Истребитель-перехватчик JA-37 Viggen (Швеция)
Истребитель-бомбардировщик JA-37 Viggen предназначен для действии по наземным и морским целям с возможностью перехвата воздушных объектов. Разработка самолета началась в 1962 г. 1-ый полет опытнейший самолет сделал 8 февраля 1967 г., а 1-ый одноместный всепогодный AJ-37 под заглавием «Вигген» (viggen — удар молнии) поднялся в воздух 23 февраля 1971 г. Аббревиатура AJ (Attak-Jakt) значит штурмовик, истребитель-бомбардировщик. Поставки для ВВС Швеции начались 21 июня 1971 г., выстроено 110 самолетов. В 1971-1990 гг. для ВВС Швеции изготовлено 329 самолетов JA-37 Viggen различной модификации. На экспорт воздушные суда не поставлялись из-за ограничений, навязанных компании Saab государственным законодательством.
Самолет JA-37 Viggen спроектирован как биплан-тандем без горизонтального оперения. Конфигурация имеет огромное низкорасположенное заднее треугольное крыло и высокорасположенное маленькое треугольное фронтальное крыло с закрылками. Такая схема крыльев в купе с массивным ТРД обусловливала высочайшие взлетно-посадочные свойства, что позволяет использовать самолет с маленьких ВПП либо участков авто дорог длиной до 500 м. Проект предугадывал заход на посадку со скоростью понижения до 5 м/с, зачем самолет комплектовался особым шасси, способным погасить такую огромную вертикальную скорость понижения. Реверс тяги вкупе с антиблокировочной системой колесных тормозов обеспечивали маленький пробег.
Одноместная кабина оборудована катапультируемым креслом и системой кондиционирования, имеет остекление, защищающее при столкновении с птицами.
Оборудование на базе нынешней авиационной электроники включает ИЛС, соединенный через бортовик с цифровой системой управления вооружением, аппаратуру РЭБ и предупреждения об облучении. Для навигации применяется доплеровская РЛС и радиовысотомер, а для всепогодной посадки - тактическая система наведения и посадки по устройствам. Моноимпульсная РЛС Эриксон PS-37/A (UAP-1011) с антенной Кассегрена, работающая в спектре X, имеет режимы поиска и обнаружения целей, измерения дальности и сопровождения наземных целей, также обеспечивает картографирование местности и предупреждение о наземных препятствиях.
Навесное вооружение AJ-37 Viggen массой до 6000 кг располагается на 7 внешних узлах (четыре под крылом и три под фюзеляжем) и включает противокорабельные УР SAAB Rb04E, УР класса «воздух-земля» Rb05A либо Rb75 (AGM-65 «Мейверик»), бомбы, контейнеры с НАР «Бофор» (135 мм) и пушками.
Последующей моделью Viggen стал вариант фоторазведчика SF-37 (spanning foto - фоторазведка), который предназначапся для подмены самолетов S-35E «Дракен». 1-ый полет выполнен 21 мая 1973 г., поставки начались в апреле 1977 г., выстроено 26 машин. Самолет обустроен семью фотокамерами, размещенными в носовом отсеке фюзеляжа. Вероятна подвеска контейнеров с доп разведывательным оборудованием.
Морской разведывательный вариант SH-37 (spanning havsovervskning - морское наблюдение) в первый раз поднялся в воздух 10 декабря 1973 г. Этот самолет оснащен далеким радиолокационным оборудованием PS-371/A, оптимизированным для эксплуатации над аква поверхностью, и фотокамерой RKA 40 для фиксации обстановки на экранах РЛС. Дополнительное разведоборудование расположено снаружи на высокорасположенных пилонах. Стандартный вариант подвески; с левого борта - контейнер с ночной фотоаппаратурой, с правого - контейнер с длиннофокусным многообещающим аэрофотоаппаратом (LOROP). Поставки морского лазутчика начались с 19 июня 1975 г., выстроено 26 самолетов.
На базе AJ-37 Viggen сотворен двухместный учебно-боевой самолет Sk-37, 1-ый полет которого состоялся 2 июля 1970 г., выстроено 18 машин. Он имеет удлиненный киль и сохраняет стандартную конструкцию носовой части. Из оборудования исключен радар, а для ориентации употребляется доплеровское оборудование и дальномерная аппаратура (DME). Из-за установки допопнительной кабины на Sk-37 уменьшен припас горючего, потому он нередко употребляется с навесноыми топливными баками.
