
Ровно 20 годов назад, 29 февраля 2000 г., в подмосковном Жуковском поднялся в воздух эксклюзивный опытно-экспериментальный самолет, узнаваемый как «изделие 1.44». Он был разработан и построен в ОКБ им. А.И. Микояна в рамках программки сотворения «Истребителя 90-х годов» (И-90) - первого в стране функционального истребителя 5-ого поколения. У этого проекта сложная судьба: он был запущен еще сначала 1980-х гг. и был должен стать собственного рода локомотивом развития всего российского авиастроения. Предполагалось, что на вооружение самолет должен поступить в 1990-е гг., придав нашей истребительной авиации ряд принципно новых свойств. Но распался Русский Альянс, поменялась геополитическая обстановка, экономика страны вошла в глубочайший кризис, и финансирование многих оборонных программ было прекращено. В итоге, уже построенный и переданный в 1994 г. на аэродром самолет, успевший совершить несколько рулежек и пробежек, пришлось на много лет поставить в ангар. Работы по его подготовке к летным испытаниям удалось возобновить исключительно в 1999 г., при этом только на личные средства переживавшей тогда нелегкие времена конторы «МиГ».
Эксклюзивному опытно-экспериментальному истребителю «1.44» довелось совершить всего два полета: заказчик, ссылаясь на изменение требований, к тому времени совсем утратил энтузиазм к этому проекту, а денежных способностей создателя очевидно не хватало для обеспечения летных испытаний сложнейшего авиационного комплекса, воплотившего в себя огромное число новых технических решений. Невзирая на настолько незавидную судьбу, «1.44» стал принципиальной страничкой в истории российскей авиации: благодаря ему была проработана концепция истребителя последующего поколения, сотворен и испытан принципно новый движок с эксклюзивными чертами, спроектирован и освоен ряд новейших бортовых систем и технологий, начата разработка многообещающего авиационного вооружения.
«1.44» стал первым построенным русским истребителем 5-ого поколения (создававшийся в деятельном порядке в ОКБ Сухого опытно-экспериментальный самолет с крылом оборотной стреловидности, получивший популярность под именованием Су-47 «Беркут», поступил на аэродром 3-мя годами позже, правда, взлететь ему удалось на два с половиной года ранее - в сентябре 1997 г.). Опыт, обретенный в процессе разработки самолета «1.44», стал суровым фундаментом для совершенствования других истребителей «МиГ» и проектирования новых боевых машин, которые могут показаться в дальнейшем. Работы по истребителям 5-ого поколения в СССР и США начались фактически сразу. На Столичном машиностроительном заводе им. А.И. Микояна к подготовительным исследованиям вида многообещающих истребителей, которые могли бы придти на замену в 1990-е гг только еще вышедшим тогда на тесты самолетам 4-ого поколения МиГ-29 и Су-27, приступили еще во 2-ой половине 1970-х гг. Мотивированная всеохватывающая программка сотворения истребителей 1990-х гг. (И-90) была развернута в Русском Союзе на основании постановления правительства, вышедшего в июле 1981 г.
В течение пары лет был выполнен комплекс научно-исследовательских работ по формированию концепции и аэродинамической сборки многообещающего истребителя, движкам, оружию, комплексам бортового оборудования, материалам и технологиям, которые были бы применены на самолете 5-ого поколения. В процессе этих исследовательских работ были определены главные требования, которым должен отвечать многообещающий истребитель. К ним, а именно, относились сверхманевренность, возможность выполнения крейсерского полета на сверхзвуковой скорости при бесфорсажном режиме работы движков, малая радиолокационная заметность, завышенная продуктивность поражения воздушных и наземных целей, усовершенствованные эксплуатационные характеристики. Результаты проведенных исследовательских работ подверглись рассмотрению и одобрены Военно-промышленной комиссией при Совете Министров СССР в мае 1983 г, и зачинателю программки - ММЗ им. А.И. Микояна - было выдано техническое задание на разработку аванпроекта самолета 5-ого поколения, который был должен превосходить по чертам как все имеющиеся российские и забугорные истребители, так и многообещающий американский истребитель, создаваемый по программке ATF (будущий F-22).
