
Поначалу 90-х годов прошедшего века военно-политическое управление КНР развернуло необъятную программку модернизации флота. На замену пусть на физическом уровне новым, но морально устаревшим кораблям, базировавшимся на русских проектах 50-х годов, начали приходить полностью нынешние боевые единицы. Но ресурсы Китая все-же не беспредельны. Это потребовало обусловиться с ценностями. Обновление флота шло, так сказать, сверху донизу: начали с эсминцев, потом перебежали к фрегатам. А вот кораблям прибережной зоны пришлось ожидать собственной подмены достаточно длительно. Еще сначала XIX века базу этого класса составляли малые противолодочные корабли проекта 037 («Хайнань»), вооруженные 57-мм и 25-мм спаренными орудиями, находящимися на уровне артсистем 2-ой мировой войны, и реактивными бомбометными установками.
При водоизмещении порядка 400 т они имели достаточно умеренные мореходные свойства, маленькую скорость и дальность хода, также устаревшее радиоэлектронное оборудование. Новые корабли, которые должны были придти на замену видавшим виды «Хайнаням», по воззрению китайских военных, следовало строить еще большенными: это позволяло не только лишь расположить более современное вооружение и оборудование, да и повысить мореходность, прирастить дальность плавания и сделать более комфортабельные условия для размещения экипажа. С другой стороны, необходимо было обойти лишнего возрастания цены корабля, чтоб сохранить возможность массовой постройки. И, нужно сказать, китайские инженеры с поставленными задачками полностью совладали. Разработка проекта корвета, получившего обозначение 056 и шифр «Циндао», осуществлялась одним из конструкторских бюро Китайской гос судостроительной компании (CSSC - China State Shipbuilding Company). Официальная презентация модели корабля свершилась в ноябре 2010 года во время визита заместителя начальника гарнизона Специального административного района Гонконг в местный институт, А уже посреди 2011 года 1-ый корвет нового проекта - «Бенбу» (бортовой номер 582) - был заложен на стапеле верфи «Худонг-Жонхуа» в Шанхае.
Ранешным днем 23 мая 2012 года корабль торжественно спустили на воду Тогда «Бенбу» находился в уже достаточно высочайшей степени готовности, по этому уже 7 ноября сумел начать ходовые тесты. 25 февраля 2013 года свершилась церемония ввода «Бенбу» в боевой состав ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Таким образом, цикл постройки головного корабля нового проекта занял приблизительно 20 месяцев. Для сопоставления: русский корвет «Стерегущий» (головной корабль проекта 20380) был заложен в декабре 2001 года, а в состав флота вошел в феврале 2008 - через 74 месяца! Предстоящее строительство корветов проекта 056, осуществляемое 4-мя верфями (кроме «Худонг-Жонхуа», в профамме использовали предприятия «Ляоян» в Даляне, «Хуанпу» в Гуанчжоу и «Вучанг» в Ухани), ведется настолько же высочайшими темпами - к середине 2014 года в строю флота находились уже 14 таких кораблей (русских корветов проекта 20380 - только четыре). Четкое количество планируемых к постройке корветов проекта 056 непонятно. В печати именуется цифра - 42 единицы. Если она соответствует реальности, а темп постройки кораблей не будет понижаться, то вся программка будет выполнена к 2020 году, а может быть, и резвее.

Корвет проекта 056 «Циндао» предназначен для выполнения широкого диапазона задач как в мирное время, так и в критериях кризиса либо войны: патрулирование 200-мильной исключительной экономической зоны, воплощение поисково-спасательных операций, ведение разведки, охрана подходов к своим военно-морским базам и портам, противолодочное охранение корабельных соединений, борьба с надводными и воздушными целями. По общей архитектуре «Циндао» представляет собой уменьшенный вариант фрегата проекта 054 («Цзянкай») - оба корабля имеют очень близкие теоретические полосы корпуса (в особенности в его носовой части) и соответствующий маленький силуэт с приподнятой палубой в средней части корпуса. Металлической корпус длиной 89 м и шириной 11,6 м в первый раз в практике китайского военного кораблестроения выполнен по составной технологии, позволяющей значительно ускорить постройку корабля, превращающуюся, на самом деле, в сборку из «кубиков». Не считая того, составная разработка упрощает и модернизацию кораблей. Также возникает возможность гибко приспосабливать корабли под нужды возможных заказчиков, меняя состав вооружения и оборудования.
