Средний военно-транспортный самолет Nord 2500 «Noratlas» (Франция)


Главные МОДИФИКАЦИИ
Базисный вариант №2501 выпускался для ВВС Франции и был растиражирован в 208 экземплярах. Восемь из них потом переоборудовали в воздушные суда радиоэлектронной разведки №2501 «Габриэль». Для ВВС ФРГ сделали модификацию № 2501D, отличавшуюся составом бортового оборудования. Во Франции сделали 25 таких самолетов, еще 161 машину выстроили по лицензии в Западной Германии консорциумом «Флюгцойгбау Норд» (соединял воединыжды компании VFW и HFB). Также другой состав оборудования имели 6 самолетов №250115, поставленные в Израиль. Для штатских авиаперевозчиков предлагался вариант №2501А с наименее массивными (1650 л.с.), но более экономными движками SNECMA 758/759 Hercules. Сделали всего четыре такие машины - возможных заказчиков не устраивали ухудшившиеся взлетно-посадочные свойства. Для их улучшения на модификации № 2502 установили в подкрыльевых гондолах два компактных ТРД «Turbomeca Marbore II» тягой 400 кгс. Включаясь на взлете, они разрешали значительно уменьшить взлетную дистанцию. Сделали 6 самолетов № 2502, не считая того, в этот вариант перераблотали все четыре №2501А. Модификации N 2500 - опытнейшая модификация. N 2501 - серийный вариант с движками SNECMA Hercules 739. N 2501IS - вариант для ВВС Израиля. N 2501A - штатский транспортный вариант с 2-мя движками SNECMA 758/759 Hercules мощью 1650 л. с. N 2501D - вариант N 2501 приспособленный для Германии. N 2501E - стандартная модель N 2501 для испытаний вспомогательной силовой установки, состоявшей из 2-ух турбореактивных движков Turbomeca Marbore II тягой 400 кгс, установленных на концах крыла. N 2502 - штатский вариант Union Aéromaritime de Transport (UAT) с силовой установкой, состоявшей из 2-ух движков SNECMA Hercules 758/759 и 2-ух турбореактивных движков Marbore IIE. N 2502A - вариант N 2502, созданный для UAT. N 2502B - вариант с движками SNECMA 758/759 Hercules. N 2502C - грузовой вариант N 2502В. N 2503 - переобозначение самолета (F-WRFG) после установки на него для испытаний 2-ух звездообразных движков Pratt & Whitney R-2800-CB17 мощью 2500 л.с. 1-ый полет в январе 1956 года. N 2504 - вариант для ВМС Франции; летающий учебный класс для экипажей противолодочных самолетов (ASW); имел силовую установку варианта N 2501. N 2505 - предполагавшийся противолодочный (ASW) вариант. N 2506 - штурмовой транспортный вариант с таковой же силовой установкой самолета N 2504. N 2507 - спасательный вариант с силовой установкой, что и на самолете N 2504. N 2508 - грузовой вариант с силовой установкой, состоявшей из 2-ух звездообразных движков Pratt & Whitney R-2800-CB17 и из 2-ух турбореактивных движков Turbomeca Marbore IIE. N 2508B - грузовой вариант. N 2509 - только проект. N 2510 - проект противолодочного варианта самолета Noratlas. N 2520 - проект для роста грузоподъёмности N 2502.СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ВВС Франции начали эксплуатацию Nord 2500 «Noratlas» в июне 1953 года. В войне в Индокитае эти воздушные суда не успели принять приметного роли - ее главную тяжесть вынесли на собственных крыльях старенькие AAC.1 «Toucan» и «Дакоты». Первой большой операцией с ролью № 2501 стала операция «Мушкетер» в зоне Суэцкого канала в 1956 году, в процессе которой Nord 2500 «Noratlas» высаживали парашютистов в Порт-Саиде и Порт-Фуаде. Потом французские Nord 2500 «Noratlas» интенсивно работали в Алжире прямо до вывода французских войск в 1962 году, участвовали в ряде других локальных конфликтов. Во 2-ой половине 1960-х годов на замену им начали поступать новые воздушные суда C-160F «Transall», но Nord 2500 «Noratlas» еще длительно оставались в строю - последние машины (в варианте «Габриэль») сняли с вооружения исключительно в 1989 году. Западногерманские люфтваффе вооружили «Норатласами» три транспортные эскадры - LTG 61, LTG 62 и LTG 63. Уже в 1964 году воздушные суда № 2501D начали выводить из боевого состава, передавая другим странам. К середине 1970-х годов Nord 2500 «Noratlas» в ВВС ФРГ не осталось. Израиль получил 6 самолетов № 2501 IS из Франции и 16 бывших германских № 2501D. Последние из них были списаны в 1978 году. В 1970 году 50 № 2501D передали Греции. Воздушные суда, вошедшие в состав 112-го транспортного крыла, участвовали в посадке десанта на о. Кипр в июле 1974 года. Очень обширно применялись Nord 2500 «Noratlas» в ВВС Португалии. В 1960 году эта страна купила 6 бывших штатских № 2502, а позднее получила из ФРГ 19 № 2501D. Эти воздушные суда поступили на вооружение 4 эскадрилий: 32-й в метрополии, 92-й в Анголе, 102-й в Мозамбике и 123-й в Экваториальной Гвинее. В 1975 году 6 португальских Nord 2500 «Noratlas» передали получившим независимость Анголе и Мозамбику, другие же списали в 1977 году. Бывшие в употреблении французские и германские Nord 2500 «Noratlas» также поступили на вооружение ВВС Чада (10), Нигерии (6) и Нигера (4). Технические свойства Nord 2500 «Noratlas» Экипаж: 4-5 чел. Пассажировместимость: 45 пехотинцев, либо 36 десантников, либо 18 покалеченых с медперсоналом Грузоподъёмность: 8,458 кг Длина: 21,95 м Размах крыла: 32,5 м Высота: 6,00 м Площадь крыла: 101,20 м² Масса пустого: 13075 кг Наибольшая взлётная масса: 21000 кг Силовая установка: 2 х ПД SNECMA Bristol Hercules 739 Мощность движков: 2 х 2040 л. с. Лётные свойства Наибольшая скорость: 440 км/ч Крейсерская скорость: 396 км/ч Практическая дальность: 3000 км Практический потолок: 7500 мИсточник: dogswar.ru
Обсудить
Возможно интересно:
Читайте также:
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.