ArtGuns » Военная авиация » Бомбардировщик Су-24М (СССР)

Бомбардировщик Су-24М (СССР)

23 март 2025, Воскресенье
0
0
К модернизации бомбовоза в вариант Су-24М официально приступили в согласовании с постановлением правительства о принятии машины на вооружение. Но проработкой новых технических решений, позволявших расширить боевые способности самолета, начали занимать за длительное время до возникновения этого документа. Су-24М предназначался для ведения боевых действий на всю глубину оперативного построения группы армий и базирования тактической авиации противника на глубину 300-400 км от полосы фронта. Применяться самолет был должен круглые сутки в обычных и сложных метеоусловиях, в том числе на максимально малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных подвижных и недвижных тактических и оперативно-тактических целей при ручном, автоматическом и автоматическом управлении самолетом. Модернизация началась с разработки оборудования дозаправки топливом в полете и оснащения машины новым прицельным оборудованием и вооружением. Самолет оснастили модернизированной пилотажно-навигационной системой ПНС-24М и ракетой класса «воздух-поверхность Х-59 с телевизионно-командной системой наведения «Текон-1». Кроме этого, в арсенал машины вошли управляемые ракеты С-25Л, Х-25, Х-29Т и корректируемая бомба КАБ-500Л с пассивными лазерными ГСН, Х-29Т с телевизионной ГСН, ракеты Х-23 и Р-60, разовая бомбовая кассета РБК калибра 500 кг, контейнер компактных грузов КМГУ, зажигательные баки 3Б-500, 3Б-500АСМ, 3Б-500ШМ, реактивные снаряды С-5, С-8, С-24 и С-25, авиабомбы калибра от 100 до 1500 кг и спецбоеприпасы. В арсенале машины сохранилась интегрированная пушка ГШ-6-23 с боекомплектом 500 патронов, которую дополняют СППУ-6А с такими же орудиями. Под центропланом допускалась подвеска доп топливных баков емкостью по 3000 л., а под фюзеляжем - 1-го 2000 л.. Кроме этого, имеется система дозаправки топливом в полете, включающая не только лишь топливоприемник, да и унифицированный навесной агрегат заправки УПАЗ. Таким образом, Су-24М может производить не только лишь дозаправку топливом, да и преобразовываться в летающий танкер. Снаружи модернизированный самолет Т6М отличается от предшественника удлиненной носовой частью фюзеляжа и штангой ПВД. В 1977 году 29 июня в Новосибирске опробовали в воздухе 1-ый макет самолета под обозначением Т6М-8. Спустя полгода 17 декабря фабричные испытатели летчик В.Т. Выломов и штурман А.Н. Косарев облетали и 1-ый предсерийный экземпляр машины Т6М-23, а в январе 1978-го в воздух поднялся Т6М-24. В них на сто процентов реализовали вид Су-24М. Муниципальные тесты отдельных систем и вооружения грядущего Су-24М начались в декабре 1976 года на доработаном серийном Су-24 (Т6М-22) с лазерным дальномером-целеуказателем «Кайра». Потом к испытаниям подключили Т6-20 и Т6-21, на которых отрабатывалась телевизионно-командная аппаратура управления ракетой Х-59. На первом шаге совместных муниципальных испытаний, завершенном в ноябре 1979 года, участвовало семь опытнейших машин. Успешное окончание первого шага муниципальных совместных испытаний (ГСИ) позволило запустить машину в массовое создание и 1-ый ее экземпляр, созданный для поставки военным (Т6-29М), сдали заказчику летом 1979 года. 2-ой шаг ГСИ, связанный с испытаниями вооружения прицельно-навигационной системы проходил с марта 1980-го по май 1981 года. Для этого завлекли воздушные суда: Т6М-23, Т6М-24 и с Т6М-28 по Т6М-32. Но не все полеты завершились благополучно. Так, в 1977 году 19 июля потерявший маневренность Т6-6 унес жизнь летчика-испытателя В.