
Бронетранспортер ГТ-Л представлял собой гусеничную плавающую машину, предназначавшуюся для транспортировки личного состава, эвакуации покалеченых (10 человек, из них 6 - на носилках), перевозки томного стрелково-минометного орудия и боеприпасов, армейских грузов массой до 2,5 т и буксирования артиллерийских систем массой до 6 т. БТР ГТ-Л был разработан КБ Алтайского тракторного завода на основании Постановления СМ СССР от 2 апреля 1954 г. и Распоряжения СМ СССР от 24 января 1959 г. В рамках проведения ОКР было сделано три опытнейших эталона, которые имели обозначение «Объект 12». В период с января по март 1961 г. они прошли полигонно-войсковые тесты на НИИБТ полигоне, но результатам которых не были рекомендованы для принятия на вооружение и постановки па массовое создание.
В конструкции бронетранспортера были применены узлы и агрегаты небронированных тягачей АТ-Л, ГТ-Т, АТ-Т и бронетранспортера БТР-50П. Машина имела схему общей сборки с размещением МТО в фронтальной части и десантного отделения в средней и кормовой частях корпуса. В отделении управления располагались рабочие места механика-водителя, командира десанта и 2-ух стрелков. Для других членов боевого расчета были оборудованы места в десантном отделении. На втором и 3-ем опытнейших образчиках главное орудие не устанавливалось. На первом опытнейшем образчике в фронтальной части крыши над десантным отделением была смонтирована унифицированная 14,5-мм зенитная пулеметная установка конструкции ЛКЗ. В этом варианте БТР число членов десанта было уменьшено с 25 до 19 человек. Стрельбу из личного орудия личный состав десанта мог вести через 13 амбразур, расположенных по бортам и в корме корпуса либо из открытых люков.
Сварной корпус машины имел противопульное бронирование. Вдоль его продольной оси устанавливался шестицилиндровый рядный движок 8Д6 мощью 176 кВт (240 л.с.) с жидкостной эжекционной охлаждающей системой. В состав механической коробки входили: многодисковый главный фрикцион, двухпоточный МПП с двухвальной пятиступной коробкой и два планетарных бортовых редуктора. В ходовой части применялась персональная торсионная подвеска, гусеничный движитель с фронтальным расположением ведущих колес и гусеницами с ОМШ. Для движения на плаву применялись два водомета. Наибольшая скорость на суше составляла 50 км ч, на плаву - 8.2 км ч. Припас хода по грунтовой дороге достигал 450 км. Среднее давление на грунт составляло 38,2 кПа (0,39 ктс/см).
Боевая масса бронетранспортера ГТ-Л «Объект 12» (13 560 кг) значительно превосходила величину, заданную ТТТ. Машина обладала недостаточной продольной остойчивостью - происходило зарывание носовой части корпуса в воду. Топливные баки были высоко размещены по бортам десантного отделения. Не считая того, в десантном отделении не были стопроцентно выполнены требования эргономичности. Машина не была рекомендована для постановки на массовое создание, потому что она не выдержала испытаний и нуждалась в переработке. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 15 июня 1963 г. ОКР по созданию бронетранспортера ГТ-Л «Объект 12» была прекращена.
Технические свойства ГТ-Л «Объект 12»
Боевая масса - 13,6 т;
экипаж - 1 чел.,
десант - 19 чел.;
вооружение: пулемет - 14,5 мм;
броневая защита - противопульная;
мощность мотора -176 кВт (240 л.с.);
наибольшая скорость: на суше - 50 км/ч, на плаву - 8,2 км/ч.
создатель статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
Источник: dogswar.ru