
Первым российским корабельным зенитным ракетным комплексом большой дальности либо, как еще нередко молвят - далекого рубежа коллективной обороны кораблей, стал комплекс С-300Ф «Форт» (экспортная модификация - корабельный зенитный ракетный комплекс «Риф»; по систематизации НАТО - SA-N-6 Grumble), который был начат разработкой коллективом профессионалов Всесоюзного научно-исследовательского института радиоэлектроники (ВНИИРЭ) Министерства судостроительной индустрии СССР еще на рубеже 1960-х -1970-х годов. Зенитные ракетные комплексы семейства С-300Ф «Форт» («Риф»), также сделанные впоследующем их модернизированные варианты - корабельные зенитные ракетные комплексы С-300ФМ «Форт-М» и «Риф-М» могут устанавливаться на боевые надводные корабли водоизмещением более 5000 тонн. В то же время, зенитный ракетный комплекс «Риф-М» в варианте оснащения только зенитными управляемыми ракетами типа 9М96Е может устанавливаться без особенных заморочек уже на боевые надводные корабли водоизмещением от 2000 тонн.
Корабельные зенитные ракетные комплексы семейства С-300Ф «Форт» / «Риф» созданы для решения последующих главных задач:
- обороны кораблей и их соединений от атак нынешних и многообещающих средств воздушного нападения противника - самолетов, крылатых ракет разного типа базирования, противокорабельных крылатых ракет и противорадиолокационных ракет, в том числе совершающих маневр и парящих на максимально малых высотах;
- поражения самолетов-носителей крылатых ракет воздушного базирования, противокорабельных крылатых ракет и противорадиолокационных ракет на огромных дальностях с целью отдаления рубежей внедрения авиационного орудия;
- поражения самолетов-постановщиков помех на огромных дальностях с целью отдаления рубежей внедрения ими средств радиоэлектронной борьбы от прикрываемых кораблей либо объектов.
При этом, что любопытно, работы по новенькому комплексу противовоздушной обороны, созданному для обороны боевых надводных кораблей, было решено проводить в рамках более широкой и амбициозной работы - сотворения унифицированного комплекса такового класса сразу для нескольких разных заказчиков. Дело в том, что в 1969 году военно-политическим управлением (ВПР) Русского Союза было принято решение о начале разработки многоканального зенитного ракетного комплекса большой дальности для 3-х видов вооруженных сил - Сухопутных войск, Войск ПВО страны и Военно-Морского Флота. Соответственное совместное постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР за №394-138 было подписано 27 мая 1969 года (заметим, что эта самая дата приводится в историческом разделе на веб-сайте ПАО «НПО «Алмаз» им. академика А.А. Расплетина», но в ряде посторониих публикаций других создателей указывается другая дата - 25 мая 1969 года).
Одной из основных обстоятельств решения создавать зенитный ракетный комплекс большой дальности стало возникновение в странах, являвшихся возможными противниками Москвы (передовые страны НАТО, сначала Соединенные Штаты, и их союзники), более действенных - значительно более высокоманевренных и поболее высокоскоростных - и дальнобойных образцов управляемого ракетного орудия, сначала противокорабельного и противорадиолокационного, что добивалось обеспечить корабельным средствам противовоздушной обороны возможность поражения носителей таких ракет на очень вероятной дальности, при этом идеальнее всего - поражения их еще до момента запуска ими собственных «убийц кораблей». Не считая того, требовалось обеспечить эффективную коллективную оборону групп, отрядов и соединений боевых кораблей и конвоев судов в критериях массированного внедрения средств воздушного нападения авиацией противника либо его корабельными ударными группами. Принимая же во внимание, что сухопутным группировкам требовалась защита от аналогичного высокоточного орудия и его носителей, разработку этих систем ПВО решили соединить.