А. Кречетова. В тот денек ему совместно А. Ивановым предстояли тесты нового военно-морского спасательного костюмчика - ВМСК — на режиме наибольшей скорости на высоте 1000 метров. Взлетели, вышли на сверхзвуковую трассу и начали разгон. После разгона до скорости 1380 км/ч самолет резко бросило в левый наклон и очень затрясло, а потом последовал взрыв и самолет стал неуправляем. «Владимир, - говорил потом Н. Иванов, -перенес правую руку с ручки управления самолетом на держки катапультирования, демонстрируя тем мне: «Делай, как я». Я выдернул их, но кресло не пошло, кабина в это время заполнилась дымом, начался пожар. Мне удалось скинуть вручную фонарь кабины, катапультироваться и нормально приземлиться. Минут через 40 меня подобрал спасательный вертолет. Находясь под куполом, пробовал найти 2-ой парашют, но ни в воздухе, ни на земле его не увидел...». Спустя два года 22 июня постановлением правительства самолет приняли на вооружение под обозначением фронтовой бомбовоз Су-24М. По оценке профессионалов, боевая продуктивность Су-24М, по сопоставлению с предшественником, возросла в полтора-два раза. Но тесты машины, ее вооружения (в том числе и многообещающего) и оборудования длилось. И они тоже не обходились без жертв. А именно, 3 июля 1984 года, скоро после запуска ракет на полигоне, зажегся один из движков, при всем этом летчик-испытатель ОКБ Г.Н. Шаповал успешно катапультировался, у А.Ф. Сидоренко не сработало катапультное кресло... Спустя 10 лет 11 марта не возвратились из полета летчики-испытатели НИИ ВВС В.Н. Горелов и В.А. Колбаско. На 26-й минутке полета в сложных метеоусловиях на удалении 79 км от аэродрома самолет столкнулся c землей... Причину катастрофы так и не установили, но представили, что она связана с конструктивным недочетом машины. Недешево обошлись стране полеты на воздушных судах Сухого с движками АЛ-7Ф и АЛ-21Ф, но такое было время. Предстоящая модернизация машины пошла по классическому пути - обновлению ее прицельно-навигационного оборудования и вооружения. 1-ые такие машины поступили в липецкий ЦБПиПЛС. На учениях «Рубеж-2004» на высокогорном полигоне «Эдельвейс» близ города Балыкчы у озера Иссык-Куль (Киргизия) испытали три модернизированных фронтовых бомбовоза Су-24М2. На этих машинах было установлено новейшее бортовое радиоэлектронное оборудование, включая приемник GPS и высокоточное орудие, позволившее прирастить его боевые способности три-четыре раза по сопоставлению с предшественником. Продуктивность внедрения Су-24М2 оказалась настолько высока, что военные заявили о скорой модернизации в этот вариант самолетов Су-24М. Одним из представителей высокоточного орудия тогда числилась ракета Х-31, сделанная в 2-ух вариантах: с активной радиолокационной и пассивной ГСН. Ее тесты проводились с самолетов МиГ-27 и Су-24М. Сначала 1990-х, после демонстрации на «Мосавиашоу-92» ракетой заинтересовались америкосы, при этом в варианте мишени. Ее демо запуски с самолета Су-24М проводились в присутствии представителей США в Ахтубинске в первой половине 1990-х. После чего США закупили несколько партий ракет-мишеней Х-31М для тренировки собственных зенитных расчетов. Работы по интеграции новых систем бортового электрического оборудования проводились компанией «Гефест и Т», расположенной в подмосковном Жуковском. На воздушных судах, а именно, заместо бортовой ЦВМ «Орбита-10» установили ПК СВП-24, приемник сателлитной навигации ГЛОНАСС/NAVSTAR, коллиматорный индикатор КАИ-24 и телевизионный индикатор ОР-4ТМ. При всем этом инерциальную (ИНС) и сателлитную (ГЛОНАСС/NAVSTAR) соединили в единую навигационную системы, куда также вошли ЦВМ и трехмерная электрическая база географических данных. Она обеспечивает возможность долгого маловысотного полета над равнинной местностью на высоте 30-50 метров, а на маленьких участках и ниже. Все это, а именно, повысило точность поражения целей баллистическими авиабомбами и реактивными снарядами, также пушечными установками в 4-8 раз зависимо от режима полета. В полтора-два раза снизилась возможность поражения самолета средствами ПВО противника при решении боевой задачки за счет бомбометания со