Корпус имеет двойное дно и 5 палуб, три из которых простираются на всю длину корабля. Наружные обводы корпуса и надстройки соответствуют требованиям технологии понижения радиолокационной заметности («стелс»); не считая того, борта корабля, мачты и труба покрыты специальной краской, всасывающей микроволновое излучение. Соответствующей чертой корпуса «Циндао» является острый угол сопряжения листов, образующих борта и днище, что встречается обычно у высокоскоростных катеров, а не у огромных мореходных кораблей. Такое решение, возможно, было принято для улучшения технологичности сборки корпуса, но оно сделало неосуществимым применение стандартных для огромных кораблей успокоителей качки - неизменных бортовых килей. Заместо них корабль оборудован активной системой гашения колебаний в виде выдвижных «плавников», обеспечивающих неопасное проведение взлетно-посадочных операций палубным вертолетом, также действенное применение орудия.
Корабль имеет единственный якорь, клюз которого размещен в форштевне. Силовая установка корвета проекта 056 дизельная. Она включает два мотора «SEMT-Пилстик» 16РА 6V-280 STC с турбонаддувом. Таковой движок способен долгое время поддерживать мощность 7000 л-с. (при 1 080 об./мин). Дизеля выполняются по французской лицензии в Китае фирмами «Шанси Дизель Хэви Индастри» и «Худонг Хэви Машинери». Средством редуктора германской компании «Ренк» дизеля приводят во вращение два вала с пятилопостными винтами. Силовая установка обеспечивает корвету наивысшую долгосрочную скорость хода 28 узлов, а краткосрочно он может разогнаться и до 30 узлов. Дальность плавания при скорости 18 узлов составляет 3 500 миль.
Как и на других нынешних кораблях, жилые помещения на «Циндао» сосредоточены в средней части корабля - менее подверженной качке. Каюты и кубрики членов экипажа отличаются достаточно высочайшим уровнем комфорта, снабжены устройствами кондиционирования воздуха, но не имеют иллюминаторов - решение, практикующееся в военном судостроении уже несколько десятилетий. Численность экипажа корвета проекта 056 составляет 60 человек, что свидетельствует о высочайшей степени автоматизации корабля. Для сопоставления: на в три раза наименьших по размерам «Хайнанях» экипаж состоит из 78 человек, а на русских корветах проекта 20380 (правда, несколько огромных, чем их китайские «одноклассники») - из 99. Корабль несет одну лодку с полужестким корпусом (типа RHIB), размещенную ниже полетной палубы в специальной нише, закрытой воротами-ролетами. Спасательные средства включают четыре надувных плота - упакованные в белоснежные контейнеры-«бочки» они находятся по краям дымовой трубы.
Для решения намеченных целей корабли проекта 056 снабжены достаточно богатым и нынешним набором вооружения и радиоэлектронных средств. В носовой части палубы расположена 76-мм одноорудийная артустановка H/PJ-26, представляющая собой модернизированный вариант русской артустановки АК-176, выпускающийся в Китае. По сопоставлению с начальным прототипом китайским инженерам удалось поднять скорострельность со 120 до 150 выстр./мин. Не считая того, башня артустановки, выполненная из дюралевого сплава, заменена новейшей пластмассовой, «стелсообразной» формы. В боекомплект H/PJ-26 входят два типа снарядов - общего предназначения с ударным взрывателем и зенитный, снабженный неконтактным радиолокационным взрывателем радиусом деяния 8 м. Каждый снаряд весит 5,9 кг Техно дальность стрельбы составляет 15,7 км, но ввиду наличия в каждом снаряде устройства самоликвидации на практике она ограничена 11 км. Готовый к стрельбе боекомплект включает 152 снаряда. Орудие H/PJ-26 может вести огнь в 2-ух режимах - главном (с целеуказанием от корабельного радара) и запасном (с применением оптического прицела). В отличие от большинства нынешних корабельных артустановок среднего и большого калибра, H/PJ 26 (равно как и ее макет АК-176) не является необитаемой: при стрельбе в башне находятся два члена расчета.