При всем этом, пожалуй, в первый раз не только лишь в стране, да и в мире в целом при разработке нового комплекса противовоздушной обороны предусматривалась универсальность нового зенитного ракетного комплекса по носителям - наземные и надводные носители - и эксплуатантам (Армия и Флот), выраженная, в том числе, и в том плане, что в качестве боевого средства нового корабельного зенитного ракетного комплекса должна была употребляться практически единая, унифицированная для всех возможных эксплуатантов этого комплекса ракетного орудия противовоздушной обороны зенитная управляемая ракета (ЗУР), имеющая телеуправление. Плюс к тому в комплексе в целом - поточнее, в разных модификациях этого зенитного ракетного комплекса для различных видов Вооруженных сил СССР - предусматривалась к тому же высочайшая унификация аппаратных средств и математического обеспечения. Вобщем, позднее, по результатам подготовительной работы, было решено обеспечить высочайший уровень унификации меж комплексами, создававшимися в интересах Военно-Морского Флота и Войск ПВО страны, тогда как армейская ПВО получила несколько иную систему вооружения - С-300В.
Первым основным конструктором создаваемого принципно нового для российского флота комплекса противовоздушной обороны С-300Ф (шифр «Форт») был назначен кандидат технических наук Владимир Александрович Букатов. Особо необходимо подчеркнуть тот факт, что в процессе воплощения работ по созданию корабельного зенитного ракетного комплекса большой дальности коллективной обороны кораблей С-300Ф спецы организации-разработчика в первый раз в нашей стране и в мире - даже на пару лет ранее, чем это сделали их южноамериканские коллеги при разработке рассмотренной нами ранее корабельной функциональной системы орудия «Иджис» - применили в составе главного радиолокационного комплекса нового корабельного ЗРК фазированные антенные решетки (ФАР), позволившие воплотить требуемую многоканальность С-300Ф. При этом спецам института-разработчика удалось удачно решить сложную задачку обеспечения способности ФАР изменять ширину луча в процессе полета зенитной управляемой ракеты к обстреливаемой цели.
При всем этом нужно также отметить, что если сами антенны радиолокатора подсвета и наведения зенитных управляемых ракет комплекса С-300Ф являлись своей эксклюзивной разработкой профессионалов института, то приемно-передающая аппаратура корабельного комплекса была вполне унифицирована с зенитным ракетным комплексом трехсотого семейства, С-300П, разрабатывавшегося в интересах Войск ПВО. В корабельном варианте антенные решетки были укрыты снутри схожих на велосипедные фары радиопрозрачных обтекателей. Каркас фазированной антенной решетки отражательного типа был сделан из пенополиуретана, окантованного дюралевым кольцом. Ниже основной антенны, созданной для сопровождения целей и наведения ракет, размещалась фазированная решетка антенны захвата ракет, а на верней части подантенного контейнера - три антенны компенсации излучения по боковым лепесткам диаграммы направленности. Снутри контейнера находились передатчики, приемники и другая аппаратура станции. Контейнер с антенной мог поворачиваться по курсовому углу на ±175°, а сканирование луча по двум осям относительно плоскости антенны производилось электрическим методом.

Также стопроцентно был унифицирован и вычислительный комплекс на базе цифрового вычислительного комплекса (ЦВК) 5Э26, разработанный спецами Института четкой механики и вычислительной техники. При всем этом «алгоритмическое и программное обеспечение имело отличие, т.к. было нужно воплотить электрическую стабилизацию антенного поста, также учитывать взаимодействие комплекса с корабельными навигационными системами и с корабельной обзорной РЛС». В итоге, функционального радиолокатора с антенным устройством на фазированной решетке и быстродействующей электрической системой управления лучом, обеспечивающих резвое переключение луча антенны при последовательно-циклическом воззвании к целям и ракетам». Благодаря этому была обеспечена возможность сопровождения сразу до 6 воздушных целей, наводя при всем этом на каждую из них до 2-ух зенитных управляемых ракет.
Следует выделить, что оба варианта «трехсотки» - для Военно-Морского Флота и для Войск ПВО страны (комплекс типа С-300П) - получили также и практически одно единое, как принято гласить унифицированное, боевое средство: одноступенчатую зенитную управляемую ракету средней дальности 5В55РМ, разработанную МКБ «Факел» и созданную для поражения нынешних и многообещающих средств воздушного нападения противника, включая воздушные суда, стратегические крылатые и тактические и оперативно-тактические баллистические ракеты, также разные беспилотные летательные аппараты, в широком спектре критерий их боевого внедрения.
