
Создание ракетного комплекса с МБР воздушного базирования являлось принципно новейшей технической задачей. Одним из проблемных вопросов являлось обеспечение неопасного для самолета-носителя воздушного старта МБР. Многообещающая МБР MX должна была иметь дальность полета 9-10 тыс. км и оснащаться разделяющейся головной частью с боевыми блоками личного наведения. В связи с этим вероятная стартовая масса МБР МХ воздушного базирования рассматривалась в спектре от 22 т до 86 т. Длина ракеты могла составить от 10 до 22 м, а поперечник корпуса - от 1,5 до 2,3 м. Ракеты таковой массы и габаритов с самолетов никогда не запускались. Наибольшей баллистической ракетой, запускавшейся ранее с самолетов, была «Скайболт», имевшая длину 11,66 м, поперечник корпуса 0,89 м и стартовую массу около 5 т. Для доказательства технической реализуемости варианта воздушного базирования МБР MX требовалось провести особые летные тесты.
Для испытаний решили использовать военно-транспортный самолет Lockheed C-5A и МБР LGM-30 Minuteman. Штатный самолет Lockheed C-5A из состава военно-транспортной авиации был дооборудован доп системами крепления МБР снутри грузовой кабины, парашютного десантирования ракеты и управления запуском. Большая часть испытаний проводилась на Государственном парашютном испытательном полигоне в Эль-Сентро (штат Калифорния). Всего было проведено 21 испытание. Сначала проводились тесты вытяжных парашютов. Потом с самолета десантировались железобетонные весовые имитаторы ракеты, масса которых увеличивалась с 20 т до 38,7 т. В 2-ух испытаниях выполнялось десантирование не оснащенных топливом МБР LGM-30 Minuteman. В последнем испытании, проводившемся 24 октября 1974 года, использовалась МБР LGM-30 Minuteman, у которой была оснащена топливом 1-ая ступень.

Ракета располагалась снутри грузовой кабины самолета на сбрасываемой платформе и была нацелена носовой частью в сторону хвостового лючка. Для десантирования платформы с ракетой из самолета использовалась двухкупольная парашютная система, а для ориентации МБР в вертикальном стартовом положении - три стабилизирующих парашюта. Вытяжные парашюты крепились к платформе, стабилизирующие парашюты были прикреплены к носовой части ракеты. Вытяжные и стабилизирующие парашюты имели поперечник купола 9,76 м. Масса ракеты составляла 31,8 т, а совместно с платформой - 38,7 т. Самолет Lockheed C-5A с МБР LGM-30 Minuteman на борту взлетел с авиабазы «Ванденберг». Экипаж самолета состоял из 13 членов, включая 2-ух пилотов и одиннадцать инженеров-испытателей. В качестве самолета сопровождения употреблялся самолет «Скай Уорриор», оборудованный фото- и киноаппаратурой.
Запуск ракеты проводился над Тихим океаном в 25 км к западу от авиабазы «Ванденберг». Самолет при запуске ракеты летел горизонтально на высоте около 6 км. Ракета, установленная на платформе, была десантирована из фюзеляжа самолета через хвостовой лючок. Потом сработали замки бандажей крепления ракеты к платформе, и она отделилась от платформы под действием усилия 3-х стабилизирующих парашютов. Заняв вертикальное положение, ракета опустилась до высоты 2,4 км. После чего в согласовании с программкой испытаний на недолговременное время (около 10 с) была запущена двигательная установка первой ступени. Ракета стала подниматься ввысь и, пропархав маленькое расстояние, свалилась в океан.

По оценкам профессионалов издержки на проведение испытаний составили приблизительно 10 млн долл. США. На последующий денек все материалы по испытаниям легли на стол госсекретаря США Генри Киссинджера. Проведенные тесты планировалось использовать в процессе предстоявших переговоров по СНВ в качестве веского аргумента для введения ограничений на русские мобильные ракетные комплексы. Участники испытаний были награждены медалью Meritorious Service Medal. Тесты подтвердили техно реализуемость неопасного старта МБР массой 31,8 т с военно-транспортного самолета Lockheed C-5A способом парашютного десантирования через хвостовой лючок.
В итоге обеспечивалась возможность сотворения ракетного комплекса с МБР воздушного старта на базе имеющихся военно-транспортных самолетов в сжатые сроки и с наименьшим техническим риском. При всем этом значительно уменьшались издержки по сопоставлению с вариациями, предусматривавшими разработку новых специализированных самолетов-носителей. Больше тесты по запуску МБР с самолетов в США не проводились. Как ранее говорилось, тесты БРВЗ на долгое время были запрещены Договорами ОСВ-2 и СНВ-1.
Источник: dogswar.ru