2-ой тип артсистемы, установленный на корвете проекта 056, является совсем новым. 30-мм одноствольная артустановка H/PJ-15 представляет собой средство близкого боя, очень напоминающее 27-мм систему MLG 27 разработки германского концерна «Рейнметалл». H/PJ-15 состоит из стабилизированной платформы, на которой установлены сама пушка с боекомплектом, многосенсорная электронно-оптическая головка, также место наводчика и его вспомогательный оптический прицел. Артустановка может вести огнь в автоматическим режиме (дистанционное управление) либо в ручном (управляет наводчик). На «Циндао» имеется два комплекса H/PJ-15, смонтированных по бортам кормовой части надстройки. Основным средством поражения надводных целей являются противокорабельные ракеты YJ-83 (экспортное обозначение - С 803). Эта ПКР представляет собой предстоящее развитие обширно известной и всераспространенной дозвуковой ракеты YJ-82 (С 802). Программка ее разработки стартовала в 1994 году, а в массовое создание YJ-83 запустили на рубеже веков. Ракета имеет длину около 7 м, поперечник ее корпуса составляет 360 мм, а стартовая масса - приблизительно 1 200 кг (из них 350 кг приходятся на твердотопливный стартовый ускоритель).
Благодаря более массивному, чем на YJ-82, турбореактивному движку (базирующемуся на французской модели «Микротурбо» TRI 40) и соответственному припасу горючего дальность стрельбы ПКР YJ-83 добивается 300 км при полете на малой высоте и разгоне до сверхзвуковой скорости на концевом участке линии движения: на расстоянии 30-8 км до цели скорость равномерно возрастает до 1,3 М, 1,7 М и, в конце концов, до 2 М (в два раза резвее звука). Комбинированная система наведения включает радиолокационную и инфракрасную головки, автопилот с инерциальной платформой, также радиовысотомер, обеспечивающий полет ракеты на высоте 10-50 м (за 15-20 км до цели ракета понижается до 5 м). Фугасно-полубронебойная боевая часть массой 165 кг снабжена контактным взрывателем с маленькой временной задержкой, обеспечивающим срабатывание снутри корпуса цели. Корвет проекта 056 несет четыре ПКР YJ-83, размещенных на 2-ух двухзарядных пусковых установках меж фок-мачтой и дымовой трубой.
ПВО корвета обеспечивает зенитный ракетный комплекс близкого деяния AJK-10, более узнаваемый под экспортным наименованием FL-3000N. Его восьмизарядная пусковая установка смонтирована над кормовой надстройкой и имеет очень широкий угол горизонтального обстрела - до 280°. Очередной соответствующей чертой ПУ является фактически неограниченный угол вертикального наведения - он добивается 90°, что позволяет поражать воздушные цели прямо над кораблем. Снаружи пусковая установка AJK-10 припоминает аналогичное устройство американо-германского ЗРК RAM, а сам китайский комплекс определяется спецами как era «интеллектуальная копия». ЗРК AJK-10 ведет огнь ракетами HHQ-10 (экспортное обозначение - TY-90). При длине 2 м и поперечнике корпуса 120 мм ракета весит 35 кг и снаряжается 5-кг осколочно-фугасной боевой частью с комбинированным взрывателем - неконтактным лазерным, срабатывающим при просвете поблизости цели, и обыденным контактным, срабатывающим при прямом попадании. Ракета может делать маневры с перегрузкой до 18 g и разгоняться до скорости 2,5 М, по этому способна непоколебимо поражать цели, парящие со скоростью до 1 500 км/ч. Наибольшая дальность стрельбы по дозвуковым целям составляет 9-10 км, по сверхзвуковым - 6-7 км, малая - 400 м. Наибольшая вьюота полета перехватываемой цели - 6 км.