Ракета отличалась сильной осколочно-фугасной боевой частью и высокоэффективным твердотопливным ракетным движком (РДТТ), обеспечивавшим ей высшую скорость и маневренность на разных участках линии движения полета. В конструктивном плане ракета - одноступенчатая, построенная по обычной аэродинамической схеме, с раскрываемыми после старта аэродинамическими рулями-элеронами и доп газовыми рулями-элеронами. Ракета включает несколько отсеков, в каких поочередно размещались: радиопеленгатор (визир), аппаратурный отсек - вся бортовая аппаратура ракеты была выполнена в виде моноблока (сюда входили блок автопилота, радиовзрыватель, аппаратура радиоуправления, источник электроэнергии - блок питания), предохранительно-исполнительный механизм, боевая часть, твердотопливный ракетный движок, управляющий привод управления аэродинамическими рулями-элеронами ракеты, также сами эти рули с устройством их раскрытия после выхода из пусковой установки и газовые рули-элероны.
Способ наведения ракет - комбинированный: на маршевом участке - инерциальный с корректировкой по командам, вырабатывавшимся на базе данных от корабельного функционального радиолокатора подсвета и наведения, а на конечном - по данным от полуактивного бортового радиопеленгатора ракеты («управление через ракету»). Наведение ракеты по углу места - электрическое, по азимуту - механическое, поворотом антенного поста радиолокатора подсвета и наведения, и электрическое, отклонением радиолокационного луча ФАР. Потом для корабельных зенитных ракетных комплексов серии С-300Ф «Форт» / «Риф» были сделаны более совершенные ракеты типов 48Н6Е, 48Н6Е2 и 9М96Е (даны экспортные обозначения ракет), отличающиеся дальностью и высотой поражения целей, массой боевой части и, в случае с зенитной управляемой ракетой типа 9М96Е, системой наведения на конечном участке линии движения полета.
Особо необходимо подчеркнуть, что в рамках сотворения комплексов С-300 морского и сухопутного базирования русскими спецами в первый раз в мировой истории был реализован вертикальный старт зенитных управляемых ракет из транспортно-пусковых контейнеров (ТПК). В корабельной версии ракеты расположены в подпалубной пусковой установке вертикального запуска (УВП) револьверного (либо барабанного) типа - по восемь зенитных управляемых ракет в каждом из таких барабанов. За счет внедрения такового решения создателям удалось уменьшить интервал меж запусками ракет до нескольких секунд (невообразимый до тех пор показатель в таких системах орудия!), также уменьшить общее время подготовки зенитного ракетного комплекса к стрельбе. При этом в целях понижения количества отверстий в конструкции корабля, а конкретно верхней палубе, каждый барабан установки вертикального запуска имел только один пусковой лючок - после запуска ЗУР расположенный под палубой барабан автоматом поворачивался и выводил на линию старта последующую по очереди ракету.
Сами пусковые установки были разработаны спецами Ленинградского муниципального завода «Большевик»: установка типа Б-203А - с шестью барабанами для установки на томные атомные ракетные крейсеры проекта 1144 типа «Киров» (во время испытаний на большенном противолодочном корабле «Азов» была установлена опытнейшая пусковая установка типа Б-203 с 4-мя барабанами суммарно на 32 зенитные управляемые ракеты), установка типа Б-204 - с восемью барабанами для размещения на ракетных крейсерах проекта 1164 типа «Слава». Перезарядка всех этих пусковых установок осуществляется с помощью специального палубного зарядного/погрузочного устройства, конструктивно входящего в состав самой пусковой установки.
Ракеты хранятся в герметичных транспортно-пусковых контейнерах, не требующих проверок и регулировок в течение 10 лет, и располагаются в подпалубных пусковых установках на направляющих, а их вертикальный старт из ТПК обеспечивается с помощью катапультного устройства (для работы катапультного устройства употребляется жаркий газ от твердотопливного газогенератора, размещенного в контейнере.). После выхода зенитной управляемой ракеты из пусковой установки происходит раскрытие ее аэродинамических рулей-элеронов и на высоте приблизительно 20-25 метров над верхней палубой корабля-носителя по программке, введенной в пусковом цикле, с помощью газовых рулей-элеронов происходит склонение ракеты в подходящую сторону (сторону цели), также производится пуск маршевого мотора самой ракеты. Следует также отметить, что в новеньком корабельном комплексе противовоздушной обороны также отыскала применение - тоже, кстати, в первый раз - и помехозащищенная многоканальная система управления, способная сразу аккомпанировать до 12 воздушных целей и обстреливать до 6 из них.
Источник: dogswar.ru