свободного маневра. Внедрение же нового наземного комплекса подготовки и контроля полетных заданий уменьшило время предполетной подготовки в 5-6 раз. Сейчас в арсенал Су-24М2 входят управляемые ракеты Х-31 А, Х-31П и Х-59М, корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр с телевизионной системой наведения и электрические систем радиоэлектронной борьбы. Сообщается, что улучшенный Су-24М2 сделал 1-ый полет в 2001 году и с того времени выставляется на разных авиашоу с подвешенными управляемыми ракетами и бомбами новых типов. Су-24М2 в первый раз показали на авиационно-космическом салоне МАКС-2001. Модернизировали и экспортный вариант бомбовоза, получивший обозначение Су-24МК2, и 1-ые семь таких машин получили Алжир. 1-ые два Су-24М2, модернизированные в Новосибирске, летом 2006 года прибыли в Липецкий Центр боевого внедрения 7 декабря 2007 года. В конце такого же месяца НАПО имени В.П. Чкалова послало четыре машины в 302-й бомбардировочный авиаполк 93-й бомбардировочной авиадивизии 11-й воздушной армии, базирующийся на аэродроме Переяславка в Хабаровском крае. Правда, план модернизации 2007 года выполнили только наполовину. Но скоро индустрия нагнала упущенное и укомплектовала полк модернизированными машинами. В 1986 году было принято решение о разработке специальной экспортной модификации Су-24М. 1-ый предсерийный самолет Т6МК (Су-24МК) сделали в Новосибирске весной 1987 года и 30 мая экипаж промышленных испытателей (летчик Е.Н. Рудакас и штурман В.В. Рудаков) проверили машину в полете. Главными отличиями экспортной модификации от Су-24М были состав оборудования и вооружения. А именно, к самолету прилагались ракеты Х-25М/МЛ, Х-29Л/Т, /58, Х-59МЭ, корректируемые бомбы КАБ-500Кр и КАБ-1500Л, Р-60 и новая Р-73К. Предусмотрена подвеска блоков с неуправляемыми ракетами различных калибров и контейнеров с подвижными пушечными установками СППУ. Имелась и интегрированная пушка ГШ-6-23. Массовое создание самолета началось в последующем 1988 году, а его 1-ый полет состоялся 17 мая. Экспортировать Су-24МК начали в 1988 году. Поначалу 15 машин заполучила Ливия, и 1-ые 6 из них доставили весной 1989 года самолетами Ан-22. Вторым покупателем в конце 1989 года (20 Су-24МК) стала Сирия. Потом поставки последовали в Алжир, Ирак и Иран. Технические свойства Су-24М Размах крыла, м - наибольший (69 град)  17,64 - малый (16 град)  10,37 Длина самолета, м  24.59 Высота самолета, м  6.19 - при угле 69 град.  51,02 - при угле 16 град.  55,16 Площадь крыла, м2 Масса, кг - пустого самолета  22300 - обычная взлетная  33500 - наибольшая взлетная  39700 - наибольшая посадочная  28000 Горючее, кг - внутренние топливо  9800 - ПТБ  6590 Тип двигателя  2 ТРДФ НПО Сатурн АЛ-21Ф-3А Наибольшая скорость, км/ч - на высоте  1700 - на уровне моря  1400 Перегоночная дальность, км - с одной дозаправкой  4270 - с 2-мя ПТБ  2850 Боевой радиус деяния, км - без ПТБ  390 - с ПТБ  560 Практический потолок, м  11000 Макс. эксплуатационная перегрузка  6.5 Экипаж, ч  2 Вооружение:  одна интегрированная 23-мм пушка ГШ-6-23М с 500 снарядами Боевая нагрузка - 8000 кг на 8 узлах подвески - управляемое и корректируемое вооружение класса "воздух-поверхность" (ракеты Х-23, Х-23М, Х-28, Х-25МР, Х-25МЛ, Х-29Л, Х-29Т, Х-31П, Х-58У, Х-58Е, Х-59; авиабомбы КАБ-500Л, КАБ-500КР, КАБ-1500Л); - неуправляемое вооружение (авиабомбы ФАБ-100, ФАБ-250, ФАБ-500М62, ФАБ-500М54, ЗБ-500Ш, ЗБ-500ГД, РБК-250, РБК-500, НУРСы С-5, С-8КО, С-13Т, С-13ОФ, С-24Б, С-25ОФ, С-25ОФМ); - управляемое ракетное вооружение класса "воздух-воздух" (до 2 ракет Р-60 либо Р-60М). В 7 точках могут подвешиваться контейнерные системы типа КМГУ, в 3-х - навесные пушечные установки СППУ-6 с подвижной шестиствольной пушкой 9А-620 либо 9А-768 калибра 23 мм с боекомплектом 400 снарядов в каждой

Источник: dogswar.ru

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!