная, транспортная и поисково-спасательная. В ограниченном количестве вертолёты A.109 закупили вооруженные силы ряда государств для использования в качестве связного и легкого транспортного. Четыре вертолёта закупила армия Аргентины (два из них в 1982 году захватили английские войска на Фолклендах), позднее Аргентина заполучила еше две машины. Трофейные аргентинские вертолёты поступили на вооружение 2-го полка авиационного корпуса английской армии и применялись, приемущественно, для обеспечения действий бойцов SAS (Special Air Service - английский спецназ).

С сентября 1981 года выпускается базисная штатская модификация A.109A Mk.II с усиленным редуктором, новым валом хвостового винта, модифицированными конструкциями хвостовой балки и кабины пилотов. В 1989 году появился «широкофюзеляжный» вариант A.109C,на котором вновь доработали редуктор, а пассажирскую кабину сделали более просторной и комфортной. Один таковой вертолёт поступил на вооружение 31-го авиаполка ВВС Италии, Он употреблялся в качестве президентской машины. В конце 1980-х годов стало ясно, что вертолёт более привлекателен для военных, чем предполагалось на стадии проектирования, и что его можно использовать для разведки, эвакуации покалеченых и даже для нанесения ударов по наземным целям. По заказу армейской авиации Италии было выстроено 24 вертолёта A.109EOA в варианте с 2-мя движками Allison 250-C20R мощью по 450 л.с. Все вертолёты поступили к заказчику в 1988 году. В отличие от более ранешних машин, двери на A.109EOA были выполнены сдвижными, а не откидными. На крышах кабин монтировалисв прицелы SFIM М334-25 и лазерные дальномеры CILAS, на 2-ух пилонах предусматривалась подвеска широкого набора вооружения. К другим различиям вертолёта A.109EOA следует отнести неубираемое шасси, аппаратуру радиоэлектронной борьбы и топливную систему, более неопасную в случае аварийной посадки.

На базе A.109EOA был разработан вариант A.109M с расширенным составом бортового оборудования, комплектация которого определялась заказчиком. Армейская авиация Бельгии заказала 46 вертолётов A.109CM, 18 - в разведывательном варианте и 28 - в противотанковом. В бельгийской армии они получили обозначения A.109HO и A.1О9HA. Под требования возможных заказчиков из Африки и Латинской Америки был разработан многоцелевой вертолёт A.109K, оптимизированный для эксплуатации в критериях жары и высокогорья.На нем установили другие движки, усилили коробку, удлинили носовую оконечность фюзеляжа, ввели ряд других конструктивных конфигураций. 1-ый полет A.109K выполнил в апреле 1983 геи да. В числе первых поступили заказы на 16 вертолётов A.109K2 для горноспасательной службы Швейцарии и на три подобные машины для милиции Дубая. Предстоящим развитием военного варианта стали модификации A.109KM с неубираемым шасси и сдвижными дверями для сухопутных войск и A.109KN для морской авиации, обладавший возможностью палубного базирования.

Вертолёт AW109 «Power» - одновинтовой схемы с управляющим винтом, 2-мя ГТД и трёхпорным шасси. Фюзеляж - цельнометаллический типа полумонокок из дюралевых сплавов и обшивкой с сотовым заполнителем, состоит из четырёх отсеков: носовой обтекатель с оборудованием, двухместная кабина экипажа, шестиместная пассажирская кабина, хвостовая опора монококовской конструкции. Несущий винт - четырёхлопастный с шарнирным крепление лопастей, лопасти прямоугольной формы в плане со стреловидной законцовкой. Управляющий винт имеет поперечник 2,03 метра, полужёсткий с горизонтальными шарнирами. Лопасти прямоугольной формы в плане из дюралевого сплава с сотовым заполнителем. Оперение состоит из управляемого стабилизатора трапецеевидной формы в плане с размахом 2,88 м и стреловидного киля с подфюзеляжным аэродинамическим гребнем. Шасси убирающееся трёхопорное с носовым самоорентирующимся колесом. Главные опоры убираются ввысь и вовнутрь отсека кабины; носовая - вперёд. Главные колёса снабжены гидравлическими тормозами, а носовое имеет запирающий механизм. Колея шасси 2,45 м, база 3,535.