Система наведения HHQ-10 базируется на 2-ух пассивных сенсорах - электрическом и инфракрасном, установленных в носовом обтекателе. Их дополняет малогабаритная инерциальная платформа. Конкретно перед запуском ракета получает нужные данные о цели от корабельной системы боевого управления, а сам полет осуществляется в режиме «выстрелил и забыл». Боекомплект ЗРК AJK-10 на корвете проекта 056 состоит из 24-32 ракет Существенными недочетами того варианта комплекса, который установлен на «Циндао», являются маленькое количество ракет на ПУ и ручная перезарядка. Это делает неосуществимым отражение массированных воздушных атак. Необходимо отметить, что создатель AJK-10 - компания CASIC (China Aerospace Science and Industry Corporation) - разработала более совершенные варианты ЗРК с 18- и 24-зарядными ПУ и устройствами автоматической перезарядки (18-зарядные ПУ, а именно, вошли в состав вооружения авианосца «Ляонин»),
Противолодочное вооружение корвета «Циндао» представлено 2-мя 324-мм трехтрубными торпедными аппаратами - копиями итальянского изделия WASS В515/3. Они установлены снутри кормовой надстройки на уровне полетной палубы, разнесены побортно и стреляют через огромные лючки в бортах. Боекомплект состоит из 12 торпед, часть из которых может употребляться палубным вертолетом. На кораблях используются торпеды 2-ух типов - Yu-7 и ЕТ-52, при этом оба являются копиями западных образцов. Парогазовая торпеда Yu-7 сотворена на базе американской Мк 46 mod. 2. При длине 260 см и массе 235 кг она оснащена боевой частью, весящей 45 кг Наибольшая скорость торпеды на малой глубине добивается 47 узлов, дальность хода -11 км на глубине 15 м либо 6-7 км на наибольшей глубине 460 м. Активно-пассивная гидроакустическая головка самонаведения имеет радиус деяния 550 м. 2-ой эталон - ЕТ-52 - представляет собой электронную торпеду, скопированную с итальянской A244/S. При массе и габаритах, схожих Yu-7, она имеет более легкую боевую часть (34 кг), наименьшую скорость (30 узлов) и дальность хода (6 км), но снабжена более совершенной головкой самонаведения с радиусом деяния 2 000 м.
Обнаружение и ликвидирование неприятельских субмарин на огромных дальностях возлагаются на корабельный вертолет Z-9C - лицензионный вариант французской машины «Aэpocпacьяль»AS.565 «Пантер» (морская авиация КНР располагает приблизительно 25 вертолетами этой модификации). Машина взлетной массой 4,3 т оборудована радаром KLC-1 и опускаемой Угасал типа 605 (оба изделия представляют собой копии французских станций «Варан» и HS-12 соответственно), также аппаратурой передачи данных для загоризонтного целеуказания ПКР YJ-83. Дальность обнаружения надводной цели класса эсминец-фрегат радаром составляет 150 км. Гидроакустическая станция способна обнаруживать субмарины на расстоянии до 10 км. Для поражения подводных целей вертолет может нести две 324-мм торпеды. Вертолет действует с полетной палубы длиной 19,5 м, находящейся в кормовой части корабля. Она поднята над ватерлинией на 5,1 м, что обеспечивает достаточно эффективную защиту вертолета от волн. Неизменное базирование вертолета на корвете не предвидено, ангар отсутствует, но в кормовой надстройке размещены помещения с нужным оборудованием для технического обслуживания винтокрылой машины.
Состав бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) корвета проекта 056 спецы оценивают как не в особенности обеспеченный, но полностью нынешний и отвечающий предназначению корабля. Как и в случае с вооружением, подавляющее большая часть частей БРЭО является копиями забугорных образцов, в той либо другой мере улучшенными. К примеру, двухкоординатный радар обнаружения надводных и воздушных целей типа 364 (экспортное наименование - SR-64C «Сигалл» С) является развитием итальянской РЛС «Селениа» RAN-10S, хотя и отличается другим типом антенны. Радар работает в спектре частот G/H (4-S ГГц) и обеспечивает обнаружение самолетов на средних и огромных высотах на дальности до 500 км, а низколетящих ПКР - на дальности до 50 км. Антенна РЛС имеет интегрированный модуль системы опознавания «свой-чужой», также может применяться для наведения ПКР на исходном участке их линии движения.
