ArtGuns » Военная авиация » Учебно-боевые самолеты Су-15УТ / Су-15УБ / Су-15УМ (СССР)

Учебно-боевые самолеты Су-15УТ / Су-15УБ / Су-15УМ (СССР)

30 март 2025, Воскресенье
6
0
Всякий раз после возникновения новейшей машины встает задачка переучивания на нее летного состава, зачем требуется двухместный учебно-тренировочный вариант. Не стал исключением и Су-15, тем паче что его предшественники Су-7У и Су-9У не достаточно подходили для этих целей. Сначало на спарке предполагалось сохранить оборудование и вооружение перехватчика, включая ракеты Р-98 и радиолокационный прицел. Полный набор документации на учебный самолет выпустили в срок - к озари 1966 года. Но производственные мощи завода в Новосибирске не разрешали впору перейти к изготовлению машины. К тому же на выходе была новенькая РЛС «Тайфун», которая так и «просилась» на спарку. В конечном итоге было предложено поначалу выстроить облегченный вариант машины Су-15УТ (У-58Т, изделие «42») без РЛС и вооружения и потом перейти к учебно-боевой модификации. Министерство авиационной индустрии (в 1965 году ГКАТ преобразовали в министерство) поддержало предложение ОКБ. От боевого Су-15УТ отличался сначала 2-мя кабинами: обучаемого и инструктора. Для этого в фюзеляже пришлось уменьшить объем топливного бака №1 на 900 л., а для частичной компенсации понижения припаса горючего в хвостовой части фюзеляжа расположили доп 180-литровый бак №5. При всем этом для сохранения данного спектра центровок в носовой части фюзеляжа (где ранее размещалась РЛС) расположили балласт. Для обеспечения инструктору обзора вперед на взлете и посадке подвижную часть фонаря 2-ой кабины оснастили перископом. В конечном итоге припас горючего сократился до 5010 кг, но пустой самолет потяжелел до 10 660 кг. 1-ый летный экземпляр спарки выстроили летом 1968 года, и 26 августа летчик-испытатель Е.К. Кекушев выполнил на нем 1-ый полет, а муниципальные совместные тесты завершились в конце февраля будущего года. В полете 20 января 1969 года, после «обжатия» Су-15УТ по перегрузке, на посадке у него не вышли главные опоры шасси. Кукушеву пришлось применить «чкаловский» набор фигур пилотажа с созданием перегрузок, и только после пятой пробы стойки выпустились. На земле выяснилось: предпосылкой тому стало отступление от технологии сборки машины - зазоры меж щитками шасси и куполами крыла были меньше допустимых. Как и ожидалось, летные данные «спарки», по сопоставлению с Су-15, усугубились: дальность полета снизилась до 1390 км, потолок - до 17 700 метров, уменьшился припас путной стойкости на скорости близкой к наибольшей. Для увеличения дальности полета и потолка (которые для учебной машины были не настолько важны) требовалось прирастить тягу движков и припас горючего. Что было проблематично. Не лучше обстояло дело и с путной устойчивостью, так как для увеличения ее припаса следовало удлинить фюзеляж либо прирастить вертикальное оперение. Решая эту задачку, конструкторы пошли кратчайшим методом, расположив под фюзеляжем опытнейшего экземпляра спарки У-58Т доп килевые поверхности (гребни). Но опыт, проведенный весной 1970 года, показал, что это практически ничего не дает. В конечном итоге пришлось ограничить число М до 1,75. Серийные Су-15УТ отличались от опытнейшего экземпляра только крылом с изломом фронтальной кромки и задействованной системой сдува пограничного слоя с закрылков. На них сохранились одноколесная передняя стойка шасси и носовой обтекатель носовой части фюзеляжа конический формы. 1-ые 5 машин сдали заказчику весной 1970 года, и в июле самолет приняли на вооружение. Су-15УБ (У-58Б) Спустя два года после сотворения Су-15УТ дело дошло и до его учебно-боевого варианта, получившего в ОКБ обозначение У-58Б. Самолет, отличавшийся от предшественника, приемущественно, установкой РЛС «Тайфун», выстроили в Новосибирске в мае 1970 года. Для чего средства растрачивали на эту машину, неясно, так как еще на стадии производства рабочих чертежей было ясно, что центровка из-за томного «Тайфуна» будет очень фронтальной, что плохо отразится на маневренности машины, тем паче учебной. Так оно и вышло, а самолет после окончания испытаний превратили в учебное пособие. Су-15Разум (У-58М) Последней модификацией спарки стал Су-15Разум (У-58М, изделие «43»), запущенный в массовое создание в 1976 году. В отличие от его предшественника, на нем установили движки и крыло с Су-15ТМ, сохранился и штатный обтекатель носовой части фюзеляжа оживаль-ной формы. На машине из-за отсутствия РЛС использовались только ракеты Р-98М и Р-60 с термический ГСН, бомбовое вооружение и контейнеры УПК-23-250. Серийно выпускался в 1976-80 годы.

Источник: dogswar.ru

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!