Силовая установка - два турбовальных мотора Pratt & Whitney Canada PW206C установлены сзади редуктора несущего винта, разбиты противопожарной перегородкой и закрыты обтекателем с боковыми воздухопоглотителями. Топливная система состоит из 2-ух топливных бака ёмкость 560 л. размещены под полом пассажирской кабины. Вероятна установка навесных баков, также внутреннего бака ёмкостью 170 л.. Система управления - бустерная дублированная. Две независящие гидравлические системы, приводимые от коробки. Пилотажно-навигационное оборудование стандартное. Вероятна установка оборудования для полёта по устройствам, КВ-передатчик с АМ, автоматический радиокомпас, радиовысотомер, автопилот и оборудование для второго лётчика.

Военные вертолёты A.109 вооружены пулемётом калибра 7,62 либо 12,7 мм на турели, установленной в просвете двери грузопассажирской кабины. Количество узлов подвески вооружения увеличено до 4 (по сопоставлению с 2-мя узлами подвески вертолета A.109EAO). На пилоны вероятна подвеска контейнеров с 7,62 либо с 12,7-мм пулемётами, блоков неуправляемых ракет калибра 70 либо 80 мм, до восьми ПТУР TOW. ракет «воздух-воздух» Stinget. A.109 также способен нести лёгкие БПЛА, а в морском варианте - противокорабельные ракеты. К поздним модификациям вертолёта относятся вариант A.109G для береговой охраны с движками Allison 250-C20R и A.109 Power с силовой установкой существенно большей мощи (два газотурбинных мотора Pratt & Whitney PW206C мощью по 640 л.с.) и усиленной коробкой.

Компания «Agusta-Westaland» продолжила улучшение вертолёта, который получил новое обозначение AW109 «Power». Серийный выпуск модификации AW109 «Power» предполагалось продолжать до 2009 года. На базе базисной модели было создано еще несколько модификаций, в том числе AW109 «Elite» с салоном завышенной комфортабельности и улучшенным приборным оборудованием, также AW109 «Power HPS», созданный для использования администрацией морских портов. На вертолётах серии Power предусмотрена возможность установки мед, полицейского, поисково-пасательного, противопожарного и другого спец оборудования. Вертолет AW109 «Grand» является увеличенным вариантом базисной модели, он предназначен для VIP-nepcoH и обустроен 2-мя газотурбинными движками PW207C взлетной мощью по 735 л.с. Сейчас все военные варианты вертолёта AW109 строятся на базе модификации AW109LUH.

Технические свойства AW109 Экипаж: 1-2 человека Пассажировместимость: 6-7 человек Длина: 13,04 м Длина фюзеляжа: 11,44 м Поперечник несущего винта: 11,0 м Поперечник управляющего винта: 2,0 м Высота: 3,5 м (с хвостовым винтом) Масса пустого: 1570 кг Наибольшая взлётная масса: 2850 кг с подвеской: 3000 кг Масса полезной нагрузки на подвеске: 1000 кг Объём топливных баков: 605 л (+265 л в 2 доп баках) Силовая установка: 2 x турбовальных Pratt & Whitney Canada PW206C Мощность движков: 2 x 640 л.с. (2 x 477 кВт (взлётная)) Очень допустимая скорость: 311 км/ч Крейсерская скорость: 285 км/ч Практическая дальность: 964 км (с доп баками) Длительность полёта: 5 ч 4 мин Практический потолок: 5974 м Вооружение: 1 x 7,62 мм пулемёт 1 x 12,7 мм пулемёт в просвете двери 2 x 7,62 мм либо 12,7 мм пулемётов на боковых пилонах с 200-250 патр. каждый Точки подвески: 2 боковых пилона с нагрузкой по 300 кг каждый Управляемые ракеты: 4-8 x TOW Неуправляемые ракеты: 2 блока по 7 либо 12 x 70 мм либо 81 мм ракет