ArtGuns » Оружейная экзотика » Опытный фронтовой разведчик Як-25Р / Як-125 (СССР)

Опытный фронтовой разведчик Як-25Р / Як-125 (СССР)

05 июнь 2025, Четверг
7
0
Наряду с перехватчиком Як-120 разрабатывался фронтовой лазутчик Як-125. По конструкции эти самолёты отличались некординально. Потому что РЛС на Як-125 отсутствовала, его носовой обтекатель выполнили железным. Для размещения массивного фотооборудования носовую часть фюзеляжа пришлось несколько удлинить. На самолёте расположили две автоматические качающиеся фотоустановки АКАФУ с аэрофотоаппаратами АФА-33/100М, АФА-33/75М и АФА-33/50М созданными для планового двухмаршрутного, трехмаршрутного и четырехмаршрутного фотографирования с шириной захвата от 3 до 8 км на высотах от 2800 до 15000 м. Еще одну подвижную фотоустановку под АФА-33/75М и АФА-22/50М установили для многообещающего фотографирования с возможностью съемки как с левого, так и с правого бортов.

Командные приборы управления фотоустановками и фотолюками установили в кабине штурмана. Пол кабины штурмана был оборудован смотровым окном, не считая того, вести наблюдение за объектами фотографирования штурман мог при помощи оптического прицела ОБЛ-1Р. Состав оборудования лазутчика не достаточно отличался от установленного на перехватчике. Вооружение самолёта состояло из одной пушки НР-23 по правому борту с боезапасом 80 снарядов. Прицеливание производил пилот через коллиматорный прицел ПКИ. Припас горючего в 4 фюзеляжных баках составлял 3925 л. Под фюзеляжем предусматривалась установка ПТБ на 675 л.

Эскизный проект и главные расчеты лазутчика Як-125 окончили осенью 1951 г, а макет носовой части фюзеляжа предъявили комиссии ВВС в декабре, сразу с макетом перехватчика. Фабричные тесты опытнейшего Як-125 с движками АМ-5 начались 26 августа 1952 г, и завершились 3 октября 1953 г. За этот период времени, по данным промышленного отчета, на лазутчике было выполнено 79 полетов общей длительностью 83 ч 25 мин. Но в акте НИИ ВВС приводятся другие числа: 82 полета общей длительностью 82 ч 18 мин. Обычный взлетный вес Як-125 с ПТБ составлял 9630 кг. Были зафиксированы последующие ЛТХ; наибольшая скорость на высоте 3000 м - 1120 км/ч, на 10000 м - 1075 км/ч, практический потолок - 15000 м, дальность с навесным баком - 3600 км, а длительность полета - 4 ч 25 мин.

Госиспытания Як-125 в ГК НИИ ВВС проходили всего два месяца: с 25 декабря 1953 г. по 26 февраля 1954 г. Обычный полетный вес уменьшили за счет снятия ПТБ до 9177 кг. На высоте 5000 м наибольшая скорость достигнула 1110 км/ч, а на 10000 м - 1052 км/ч, т.е. она на 60 км/ч превосходила подобные характеристики МиГ-15Рбис и на 230 км/ч - ИЛ-28Р. Техно дальность полета с навесным баком на высоте 12000 м составляла 3040 км (у МиГ-15Рбис - 2020 км, у ИЛ-28Р - 3150 км). Практический потолок с полной заправкой без ПТБ - 14140 м (у МиГ-15Рбис и Ил-28Р - соответственно 15700 и 12500 м). По способностям разведывательной аппаратуры Як-125 и ИЛ-28Р были приблизительно равны. Муниципальная комиссия признала, что хотя по комплексу летных данных Як-125 превосходил нареченные фронтовые лазутчики, но обладал значимым недочетом - из-за приросшей длины носовой части фюзеляжа обзор вперед-вниз для пилота ухудшился, а наблюдаемое штурманом через смотровое окно и оптический прицел место было очень ограниченно. Потому комиссия постановила доработать лазутчик.

