ArtGuns » Военная авиация » Палубный штурмовик Etendard IVM (Франция)

Палубный штурмовик Etendard IVM (Франция)

28 апрель 2025, Понедельник
1
0
Судьбу Etendard выручили предусмотрительность и интуиция его головного создателя - М. Дассо. Не только лишь выдающийся конструктор, да и видный политик, Дассо еще до начала испытаний в рамках конкурса LWTSF смог «пробить» у военных заказ на семь опытнейших Etendard. По всей вероятности, он пользовался энтузиазмом со стороны ВМС Франции. 19 декабря 1956 г. компании «Дассо» выдали заказ на разработку, постройку и тесты 1-го эталона палубного истребителя Etendard IVM. Сначала 1957 г. на выбывший из программки LWTSF Etendard IV-01 установили новый французский движок ATAR 08, обладавший достаточно большой наибольшей тягой (4200 кгс, в предстоящем - 4400 кгс). С этим ТРД самолет проявили на авиасалоне в Ле Бурже, где он воспользовался огромным вниманием у гостей. В том же году Etendard IV-01 сделал маркетинговое турне, облетев фактически всю Францию и показывая свои красивые взлетно-посадочные свойства на грунтовых аэродромах. Новенькая машина практически обворожила командование французского флота. 16 мая 1958 г. взлетел 1-ый из опытнейших Etendard, оборудованных для эксплуатации с палубы. Его летные тесты начал Ж.М. Саже. В конструкцию этого самолета занесли ряд конфигураций, связанных с морской специфичностью. Для улучшения взлетно-посадочных черт решили малость прирастить площадь крыла и применить более действенные закрылки. Концевые части крыла выполнили складывающимися, что уменьшало место, занимаемое на палубе. Конструкторы предусмотрели замки для крепления самолета к челноку корабельной катапульты, также тормозной гак. Не считая того, машина получила топливоприемник для дозаправки в воздухе по схеме «шланг - конус» и радиодальномер. Очертания фюзеляжа изменили в согласовании с «правилом площадей». Чтоб ускорить тесты и отработку палубного варианта, строительство опытнейших образцов решили поделить на несколько шагов. На первом готовили всего один самолет, который предназначался для доводки силовой установки и снятия летных черт. Он не имел вооружения, штанги дозаправки и части оборудования. Для испытаний на авианосце усилили шасси, установили тормозной гак и замки для крепления к катапульте. 1-ый опытнейший эталон второго шага - Etendard IVM-02 - получил все отсутствовавшее на IVM-01 оборудование, кроме управляемого вооружения. В носовой части фюзеляжа установили радиолокационный дальномер «Аида» 2. Он сопрягался с бортовым аналоговым вычислителем, выдававшим корректировочные сигналы на автоматический прицел. Это позволило приступить к испытаниям неуправляемого вооружения, для размещения которого под крылом монтировались два пилона. Под Etendard IVM-02 могли подвешиваться две бомбы калибром до 400 кг, либо блоки НАР Матра LR60, либо LR150 с шестью либо восемнадцатью 68-мм ракетами соответственно. Два 30-мм орудия DEFA-552 с боекомплектом по 122 патрона на ствол монтировались на едином легкосъемном лафете под воздухопоглотителями движков. Etendard IVM-03 отличался от 2-ух предыдущих машин более массивным (5100 кгс), да и более томным английским движком Роллс-Ройс «Эйвон» Мк.51. Этот вариант, который называли также Etendard IVB, числился запасным. Не считая того, рассматривалась возможность поставки Etendard флотам Индии и Австралии, располагавшим еще наименьшими, чем «Клемансо», авианосцами «Викрант» и «Мельбурн». Но замена французского мотора на британский оказалась лишней: уже 1-ые тесты машин IVM-01 и IVM-02 подтвердили, что тяги полностью хватает для обеспечения требуемых взлетных черт. Одно время рассматривался вариант подмены ТРД ATAR 08В на более сильную модификацию с форсажной камерой. Но от этого в предстоящем также отказались. Кроме британского мотора, опытнейший Etendard IVM-03 получил систему сдува пограничного слоя на закрылке. Но, невзирая на то, что система работала нормально, на серийных воздушных судах от нее решили отрешиться, так как посадочные свойства и так оказались полностью на уровне