ArtGuns » Оружейная экзотика » Опытный истребитель СМ-12 (СССР)

Опытный истребитель СМ-12 (СССР)

28 март 2025, Пятница
0
0
Во 2-ой половине 1950-х гг. встал вопрос об улучшении главных лётных черт самолёта МиГ-19. В согласовании с приказом МАП №607 от 12 декабря 1956 г., коллективу ОКБ-155 было доверено провести работы по улучшению лётно-технических данных самолёта МиГ-19С. Увеличение его черт планировалось провести в главном за счет улучшения аэродинамических свойств самолёта и установки на нём форсированных движков РД-9БФ-2 и РД-9БФ-2 с впрыском воды. К выполнению этого задания ОКБ приступило в ноябре 1956 г., и уже к 1 января 1957 г. задел рабочих чертежей по новейшей машине, получившей заводское обозначение СМ-12, был доведен до 75% технической готовности.

Для проведения опытнейших работ заводу №155 передали серийный истребитель МиГ-19СВ. На самолёте установили новый носовой кок с Управляемым конусом. Аэродинамику самолёта также облагородили, поставив обтекатели на щитках шасси, звеньесборниках и фюзеляжном гребне. Для увеличения живучести при возросших температурных режимах по советы ЦАГИ на самолёте СМ-12 изменили схему продува хвостовой части, также добавили новые патрубки обдува на фюзеляже и установили новый хвостовой кок. Также на СМ-12 установили доделанный прицел АСП-4, радиодальномер СРД-1М "Конус", триммер на руле направления, также расположили на крыле две трубки ПВД-4. Но из-за задержки поставки РД-9БФ-2 на самолёте СМ-12 поначалу установили движки РД-9БФ, и 19 апреля 1957 г. его выслали на фабричные тесты, которые проводились по двум программкам. По первой — с движками РД-9БФ было выполнено 15 полётов, по 2-ой — с РД-9БФ-2 - 15 полётов.

В состав вооружения СМ-12, не считая 2-ух пушек НР-30 в корне крыла с боезапасом по 73 патрона, входили четыре реактивных орудия ОРО-57К, представлявшие собой блоки с восемью неуправляемыми ракетами АРС-57М (С-5) в каждом, при стрельбе которыми удалось обеспечить устойчивую работу движков без внедрения локализаторов и клапанов сброса горючего. В то же время радиодальномер СРД-5А обеспечивал устойчивый захват цели на удалении не выше 1400-1600 м (при ракурсе 1/4), чего было очевидно недостаточно, так как АСП-5Н мог отрабатывать упреждение на дальности до 2000 м.

Тем временем тесты СМ-12 с движком РД-9БФ-2 длилось недолго, потому что скоро в согласовании с планом работ ОКБ №3/1134, утвержденным МАП от 30 августа 1957 г., коллектив ОКБ-155 переоборудовал самолёт СМ-12 под новые движки Р3-26. Движок Р3-26 с увеличенной тягой на форсаже 3800 кгс, разработанный в ОКБ-26, являлся модификацией мотора РД-9Б. 2-ой экземпляр, построенный ма базе МиГ-19С и получивший обозначение СМ-12/3, был переоборудован под движок Р3-26 в октябре 1957 г. На машине установили новый воздухозаборник с острой фронтальной кромкой обечайки и двухпозиционным центральным телом. Сняли фюзеляжную пушку НР-30, что привело к смещению центра тяжести вспять на 3,1%. Для компенсации этого пилоны (балки) для подвески блоков АРС-57М расположили в фронтальной части крыла. В связи с удлинением носовой части фюзеляжа со стволов крыльевых орудий демонтировали локализаторы — устройства, снижающие воздействие пороховых газов, истекавших из орудий, на работу движков. Обновили и состав оборудования. Радиодальномер СРД-1М поменяли на СРД-5 («База-6»), а ответчик «Хром» — на «Барий». Заместо гидроусилителей БУ-14МС и БУ-13М поставили БУ-14МСК и БУ-13МК. Электромеханизм аварийного привода стабилизатора АПС-4 поменяли на АПС-4МД, позволявший прирастить скорость перекладки горизонтального оперения до 9 град/с заместо 4 град/с, а отогнутая ввысь задняя кромка стабилизатора содействовала уменьшению его шарнирного момента.