Отысканное в процессе работы над Як-125Б размещение кабины штурмана конструкторы ОКБ-115 применили и на фронтовом лазутчике Як-125, что позволило убрать замечание макетной комиссии относительно обзора. Фотоаппаратуру расположили перед штурманом и за кабиной пилота в среднем отсеке фюзеляжа. Вооружение и шасси остались предыдущими, но взлетный вес возрос. 10 марта 1955 г. Совмин выпустил Постановление №8448-271, согласно которому ОКБ Яковлева и саратовский завод №292 должны были выстроить 10 разведчиков Як-25Р войсковой серии. На испытаниях взлетная масса самолета с движками РД-5А составила 9840 кг, а наибольшая скорость - 1080 км/ч. Ведущим инженером по самолету был Н.Г.Колпаков, ведущим летчиком-испытателем - Ф.Л.Абрамов. После окончания испытаний стало ясно, что Як-125 все таки не имеет решающих преимуществ по сопоставлению с главным русским фронтовым лазутчиком ИЛ-28Р. Самолёт в крупносерийное создание запускать не стали, сделав ставку на новейшую сверхзвуковую машину.

В годы «холодной войны» управление Русского Союза отводило авиации важную роль в борьбе с возможным противником и на море. Беря во внимание, что морской лазутчик "89" ОКБ-156 А.Н.Туполева (на базе Ту-14) так и не был принят на вооружение, а Ил-28Р имел невысокую скорость, было принято решение поручить КБ Яковлева сделать на базе серийного Як-25 высокоскоростной морской лазутчик Як-25МР. Соответственное Постановление Совмина №1968-911 вышло 18 сентября 1954 г., а приказ МАП №597-21 сентября. В этих документах особенное значение придавалось скорости и высоте полета, которые требовалось получить не ниже, чем у базисного перехватчика. Срок предъявления нового самолёта на госиспытания устанавливался в феврале 1955 г.

Разработка морского лазутчика началась в 1954 г., а эскизный проект был утвержден 4 марта 1955 г. Постройку опытнейшего самолёта на базе серийного планера окончили в коротхий срок. Конструктивно Як-25РМ отличался последующими переменами: удлиненной на 0,5 м носовой частью фюзеляжа для размещения аэрофотоаппарата АФА-33/75М; новейшей радиолокационной поисковой станцией СПРС-1 «Курс» с фотоприставкой ФА-РЛ-1 (антенна РЛС располагалась в носу самолёта и запиралась радиопрозрачным обтекателем); ответчиком СРЗО-1 заместо ответчика СРО; наличием станции оповещения об облучении РЛС "Сирена-2с"; составом радиооборудования; отсутствием левой пушки Н-37Л и тормозных щитков; размещением в нише левого тормозного щитка спасательной лодки ЛАС-5М. Поисковая РЛС предназначалась для обнаружения группировок кораблей и одиночных судов (что фиксировалось фотопристаекой с экрана локатора). АФА-33/75М позволял снимать корабли при высокоскоростном просвете над ними. Предполагалась и установка аэрофотоаппарата АФА-33/50 для многообещающей съемки. Фабричные тесты морского лазутчика завершились летом (отчет утвержден 25 июля). ЯК-25МР показал достоинства перед Ил-28Р по скорости приблизительно на 170-200 км/ч, по практическому потолку - на 2400 м, уступив ему по дальности полета. Биография самолёта закончилась аналогично Як-125 по схожим причинам. Як-25МР остался опытным прототипом.

Тактико-технические свойства Як-25Р / Як-125 Размах крыла, м   10.94 Длина самолета,м   12.93 Высота самолета,м   4.32 Площадь крыла,м2   28.95 пустого самолета обычная взлетная   9177 наибольшая взлетная   9630 Тип двигателя   2 ТРД АМ-5 Тяга, кгс   2 х 2000 Наибольшая скорость, км/ч   1120 Практическая дальность, км   3600 Практический потолок, м   15000 Экипаж, чел   2 Вооружение:   одна 23-мм пушка НР-23 (80 патронов)

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!