предъявленных требований. Соответствующей наружной особенностью Etendard IVM-03 стал большой вертикальный гребень под носовой частью фюзеляжа. В фронтальной части его располагалась антенна радиокомандной полосы наведения новейшей ракеты класса «воздух - поверхность» «Нор-5401» (AS 30). Это орудие сделали в 1958 - 1960 гг. для борьбы с легкими кораблями и судами. Стартовая масса УР составляла 520 кг, она несла сильную бронебойно-фугасную боевую часть массой 245 кг, достаточную для нанесения суровых повреждений кораблям среднего водоизмещения. AS 30 имела сверхзвуковую скорость, а дальность запуска составляла 3,0-10,8 км. Управление ракетой - автоматическое; оно могло осуществляться и с другого самолета. Не считая того, допускалась возможность использовать с Etendard и старенькую ракету AS 20, переключившись на ручное управление. Ракеты размещались на внутренних (ближних к фюзеляжу) узлах. Самолет получил и другую новинку тех пор - управляемую ракету «воздух-воздух». На наружных подкрыльевых узлах могли подвешиваться две УР AIM-9B «Сайдуиндер» сТГС. «Сайдуиндер» в первый раз испытали на Etendard IVM-03. На самолете Etendard IVM-04 вновь установили французский движок ATAR 08. На этой машине отсутствовал и носовой гребень с антенной наведения УР AS 30. Первым вполне подходящим серийному эталону стал Etendard IVM-05. Скоро выстроили вторую аналогичную машину - Etendard IVM-06. Последний опытнейший эталон, Etendard IVM-07P, представлял разведывательный вариант Etendard IV. Летные тесты начались 10 ноября 1960 г. По планеру и силовой установке лазутчик ничем не отличался от штурмовика. Подобными были и его летные свойства. Лазутчик комплектовался пятью фотокамерами, три из которых устанавливались в носовой части фюзеляжа, а две монтировались заместо пушек. Потому что Франция не имела своей базы для испытаний палубных самолетов, в ноябре 1958 г Etendard IVM-01 выслали в британский испытательный центр морской авиации в Бэдфорде, где он выполнил 20 взлетов с внедрением наземной катапульты и 28 посадок с аэрофинишером. По итогам этих испытаний потребовалась доработка: при посадках с аэрофинишером нашли недостаточную крепкость хвостовой части фюзеляжа. Другие бывалые эталоны, кроме Etendard IVM-06, испытывались в Великобритании в 1960 г Всего они выполнили 115 взлетов с катапульты. В сентябре 1960 г. Etendard IVM-02 в первый раз сел на палубу реального авианосца - «Клемансо», в то время только проходившего тесты. А в 1962 г самолет приняли на вооружение ВМС Франции в качестве легкого палубного штурмовика и лазутчика. Еще до окончания испытаний, в 1961 г, фирме «Авионс Марсель Дассо» выдали заказ на 69 штурмовиков Etendard IVM и 21 лазутчик Etendard IVP. Во 2-ой половине 1961 г. на заводе «Дассо» в Мериньяке началась сборка серийных Etendard IVM. Первую серийную машину выкатили из сборочного цеха 9 декабря 1961 г. 18 января 1962 г завершились ее фабричные тесты, и на борту авианосца «Клемансо» свершилась официальная церемония принятия нового самолета на вооружение морской авиации. Серийные партии Etendard IVM меж собой не отличались. На лазутчике Etendard IVP в носовом отсеке фюзеляжа расположили три однотипных фотоаппарата OMERA 31. Фронтальный глядел вперед-вниз под углом 20° к горизонту и мог оснащаться сменными объективами, имеющими фокусное расстояние 100, 200 и 600 мм. Средний аппарат направлялся вниз и на право (он комплектовался 100-мм объективом), а задний, с объективом 100 мм либо 200 мм, ориентировался вниз и на лево. Разведывательное оборудование принудило отрешиться от радиодальномера и вынести штангу дозаправки за обводы фюзеляжа, сделав ее неубирающейся. В итоге общая длина самолета незначительно выросла. На месте снарядных ящиков на лазутчике установили контейнер, в каком мог располагаться один из 2-ух взаимозаменяемых наборов доп фототехники. Для съемки с огромных высот там ставили один аппарат OMERA31 с б00-мм объективом, который размещался горизонтально и занимал весь объем отсека.

Источник: dogswar.ru

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!