Фронтовой бомбардировщик Ил-28 (СССР)

В итоге последующих работ в конце 1947 г. появился новый проект – Ил-28 с 2-мя РД-45. В отличие от собственных предшественников, новый самолет имел экипаж, уменьшенный до трёх человек (отказались от второго лётчика, ненадобного для фронтового бомбовоза, имеющего ограниченную длительность полета, также воздушного стрелка), и несколько ослабленное оборонительное вооружение (защиту обеспечивала только кормовая пушечная установка, управляемая стрелком-радистом и имеющая расширенный сектор обстрела). Бомбовоз Ил-28 проектировался для доставки обычной бомбовой нагрузки массой 1000 кг, размещенной в грузоотсеке. В перегрузочном варианте самолет был должен брать на борт до 3000 кг бомб (в том числе сильную бомбу ФАБ-3000, созданную для разрушения фортификационных сооружений).

Самолет Ил-28 имел прямое высоко расположенное крыло огромного удлинения и стреловидное хвостовое оперение, обеспечивающее устойчивость и маневренность на скоростях до 900 км/ч. Основной конструктивной особенностью крыла явился технологический разъем по полосы хорд вдоль всего размаха. При всем этом любая половина крыла делилась на ряд панелей, включавшей в себя все элементы продольного и поперечного набора, что позволяло существенно расширить фронт сборочных работ и, как следует, ускорить постройку самолёта. Другие элементы конструкции бомбовоза Ил-28 также были выполнены с учетом требований крупносерийного производства в военное время.
Новым была разработка для самолёта подобного класса автоматической воздушно-тепловой противообледенительной системы (необходимость установки которой давал подсказку опыт войны). Экипаж располагался в 2-ух герметизированных кабинах, летчик и штурман снабжались катапультными креслами, а стрелок-радист в случае трагедии покидал самолет через нижний входной лючок (что было достаточно тяжело на огромных скоростях и время от времени приводило к смерти этого члена экипажа). Рабочее место штурмана размещалось в остекленном носу, где устанавливался оптический бомбардировочный прицел. Летчик имел фонарь «истребительного» типа, обеспечивающий хороший обзор.

Значимые усилия конструкторы ОКБ уделили созданию и отработке оборонительного вооружения машины. В отличие от британцев, на базе опыта внедрения в годы войны самолета «Москито» стопроцентно отказавшихся на собственных реактивных бомбовозах (а именно, самолете «Канберра» – аналоге Ил-28) от оборонительного вооружения и сделавших ставку на увеличение высотных черт, в СССР, также на базе военного опыта, считали, что фронтовая авиация будет действовать в большей степени на малых и средних высотах, позволяющих обнаруживать и поражать малоразмерные цели, а тут стрелково-артиллерийское вооружение возможно окажется очень полезным. Хорошим было признано оснащение самолета кормовой пушечной установкой, имеющей, по сопоставлению с Ил-22 расширенную сферу обстрела в вертикальной и горизонтальной плоскости, также увеличенные скорости наведения. Сначало была предпринята попытка сделать двухпушечную установку с пушками НС-23 на базе одноствольной установки Ил-22, но такая система имела недостаточную маневренность, и было решено создать принципно новейшую конструкцию. Оружейникам ОКБ удалось в сравнимо маленький срок сделать эксклюзивную для собственного времени установку, Ил-Кб имеющую боезапас 225 снарядов на ствол и способную наводиться на ±70° по горизонтали, 60° ввысь и 40° вниз (для сопоставления установка южноамериканского бомбовоза Боинг В-29 имела горизонтальные и вертикальные углы наведения ±30°). Электрогидравлический привод обеспечивал наведение орудия в обычном режиме со скоростью 15-17°/с, а в форсированном режиме – 36°/с. Мощность привода обеспечивала его нормальную работу на скорости до 1000 км/ч.
Для Ил-28 разрабатывался комплекс радионавигационного и связного оборудования. Бомбовоз Ил-28 предполагалось оснастить радиовысотомером, системой слепой посадки и панорамным радиолокатором, обеспечивающим самолетовождение, поиск и прицеливание по наземным целям. Эскизный проект самолёта был утвержден С.В.Ильюшиным 12 января 1948 г. Невзирая на то что задание на фронтовой бомбовоз в то время уже имело ОКБ А.Н.Туполева, было принято решение продолжать разработку Ил-28 в деятельном порядке (только в июне 1948 г. создание этого бомбовоза было легализовано). 8 июля 1948 г. 1-ый опытнейший Ил-28, пилотируемый летчиком-испытателем В.К. Коккинаки, в первый раз поднялся в воздух.