Итальянское происхождение имеет и РЛС типа 366 (LR-66), служащая для управления огнем 76-мм артустановки: она разработана на базе радара «Селениа» RTN-20X «Орион». Станция, снабженная тарельчатой антенной, работает в спектре I/J (8-20 ГГц) и способна найти маленькую цель с действенной площадью рассеивания 0,1 кв. м на расстоянии 10 км. Радиолокационное оборудование «Циндао» дополняют еще две станции - навигационная РЛС тип 760 (копия «Ракал/Декка» RM 1290A/D) и тип 754, созданная для обеспечения операций с применением вертолета. Доп средством обнаружения надводных целей является электронно-оптическая станция CCORI IR, включающая низкоуровневую комбинированную (дневную/ночную) телевизионную камеру, инфракрасную камеру и лазерный дальномер. Они смонтированы на стабилизированной в 3-х плоскостях платформе, которая устанавливается на крыше ходовой рубки. Этот комплекс обеспечивает обнаружение целей на дальности до 30 км, а его доп достоинством является пассивный режим работы.
Обнаружение подводных целей обеспечивает гидроакустическая станция с антенной в подкильном обтекателе. Тип ее официально не указывается, но можно представить, что Угасал принадлежит к одному из 2-ух типов - российскому МГК-335ЭМ-03 «Платина-С» (такие Угасал инсталлируются на новых фрегатах проекта 054) либо китайскому S-07 (копия французского сонара DUBA-25; устанавливалась на серии фрегатов проекта 053Н2, вступивших в строй в 1999-2005 годах). Комплекс РЭБ корвета проекта 056 очень скромен по собственному составу: он включает только станцию предупреждения о радиолокационном обнаружении и два устройства отстрела неверных целей. Станция 923-1 (экспортное обозначение - RW-23-1) является копией русской МРП-10М «Накат» М и отличается очень широким спектром обнаруживаемых сигналов - от 2 до 18 ГГц. Устройства отстрела неверных целей представляют собой копии американских шестиствольных 130-мм пусковых установок Мк 137 системы SuperRBOC Мк 36 mod.1. Они стреляют снарядами нескольких типов, оснащенными дипольными радиолокационными отражателями и инфракрасными ловушками. Комплекс средств связи включает радиостанции средне-, коротко- и ультракоротковолновых диапазонов, также две станции сателлитной связи - военную SATCOM STNI-240 и штатскую INMARSAT. Корвет оборудован боевой информационно-управляющей системой (БИУС), но подробности об ее конфигурации пока не размещены. Считается, что она является модификацией БИУС ZKJ-4B/6J, устанавливаемой на фрегатах проекта 054А.
Корветы проекта 056 являются полностью нынешними многоцелевыми кораблями, а их общее строительство дозволит отменно усилить эскортные силы ВМС НОАК. Вкупе с тем спецы отмечают и ряд недочетов, присущих этому проекту. Сначала это касается относительной беспомощности средств ПВО и РЭБ. Также отмечается отсутствие способности для неизменного базирования вертолета. А вот сравнимо малый боекомплект ПКР (всего четыре единицы) недочетом не считается, ведь корабли этого типа будут действовать в группах по 4-6 единиц. Составная конструкция корвета позволяет в предстоящем убрать недочеты и модернизировать корабли. Некие шаги в этом направлении уже предпринимаются: начато строительство корветов проекта 056А, которые в дополнение к подкильной Угасал оборудованы гидроакустической станцией с протяженной буксируемой антенной. Это решение позволяет значительно прирастить дальность обнаружения подводных целей. Дешевый и действенный корабль, которым является корвет проекта 056, полностью закономерно вызвал энтузиазм со стороны забугорных заказчиков. А именно, Бангладеш заказал два корабля в базисной конфигурации (строятся в Ухани), также планирует сделать постройку таких корветов на своей верфи в Кхулне. Для Нигерии строятся два сторожевых корабля проекта P18N, отличающиеся несколько увеличенными размерами и сокращенным составом вооружения, представленного только артиллерийскими системами. Проявляют энтузиазм к кораблю также Пакистан и Казахстан.
Главные свойства корвета 056 Qingdao
Водоизмещение стандартное/полное, т 1300/1440
Длина, м 89
Ширина, м 11,6
Осадка, м 4
Мощность силовой установки, л,с, 14000
Скорость хода, уз 28
Дальность плавания, миль (при скорости, уз) 3500 (18)
Экипаж, чел. 60
Вооружение:
- ракетное 2x2 ПКРК YJ-83, 1x8 3KP AJK-10
- артиллерийское 1x1 76-мм АУ H/PJ-26, 2x1 30-мм АУ H/PJ-15
- торпедное 2x3 324-мм ТА
- авиационное ВПП для вертолета Z-9C
Источник: dogswar.ru