Для подмены самолетов J-35 «Дракен» по выполнению задач ПВО сотворен одноместный всепогодный перехватчик JA-37 Viggen с возможностью выполнения задач штурмовика. Разработка началась в 1972 г., 1-ый попет состояпся 4 июня 1974 г., а с 1977 по июнь 1990 г. поставлено 149 самолетов.
На JA-37 Viggen установлен ТРДЦФ, разработанный на базе южноамериканского штатского мотора Пратт-Уитни ГГ80-22. Горючее располагается в 6 баках: 2-ух крыльевых и 4 фюзеляжных. На центральном подфюзеляжном пилоне вероятна установка навесного бака.
Система управления полетом бустерная необратимая, поперечное и продольное управление осуществляется элеронами, путное управление - рулем направления. На прошлых вариантах AJ, SF, SH и Sk имеется аналоговая автоматическая система управления, а на JA-37 - 1-ая за рубежом на серийном военном самолете цифровая система Ханнуэлл/Сааб-Скания SA07, повышающая устойчивость и маневренность самолета при ручном управлении.
На JA-37 Viggen использована импульсно-доплеровская РЛС Эриксон PS-46/A (UAP-1013), работающая в спектре частот 1/J и владеющая высочайшей помехоустойчивостью. РЛС работает в режимах поиска, захвата, сопровождения (в том числе при сканировании) и подсвета целей, измерения дальности до наземных объектов. Не считая того, установлена центральная цифровая ЭВМ Сингер-Кирфот SKC-2037, ИНС Сингер-Кирфот KT-70L, автоматическая система регулирования скорости полета, авиагоризонт и радиооборудование, радиовысотомер, система SATT предупреждения о радиолокационном облучении, тактическая система TILS инструментальной посадки, цифровой вычислитель характеристик Гаррот Эрисерч LD-5. В кабине расположены 2 индикатора на ЭЛТ (тактической остановки для навигации и радиолокационный для всепогодного перехвата) и ИЛС, имеются индикаторы характеристик систем и состояния вооружения. Общая масса 50 блоков БРЭО составляет приблизительно 600 кг.
В процессе модернизации самолет оснастили системой межсамолетной связи, обеспечивающей обмен радиолокационной информацией меж несколькими самолетами JAS-39 (наподобие системы, применяемой на МиГ-31), и улучшенной РЛС для автоматизации атаки воздушных целей с применением пушки.
Перехватчик JA-37 Viggen вооружен пушкой Эрликон КСА (калибр 30 мм, скорострельность 1350 выстр./мин, боекомплект 150 снарядов). На 7 узлах (три подфюзеляжные и четыре подкрыльевые) вероятна подвес ка 2-ух УР класса «воздух-воздух» Rb71 («Скай Флеш») с полуактивной радиолокационной ГСН и двух-четырех УР близкого воздушного боя Rb24/Rb74 (AIM-9 «Сайдуиндер») с ИК ГСН. Для действий по наземным целям могут быть установлены 4 контейнера с 24 НАР ( калибр 13.5 мм).
Предстоящая модернизация самолетов AJ, SF и SH привела их к эталону AJS-37, который содержит в себе установку новых цифровых баз данных, позволяющих многоцелевое внедрение самолетов, радиолокационной системы, работающей в режиме отслеживания рельефа местности, сопоставимость с некими типами вооружений, предназначенных для самолетов JAS-39 «Грипен». Самолет, доделанный по варианту AJS-37, при выполнении задач ПВО несет до 6 УР класса «воздух-воздух»: Rb24/2J, Rb71 и Rb74. Ударные и разведывательные воздушные суда AJS-37 вооружаются ПКР Rbl5P и ракетами класса «воздух-земля» Rb75, НАР, также УР Rb74 для самообороны.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства AJ-37 Экипаж, чел. 1 Скорость, км/ч: наибольшая на высоте около 10 км 2125 наибольшая на высоте до 3 км 1470 Практический потолок, м 15500 Дальность деяния, км 400-870 Масса, кг: наибольшая взлетная 20500 обычная взлетная 15875 пустого самолета 9000 Наибольшая боевая нагрузка, кг 6000 Габариты самолета, м: размах крыла 10,60 длина 15,45 высота 5,80 Движок, кгс: ТРДДФ Svenska Flygrnotor RM8A 6690/11790
Источник: dogswar.ru
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.