
Кроме экспортной модификации на базе бомбовоза сделали лазутчик Су-24МР (Т6МР) и постановщик помех Су-24МП. Работы по ним начались за длительное время до возникновения Су-24М, поначалу под обозначениями Т-58МР и Т-58МП соответственно, а с 1976 года как Т6МР и Т6МП. Но ОКБ, сосредоточив свои усилия на разработке и модернизации бомбовоза, сумело впритирку заняться этими машинами только в конце 1970-х. К изготовлению опытнейшего экземпляра лазутчика приступили в 1979 году на заводе в Новосибирске еще до утверждения заказчиком его макета. Основным конструктором самолета был Л. Лонгвинов.
В связи с новым предназначением машины из прицельно-навигационной системы ПНС-24М, включая РЛС фронтального обзора, на борту оставили только навигационный комплекс НК-24МР. При всем этом освободившиеся объемы использовали для размещения разведывательного оборудования. Самолет был обустроен бортовой РЛС бокового обзора «Штык» и комплексом разведки БКР-1, разработанным в НПО «Вега-М». Комплекс включал в себя средства инфракрасной, радиотехнической, телевизионной, лазерной и радиационной разведки. Имелись на самолете камеры для панорамной (АП-402М) и многообещающей (АФА А-100) фотосъемки. При всем этом фотопленки проявлялись на борту и сбрасывались в капсулах в данном районе, а остальная информация передавалась на землю по радиоканалам. Часть разведывательного оборудования располагалась в фюзеляже, а остальное - в контейнерах: «Эфир-1М» -под крылом, а «Шпиль-2М» и «Тангаж» - под фюзеляжем.
Для защиты самолета от воздушного противника в его арсенале имелись две ракеты Р-60. С таковой нагрузкой радиус деяния лазутчика составлял от 410 до 560 км без дозаправки топливом в полете, а глубина разведки противника за линией боевого соприкосновения достигала 400 км. Наибольшая скорость Су-24МР с контейнерами «Эфир-1М», «Шпиль-2М» и 2-мя ракетами Р-60 достигала 1200 км/ч, а без подвесок зависимо от высоты 1500-1600 км/ч, потолок - 17 000 метров, а дальность с доп баками - 2500 км.
25 июля 1980 года летчик-испытатель ОКБ А.А. Иванов поднял в воздух 1-ый опытнейший экземпляр лазутчика Т6МР-26. Муниципальные тесты, в каких участвовали две машины, завершились в ноябре 1982-го, и в том же году он был принят на вооружение. 1-ый серийный экземпляр Су-24МР 13 апреля 1983 года облетали летчик-испытатель В.Т. Выломов и штурман-испытатель В.С. Шкуратов. В ВВС Су-24МР начали осваивать летом 1983 года пилоты 4-го ЦБПиПЛС, а из строевых частей - летчики 47-го ограп (Шаталово), где с 1987-го по 1988 года удачно прошли войсковые тесты лазутчика. Там же 20 июня 1988 года утратили 1-ый Су-24М. При заходе на посадку из-за отказа гидросистемы не вышли опоры шасси. Экипаж обязан был катапультироваться. Это не единственный таковой случай.

А именно, 19 сентября 1991 года после выполнения полета на непростой пилотаж экипаж Су-24МР (подполковник В.С. Синицкий и инструктор полковник В. Мироненко) ворачивался на собственный аэродром. При заходе на посадку не вышли главные опоры шасси. Все пробы, включая создание знакопеременных перегрузок не привели к хотимому результату. Тогда экипаж решил произвести посадку на грунтовую ВПП с касанием ее колесами фронтальной опоры. Во время захода на посадку внезапно вышла левая стойка. Приземление было выполнено безупречно с повреждением только законцовки правой консоли крыла, тормозного щитка и фальшкиля. Спустя 10 лет самолет в первый раз показали общественности на выставке «Мосаэрошоу-92», предшественнице будущих МАКСов.
Наряду с лазутчиком Су-24МР на базе бомбовоза был сотворен постановщик помех. Первым опытнейший эталон машины Т6МП-25 поднял в воздух14 марта 1980 года летчик-испытатель ОКБ А.С. Комаров. Муниципальные тесты постановщика помех, получившего обозначение Су-24МП, завершились в ноябре 1982 года. Выпуск самолета ограничили 10 машинами, и 1-ый его экземпляр облетал экипажем в составе: командир - И.Я. Сушко, штурман - В.Я. Глинчиков в Новосибирске 7 апреля 1983 года. Сначала 1980-х в ОКБ разрабатывалась большая модификация Су-24БМ с движками АЛ-31Ф. Но далее эскизного проекта и натурного макета машины дело не пошло. Можно только представить, что предпосылкой тому стало возникновение истребителя-бомбардировщика Су-27ИБ, предшественника Су-34.
Технические свойства Су-24М
Размах крыла, м
- наибольший (69 град) 17,64
- малый (16 град) 10,37
Длина самолета, м 24.59
Высота самолета, м 6.19
- при угле 69 град. 51,02
- при угле 16 град. 55,16
Площадь крыла, м2
Масса, кг
- пустого самолета 22300
- обычная взлетная 33500
- наибольшая взлетная 39700
- наибольшая посадочная 28000
Горючее, кг
- внутренние топливо 9800
- ПТБ 6590
Тип двигателя 2 ТРДФ НПО Сатурн АЛ-21Ф-3А
Тяга, кН
- нефорсированная 2 х 76.49
- форсированная 2 х 110.32
Наибольшая скорость, км/ч
- на высоте 1700
- на уровне моря 1400
Перегоночная дальность, км
- с одной дозаправкой 4270
- с 2-мя ПТБ 2850
Боевой радиус деяния, км
- без ПТБ 390
- с ПТБ 560
Практический потолок, м 11000
Макс. эксплуатационная перегрузка 6.5
Экипаж, ч 2
Вооружение:
- одна интегрированная 23-мм пушка ГШ-6-23М с 500 снарядами
Боевая нагрузка - 8000 кг на 8 узлах подвески
- управляемое и корректируемое вооружение класса "воздух-поверхность" (ракеты Х-23, Х-23М, Х-28, Х-25МР, Х-25МЛ, Х-29Л, Х-29Т, Х-31П, Х-58У, Х-58Е, Х-59; авиабомбы КАБ-500Л, КАБ-500КР, КАБ-1500Л);
- неуправляемое вооружение (авиабомбы ФАБ-100, ФАБ-250, ФАБ-500М62, ФАБ-500М54, ЗБ-500Ш, ЗБ-500ГД, РБК-250, РБК-500, НУРСы С-5, С-8КО, С-13Т, С-13ОФ, С-24Б, С-25ОФ, С-25ОФМ);
- управляемое ракетное вооружение класса "воздух-воздух" (до 2 ракет Р-60 либо Р-60М).
В 7 точках могут подвешиваться контейнерные системы типа КМГУ, в 3-х - навесные пушечные установки СППУ-6 с подвижной шестиствольной пушкой 9А-620 либо 9А-768 калибра 23 мм с боекомплектом 400 снарядов в каждой
Источник: dogswar.ru