30 декабря 1948 г. начались тесты бомбовоза с более массивным движком РД-45Ф. После удачного окончания промышленных испытаний эта машина была передана на муниципальные тесты, начавшиеся в феврале 1949 г. В мае их результаты были доложены И.В.Сталину сразу с плодами госиспытаний «конкурента» – фронтового бомбовоза Ту-14. После детализированного рассмотрения плюсов и недочетов этих самолетов предпочтение было отдано машине С.В.Ильюшина (Ту-14 также решено было строить серийно, но в варианте торпедоносца).
Макет серийного самолёта, совершивший 1-ый полет 8 августа 1949 г., имел новые движки ВК-1 (2 х 2700 кгс), установленные в гондолах с «поджатием» (такая форма соответствовала «правилу площадей», внедренному на американских боевых воздушных судах только пару лет спустя). Радиоприцел, ранее размещавшийся в хвосте, был перенесен в носовую часть фюзеляжа, ряд конфигураций был внесен в гидросистему, шасси и другие узлы бомбовоза. В процессе муниципальных испытаний была достигнута наибольшая скрость 906 км/ч и дальность с 1000 кг бомб 2445 км.
19 апреля 1950 г. состоялся 1-ый полет лазутчика Ил-28Р, снаряженного фотооборудованием, размещенным в бомбоотсеке и особом фотоотсеке в хвостовой части фюзеляжа. Для роста дальности полета на этом самолете была модернизирована топливная система (доп топливный бак установили в грузоотсеке, не считая того, на консолях крыла имелось два ПТБ). В связи в повышением взлетной массы лазутчика размер колес главных стоек шасси был увеличен, а заместо воздушной системы уборки была использована более мощная гидравлическая.