Аванпроект многообещающего истребителя был в целом закончен спецами ОКБ им. А.И. Микояна в 1985 г Особенность
его заключалось в том, что он производился в 2-ух частях - по томному функциональному фронтовому истребителю (МФИ) и по легкому фронтовому истребителю (ЛФИ) с высочайшей степенью унификации меж ними. Разрабатываемые «МиГи» 5-ого поколения отличались от ранее сделанных русских истребителей рядом принципных особенностей. К их числу, сначала, следует отнести внедрение компоновочной схемы «утка» с приспосабливающимся крылом, применение движков 5-ого поколения с возможностью конфигурации вектора тяги, внедрение отменно новых систем оборудования и вооружения с высочайшей степенью интеграции и внедрением новой элементной базы.

По результатам рассмотрения аванпроекта в июне 1986 г. вышло постановление русского правительства о разработке функционального фронтового истребителя 5-ого поколения - МФИ. Тему легкого фронтового истребителя в то время признали наименее приоритетной, и спустя два года работы по нему свернули. ОКБ им. А.И. Микояна приступило к разработке эскизного проекта МФИ, получившего шифр «1.42», параллельно началась подготовка конструкторской документации для постройки опытно-экспериментального самолета «1.44», созданного для оценки и отработки на летных испытаниях аэродинамики многообещающего истребителя, определения главных летно-технических черт, черт стойкости и маневренности, оценки прочности, испытаний и доводки всеохватывающей системы управления, силовой установки, систем и оборудования, а потом и всего комплекса в целом.
К 1990 гг «МиГовцы» окончили разработку эскизного проекта истребителя, что позволило приступить к рабочему проектированию главных систем самолета, выпуску чертежей и документации для производства. Изготовка опытно-экспериментального caмолeтa «1.44» велось на опытнейшем заводе ОКБ им. А.И. Микояна в Москве при участии Горьковского авиационного производственного объединения им. С. Орждоникидзе. Сразу на серийном заводе в Нижнем Новгороде развернулась подготовка к постройке последующих прототипов истребителя.
Большой скоп задач провели спецы столичного НПО «Сатурн», которые смогли в течение 1982-1992 гг создать принципно новый высокотемпературный движок 5-ого поколения АЛ-41Ф с большой тягой на бесфорсажном и форсажном режимах работы, снаряженный не имевшей аналогов электрической системой управления. Бывалые эталоны АЛ-41Ф прошли большой объем испытаний как на щитах, так и на борту летающих лабораторий - дозвуковой на базе бомбовоза Ту-16 и сверхзвуковой на базе истребителя МиГ-25ПД (у первой опытнейший движок устанавливался на подфюзеляжной подвеске, у 2-ой - на месте левого штатного Р15Б-300).

Конструкторы и инженеры ОКБ в сотрудничестве со спецами смежных организаций выполнили существенное количество исследовательских работ по самолетным системам, в особенности по всеохватывающей системе удаленного управления (разработка МП ПК «Авионика») и управляющим приводам (НПО «Родина»), по подготовке математического обеспечения и контрольно-записывающей аппаратуры. Базу системы управления вооружением самолета был должен составить новый радиолокационный прицельный комплекс разработки столичного НПО «Фазотрон» с фазированными антенными решетками. В состав вооружения истребителя предполагалось включить как модернизированные эталоны серийных управляемых ракет, так и многообещающие высокоточные авиационные средства поражения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» малой, средней и большой дальности. Для понижения заметности самолета вооружение должно было располагаться не только лишь на наружной подвеске под крылом, да и во внутреннем отсеке фюзеляжа (на опытно-экспериментальном самолете внутренний отсек вооружения не предусматривался).
Окончание прохладной войны, распад СССР и переход экономики Рф на рыночные рельсы, сопровождавшиеся суровым кризисом оборонно-промышленного производства в стране и отказом от многих программ в области разработки и закупок новейшей военной техники, привели к тому, что после 1992 г. финансирование работ по теме микояновского истребителя 5-ого поколения существенно сократилось. Все же, опытнейшему производству ОКБ им. А.И. Микояна удалось сначала 1994 г окончить сборку опытно-экспериментального caмолeтa «1.44». В июле такого же года он был перевезен на летно-испытательную и доводочную базу ОКБ в Жуковском, а в декабре 1994 г. машина, управляемая летчиком-испытателем Романом Таскаевым, сделала 1-ые рулежки и пробежки по взлетно-посадочной полосе ЛИИ. Но из-за резкого сокращения экономных ассигнований довести истребитель до стадии летных испытаний тогда не удалось: в 1995 г. государственное финансирование программки было вполне остановлено, и опытнейший «1.44» поставили на долгое хранение в одном из ангаров летно-испытательной и доводочной базы АНПК «МиГ» в Жуковском, где он и находился без движения около 5 лет
Источник: dogswar.ru