Истребитель-бомбардировщик Etendard (Франция)

Первым из них 23 июля 1956 г. сделал полет самолет Etendard II, являвшийся развитием более ранешних самолетов семейства «Мистер». Он имел стреловидные крыло и хвостовое оперение, трехопорное шасси, наименьшие габаритные размеры и 2 турбореактивных мотора Турбомека Габизо тягой 1100 кг. Но проблемы с движками привели к прекращению разработки этого самолета.
2-ой финансируемый макет имел обозначение Etendard VI. В целом похожий с самолетом Etendard II, в качестве силовой установки он использовал 1 движок Бристоль Сиддли Орфей ВОг. с тягой 2200 кг, с которым и поднялся в первый раз в воздух 16 марта 1957 г. Планировалось, что на серийные воздушные суда будут устанавливаться движки Орфей ВОг 12. развивавшие на форсаже тягу 3706 кг. Но в предстоящем работа над самолетом была прекращена.
С самого начала компания избрала летательный аппарат с увеличенными размерами, в каком могло располагаться больше горючего и поболее массивные движки, чтоб он мог употребляться в качестве палубного многоцелевого истребителя. Это оказалось правильным решением, и после первого полета 24 июля 1956 г. ВМС Франции начали проявлять энтузиазм к самолету. Был заключен договор на продолжение его разработки. но уже под обозначением Etendard IVM.
Начальный договор предугадывал поставку 1-го макета и 6 вполне флотских предсерийных моделей Etendard IVM. Последний самолет имел складывающееся крыло увеличенной площади, увеличенный руль направления, усиленные стойки шасси с огромным ходом амортизации, носовую стойку шасси изменяемой длины, катушку катапульты и тормозной крюк. В качестве силовой установки употреблялся 1 турбореактивный движок SNECMA «Атар» 08В тягой 4400 кг. Воздушные суда Etendard IVM, которых было выстроено 69 экземпляров, начали поступать на вооружение ВВС в январе 1962 г., упаковав французские авианосцы «Клемансо» и «Фош».
Вариант Etendard IVB единственный опытнейший самолет с движком Эвон 51 и закрылками со сдувом пограничного слоя.
Etendard IVP — следующее развитие последнего предсерийного самолета Etendard IVM в качестве макета для разведывательного самолета и самолета-заправщика; не считая носовой заправочной штанги, воздушные суда Etendard IVP были обустроены «ранцевой» («buddy-pack») бобиной со шлангом, разработанной компанией «Дуглас Эйркрафт», которая позволяет использовать их в качестве самолетов-заправщиков для ударных истребителей, базирующихся на авианосцах.
Фуррор этих самолетов в эксплуатации привел к тому. что компания «Дассо» сначала 70-х годов получила договор на разработку модернизированного варианта, известного под заглавием Super Etendard. Два макета были изготовлены за счет модификации планеров Etendard IVM.
1-ый из них, совершивший полет 28 октября 1974 г., употреблялся для отработки мотора и испытательных стрельб ПКР «Экзосет» класса «воздух-поверхность», которой предполагалось вооружить этот самолет. 2-ой макет взлетел 25 марта 1975 г. и активно эксплуатировался для сотворения навигационной системы и отработки способностей бомбометания. Начальный договор на 100 машин потом сократился до 71. 1-ый полет серийного самолета Super Etendard состоялся в ноябре 1977 г.
Самолет Super Etendard отличается от начального улучшенным бортовым оборудованием и крылом, увеличенной массой при взлете с катапульты, огромным припасом горючего и поболее массивным бесфорсажным движком. Считается, что истребитель-бомбардировщик Super Etendard представляет собой на 90% новый самолет.
Самолет построен по обычной схеме, со среднерасположенным цельнометаллическим и двухлонжеронным стреловидным крылом кессонной конструкции. Крыло снабжено элеронами и инцепторами, к фюзеляжу крепится болтами.
Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, округлого сечения, выполнен по правилу площадей. Он отличается от фюзеляжа начального самолета удлиненной носовой частью, усиленной конструкцией и геометрией воздухопоглотителей. В носовой части расположена новенькая РЛС, ИНС, радиовысотомер и выдвигающийся приемник горючего для заправки в полете. В центральной части фюзеляжа находится кабина летчика, отсек радиоэлектронного оборудования, каналы воздухопоглотителя, внутренние топливные баки, воздушные тормоза большой площади. Для облегчения снятия мотора хвостовая часть фюзеляжа является съемной. Самолет имеет стреловидный киль и управляемый стабилизатор.
Кабина летчика бронированная, снабжена системой кондиционирования воздуха и оборудована легким катапультным креслом. Шасси убирающееся, трехопорное. Носовая стойка убирается вспять, главные стойки шасси, имеющие по одному колесу, — в крыло и фюзеляж. Гидравлическая система состоит из 2-ух независящих гидросистем с 2-мя насосами переменной производительности.
Радиоэлектронное оборудование включает инерциальную навигационно-бомбардировочную систему, РЛС «Агав», коллиматорный индикатор VEMI30, цифровой вычислитель воздушных данных, лазерный дальномер CGT/CSF, радиовысотомер, автопилот, радионавигационную систему TACAN. Не считая того, в состав бортового оборудования входят приемники системы VOW и ILS, оборудование радиосвязи, система опознавания «свой-чужой» и т. д. Предусмотрена установка системы предупреждения о радиолокационном облучении самолета и средств постановки пассивных и активных помех.
Самолет Super Etendard обустроен 2-мя пушками DEFA 553 (калибр 30 мм, боезапас 125 снарядов) и имеет 5 узлов подвески вооружения (четыре под крылом и один под фюзеляжем), включающего одну ракету AM.39 «Экзосет» класса «воздух-поверхность» и доп топливные баки под правой и левой консолями крыла.
Super Etendard отлично зарекомендовал себя во время боевых действий в 1980-х гг. Эти воздушные суда применялись в боевых критериях Францией в составе сил ООН по поддержанию мира в Ливане (1983-1984 гг.), Аргентиной во время англо-аргентинского конфликта из-за Фолклендских островов (1982 г.) и Ираком для нанесения ударов по наземным и надводным целям во время конфликта в районе Персидского залива. Аргентинские воздушные суда Super Etendard убили британский эсминец «Шеффилд» и контейнеровоз «Атлантик Конвейер», при этом не было потеряно ни 1-го самолета. В Ливане в сентябре 1983 г. во время атаки наземных целей 4-мя самолетами Super Etendard были уничтожены четыре установки ЗУР. В процессе ирано-иракского конфликта исключительно в 1984 г. воздушные суда Super Etendard учавствовали в 51 атаке кораблей.
Создание самолетов Super Etendard закончилось в 1983 г., и для его подмены в 1989 г. была выбрана морская версия самолета «Рафаль» М. Но так как эти воздушные суда будут выпущены не ранее 2005 г., в текущее время осуществляется программка усовершенствования продолжающих эксплуатироваться 56 машин «Этандар». Программка включает замену радара «Аджейв» на устройство управления электрических систем ВВС Анемон, внедрение новейшей инерциальной навигационной системы (INS), пилотажно-проекционного индикатора CSF конторы «Томсон», установку монитора электрических средств ведения боевых действий, HOTAS, системы ночного видения и доп пилона на фюзеляже для различного вооружения.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства Экипаж, чел. 1 Скорость, км/ч: наибольшая на высоте около 10 км 1120 наибольшая на высоте до 3 км 1200 крейсерская 820 Практический потолок, м 13700 Дальность, км: перегоночная 2590 деяния 410-960 Масса, кг: наибольшая взлетная 11500 обычная взлетная 6450 пустого самолета 6500 Габариты самолета, м размах крыла 9.6 длина 14,31 высота 3,86 Движок: ТРД SNECMA Atar 8К-50, кгс 5000
Источник: dogswar.ru
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.