В 1950 г. был сотворен проект торпедоносца Ил-28Т, созданный для высотного и низкого торпедометания, также постановки минных заграждений. От серийного бомбовоза он отличался удлиненным на 2,2 м грузоотсеком, способным вмещать две авиационные торпеды. На консолях крыла, как и у Ил-28Р, могли устанавливаться ПТБ. Сначало торпедоносцы комплектовались торпедами низкого торпедометания 45-36АН, применявшимися еще в годы войны. Потом в состав вооружения самолетов включили принципно новое орудие, разработанное в 1953 г. под управлением Г.Я. Дилона – реактивную авиационную торпеду РАТ-52, созданную для прицельного высотного торпедометания. Торпеда двигалась в направлении цели по воздуху со скоростью 160-180 м/с, стабилизируемая с помощью парашюта. На высоте 500 м раскрывался большой тормозной парашют. После приводнения парашютная система отделялась, врубался ракетный движок, и на маршевой глубине 2 м РАТ-52 со скоростью 58-68 узлов устремлялась к цели. Масса боезаряда торпеды составляла 240 кг, наибольшая дальность подводного хода достигала 520 м.
Сначала 1950-х годов бомбовоз Ил-28 был вооружен управляемой планирующей бомбой «Чайка», разработанной под управлением А.Д.Надирадзе и снаряженной радиокомандной системой наведения по способу 3-х точек. Под носители этой бомбы – первого эталона высокоточного орудия, поступившего на вооружение отечественой фронтовой авиации, – было переоборудовано несколько 10-ов самолетов Ил-28.
Посреди 1950-х годов был сотворен вариант бомбовоза Ил-28А, созданный для доставки тактической ядерной бомбы (воздушные суда этого типа оставлялись главными носителями русского тактического ядерного орудия прямо до начала 1970-х годов). Массовое создание самолетов было прекращено в 1956 г. на основании решения ЦК КПСС от 12 августа 1955 г. Всего в СССР было выстроено 6000 самолетов этого типа.
Последней русской «боевой» модификацией Ил-28 стал штурмовик Ил-28Ш, разработанный в 1970-е годы и вооруженный блоками НАР на 12 подкрыльевых узлах подвески. Не считая того, по одному из вариантов вооружения этой машины блоки с НАР располагались вертикально в бомбовом отсеке. Пушечное вооружение и бронирование были усилены, экипаж сокращен до 2-ух человек (летчик и стрелок-радист). Предполагалось переоборудовать в Ил-28Ш 300 бомбардировщиков Ил-28, но в штурмовой вариант было изменено только два самолета (в то время уже интенсивно велись работы по спец штурмовику Су-25). До реального время в русских ВВС Ил-28 употребляются в качестве радиоуправляемых воздушных мишеней. Самолет Ил-28 поставлялся ВВС Алжира, Болгарии, КНР, Чехословакии, Египта, Финляндии, Германии, Венгрии, Индонезии, Ирака, КНДР, Морокко, Нигерии, Польши, Румынии, Сомали, Вьетнама, Йемена.
Ил-28 выполнен по обычной аэродинамической схеме с прямым крылом и стреловидным оперением. Крыло – прямое, из высокоскоростных профилей СР-5с, обеспечивающих достижение М=0,85 на Н=7000–8000 м без существенного ухудшения стойкости и маневренности, связанного с проявлением эффекта сжимаемости. Имеется однощелевой закрылок. Фюзеляж круглого сечения, типа полумонокок, имеющий переднюю и заднюю гермокабины. Вертикальное оперение имеет угол стреловидности 41° по 1/4 полосы хорд, горизонтальное – 30°. Движки размещены в мотогондолах, впритирку прилегающих к нижней части крыла. Для получения нужной центровки ТРД расположены в фронтальной части мотогондол. Большой поперечник центробежного компрессора и сравнимо малый поперечник сопла дозволили расположить ниши главного шасси в мотогондолах, а не в фюзеляже, как на Ил-22, что обеспечило завышенную устойчивость самолета при движении по земле.
ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет Ил-28 обустроен обзорной РЛС, бомбардировочным прицелом ОПБ-5С, радиовысотомером, радионавигационным оборудованием. Самолет Ил-28Т обустроен прицелами для высотного и низкого торпедометания и аэрофотоаппаратом в хвостовой части фюзеляжа, созданным для фиксирования результатов торпедометания. Ил-28Р несет комплекс разведывательного фотооборудования. Суммарная масса бронирования – 454 кг. Летчик и штурман располагаются на катапультных креслах, стрелок покидает самолет через лючок. Ил-28Р и Ил-28Т обустроены спасательным плотом ЛАС-3.
ВООРУЖЕНИЕ. Две пушки НР-23 (2 х 23 мм, 2 х 200 снарядов), установленные бездвижно в носовой части, кормовая установка Ил-Кб с 2-мя пушками НР- 23 (2 х 23 мм, 2 х 225 снарядов) с удаленным управлением в кормовой части (на Ил-28Р – одна пушка). Бомбы – на внутренней подвеске. На кассетные держатели могут подвешиваться боеприпасы калибром 50-500 кг, на балочные 1000-3000 кг. Ил-28Т имеет удлиненный отсек боевой на грузки, созданный для размещения 2-ух торпед высотного либо низкого торпедометания.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ. Ил-28 обширно применялся в бессчетных локальных конфликтах. По неким сведениям, маленькое число этих бомбардировщиков прошло «обкатку» в Корее, нанося удары только по целям поблизости полосы соприкосновения войск и не вторгаясь в воздушное место над территорией, контролируемой противником. Воздушные суда использовались русской авиацией в боевых действиях в Венгрии, действуя по узлам обороны и военным объектам мятежников. Ил-28 стали участниками бижневосточных конфликтов 1956, 1967 и 1973 годов. Они ограниченно использовались во Вьетнаме, нанося удары по американским и сайгонским войскам в приграничных районах Северного и Южного Вьетнама.
Во время «Карибского кризиса» 1963 г. на Кубу было ориентировано 42 бомбардировщика-торпедоносца Ил-28 с русскими экипажами (воздушные суда были доставлены на кораблях в разобранном виде). Предполагалось, что в случае южноамериканского вторжения на полуостров «Илы» будут действовать по американским кораблям торпедами, производить воздушную разведку и патрулирование прибрежных вод, также наносить бомбовые удары (в том числе и ядерные) по десанту (для этого на Кубу успели завести 6 тактических атомных бомб). С воздуха Ил-28 должны были прикрываться истребителями МиГ-21Ф-13. Бомбовозы были развернуты на 2-ух аэродромах на западной и восточной оконечностях острова.
Опытнейший Ил-28Ш удачно употреблялся в одном из пограничных конфликтов с Китаем сначала 1970-х годов. Последним вооруженным конфликтом, в каком применялись воздушные суда Ил-28, была война в Афганистане (бомбовозы находились на вооружении афганских ВВС). В январе 1965 г. на аэродроме в Шинданде моджахедам удалось убить на земле фактически целый полк Ил-28.
Тактико-технические свойства Ил-28 Размах крыла 21,4 м; длина самолета 17,45 м; высота самолета 6,2 м; площадь крыла 60,8 м2. Движки: - на опытнейших воздушных судах – ТРД Роллс-Ройс «Нин» (2 х 22,5 кН/2 х 2270 кгс) - на серийных – ТРД ВК-1 (2 х 26,5 кН/2 х 2700 кгс) - Может быть применение взлетных ускорителей ПСР-1500-15 (1650 кгс). МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг.: - обычная взлетная 18 400 - наибольшая взлетная 23 200 - пустого самолета 12 890. ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ: - наибольшая скорость у земли 800 км/ч - на высоте 4000 м 906 км/ч - практический потолок 12 500 м - скороподъемность 15 м/с - наибольшая дальность полета с боевой нагрузкой 1000 кг 2400 км - длина разбега 875 м - длина пробега 920 м.
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.