Самолёт СМ-12/3 был образцом для серийного производства, и потому на нём выполнили весь объем всех конструктивных конфигураций. Взлётный вес самолёта СМ-12/3 в итоге проведенных конструктивных конфигураций, даже при снятой фюзеляжной пушке, возрос по сопоставлению с взлётным весом серийного МиГ-19С на 84 кг. В ноябре-декабре 1957 г. на обоих самолётах была выполнена широкая программка испытаний. В процессе испытаний СМ-12 показал хорошие скоростные, разгонные и высотные свойства. Наибольшая скорость горизонтального полёта составила 1926 км/ч, что на 526 км/ч больше, чем у МиГ-19С. Практический потолок достигал 17 500 м, что на 300 м превышало потолок у МиГ-19С. Но самолёт СМ-12 проиграл МиГ-19С в дальности полёта из-за «прожорливости» движков Р3-26.

Последней из машин семейства стала СМ-12/4, переоборудованная из серийного МиГ-19С №0915334 в 1959 г. Потом 3-ий и 4-ый экземпляры, снаряженные пусковыми устройствами АПУ-26, под обозначениями СМ-12/3Т и СМ-12/4Т использовали в ЛИИ для испытаний самонаводящихся ракет К-13. 21 октября 1959 г. с этих самолётов выполнили 1-ый запуск телеметрической ракеты, а 1 декабря с обеих машин стреляли боевыми ракетами по радиоуправляемой мишени МиГ-15, летевшей на высоте 12 400 м. На СМ-12/3Т и СМ-12/4Т стояли радиодальномер «Квант», инфракрасный визир СИВ-52, вычислительное устройство разрешенной дальности и прицел АСП-4НВЛ/1, использовавшийся только деньком в границах зрительной видимости как коллиматор. Опыт испытаний показал, что истребители СМ-12 с ракетами К-13 нельзя использовать на высотах выше 16 км, а это очень ограничивало их боевое применение.

После установки на СМ-12 целеуказателя-дальномера ЦД-30 (радиолокационного прицела), аппаратуры «Лазурь», системы наведения «Воздух-1», движков Р3-26 с режимом «частичный форсаж», включавшимся на номинале (планировалась позже установка ускорителя с ЖРД), появился комплекс СМ-12П-51 (СМ-12-51) — перехватчик СМ-12П с 2-мя ракетами РС-2-УС (К-5МС). На самолёте расположили также активный ответчик СОД-57М и два навесных топливных бака, позволявших летать со скоростью, соответствовавшей числу Маха 1,6. Колеса главных стоек из-за возросшей массы поменяли на КТ-61, а носовой — на КТ-87, и не считая того, улучшили остывание хвостовой части машины. В большинстве случаев в печати эта машина проходит под обозначением СМ-12ПМ, по аналогии с МиГ-19ПМ. Прямо за СМ-12ПМ завод №21 выпустил четыре перехватчика СМ-12ПУ (СМ-12ПМУ) с ускорителями разового деяния У-19Д с ЖРД РУ-013 конструкции Л.С.Душкина и 2-мя ракетами К-5М. Самолёт был должен перехватывать скоростные цели в радиусе 150 км на высотах до 20 000 м. На самолёте №66210104 установили доделанную РЛС ЦД-30М, а переднюю кромку обечайки воздухозаборного устройства скруглили. Возросшее лобовое сопротивление пере­хватчика существенно усугубило его летно-технические свойства.

По воззрению лётчиков-испытателей, беря во внимание все отмеченные выше достоинства и недочеты самолета СМ-12 по сопоставлению с МиГ-19С, было целенаправлено советовать его к принятию на вооружение, при условии устранения выявленных изъянов. В связи с этим ГК НИИ ВВС просил Председателя Госкомитета СМ СССР по авиатехнике обязать ОКБ-155 отработать эталон самолёта СМ-12 для серийного производства и предъявить его на контрольные тесты. Но поменять в серии собственного собрата истребителю СМ-12 так и не довелось, так как в связи с успешными испытаниями самолёта Е-6, показавшего огромные перспективы, энтузиазм к самолёту типа СМ-12 пропал.

Тактико-технические свойства СМ-12/3 Размах крыла, м   9.00 Длина, м   13.21 Высота, м   3.89 Площадь крыла, м2   25.00 - пустого самолета - наибольшая взлетная   7654 - топлива   1780 Тип двигателя   2 ТРД Р3М-26 Тяга, кгс   2 х 3800 Наибольшая скорость, км/ч   1926 Практическая дальность, км - нормальная   920 - с ПТБ   1530 Скороподъемность, м/мин   2500 Практический потолок, м   17500 Макс. эксплуатационная перегрузка   8 Экипаж, чел   1 Вооружение:   две УРВВ РС-2УС

Источник: dogswar.ru

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!