Истребитель-бомбардировщик BAC TSR.2 (Великобритания)


Договор на строительство 3-х опытнейших экземпляров самолёта TSR.2 был подписан 1.01.1959 г. с условием, что передача первых серийных самолётов на вооружение воздушным подразделениям стратегической авиации будет осуществлена в конце 1965 г. 1-ый опытнейший эталон был построен в 1963 г., а его облет проведен только 27.09.1964 г. В 1965 г. английский парламент решил закончить работы по созданию самолёта TSR.2, мотивируя свое решение отсутствием экспортных перспектив и лавинообразным ростом цены программки. Если в 1960 г. предполагаемая цена 1-го самолёта (при массовом создании 150 самолётов) составляла 1,5 млн. ф.ст., то в 1964 г. она достигнула 4 млн. ф.ст.; это означало, что один TSR.2 обойдется в 20 раз дороже, чем самолёт «Canberra». Издержки на проведение опытно-конструкторских работ в течение 7 лет составили 100 млн. ф.ст.

Из 9 машин к моменту отмены программки вполне выстроили только три, другие находились в различной стадии строительства. В 1972-1973-м годах, когда развеялись последние иллюзии относительно возобновления программки, практически весь задел выслали в металлолом. Последним "в печь" попал единственный летный TSR.2. Это вышло в 1982-м. 2-ой и четвертой машинам подфартило больше. TSR.2 с бортовым номером XR220 экспонируется в Косфордском аэрокосмическом музее (это 2-ой опытнейший экземпляр), еще одну, правда, не сразу, подарили Имперскому военному музею в Даксфорде. "Спаслась" и носовая часть одной из недостроенных машин, которая экспонируется в Бруклендском музее Вейбриджа. Так завершилась программка, реализация которой, наверное бы, навечно оставила Англию в клубе глобальных фаворитов авиастроения.

Истребитель-бомбардировщик BAC TSR.2 представляет собой построенный по традиционной схеме высокоплан, треугольное крыло которого характеризуется большой удельной нагрузкой (малая чувствительность к атмосферным возмущениям при полёте на маленьких высотах), стреловидностью фронтальной кромки 60° и малой относительной шириной профиля (около 4%). В целях улучшения черт взлета и посадки использованы закрылки со сдувом пограничного слоя (вдоль всего размаха крыла) и плоская форма нижней части фюзеляжа. Фюзеляж выполнен в согласовании с правилом площадей и имеет прямоугольную форму сечения. Кабина с креслами пилота и штурмана, расположенными вереницей, оборудована системой обдува лобового стекла с целью предотвращения его загрязнения насекомыми при полётах на малых высотах. Кресла - катапультируемые, класса 0-0. Шасси – трехстоечное, передняя стойка - со спаренными колесами, а главные - с колесами типа «тандем». Кинематика фронтальной стойки шасси позволяет удлинять главную опору во время взлета, т.е. наращивать угол атаки планера без отличия руля высоты (в итоге чего уменьшается сопротивление). Самолет обустроен тормозным парашютом и четырехсекционными тормозными щитками.

В системе управления отсутствуют элероны и интерцепторы, что разъясняется применением дифференциального стабилизатора (со стреловидностью 60°), обеспечивающего поперечную и продольную маневренность. Для увеличения продуктивности управления при огромных углах атаки плоскости горизонтального оперения снабжены закрылками со сдувом пограничного слоя. Вертикальное оперение однокилевое, цель - ноповоротное со стреловидностью по фронтальной кромке 52°. Управление оперением - спаренное: ручное управление производит пилот, а автоматическое-специальная система стабилизации положения самолёта. Для уменьшения поперечной стойкости использован отгиб концов крыла вниз на угол 23°, что сразу повысило продуктивность работы закрылков. Самолёт BAC TSR.2 построен в согласовании с концепцией неопасных отказов, в связи с чем большая часть устройств и агрегатов задублировано. В конструкции планера обширно употребляются сплавы титана (наряду со сплавами алюминия) и прочные стали. Многолонжеронное моноблочное крыло выполнено с применением цельных панелей. Цельные панели применены также в конструкции фюзеляжа и оперения. Все свободное место в крыле применено под топливные кессон-баки.
BAC TSR.2 обустроен 2-мя двухвальными турбореактивными движками «Olympus» 22R конторы «Bristol-Siddeley» с тягой на форсаже 146,80 кН (14970 кГ) каждый. Неувязка выбора мотора была одной из более сложных в связи с требованием высочайшей экономичности силовой установки такового самолета. Отсутствие соответственного, двухконтурного турбореактивного мотора (в то время еще не была решена неувязка дожигания в «холодном» вентиляторном контуре) предназначило внедрение одноконтурных турбореактивных движков. Боковые регулируемые воздухопоглотители с подвижными полуконусами (регулировка автоматическая и ручная) имеют эллиптическое поперечное сечение.

Прицельное и пилотажно-навигационное оборудование интегрировали в единый комплекс, включавший моноимпульсную многорежимную РЛС конторы "Ферранти". Не считая РЛС, архитектура комплекса включала инерциальную навигационную систему ("Ферранти"), доплеровскую навигационную систему ("Декка"), систему воздушных сигналов ("Смис индастриз"), сдвоенный радиовысотомер ("Эталон Телефонз энд Кейблз"), также автопилот. Последний был измененной версией южноамериканского автопилота "Аэронэтикс Вердан", установленного на штурмовике "Виджилент", адаптацию к британской машине произвела компания "Эллиот". По словам разработчиков, комплекс позволял делать полет с огибанием рельефа на высотах до 90 м в автоматическом режиме, при всем этом погрешности системы составляли менее 30 м. При отказе электроники самолет автоматом переводился в набор высоты, для того, чтоб пилот взял управление на себя. Не считая того, машина комплектовалась длинноволновым и УКВ радиосвязным оборудованием, системами опознавания и инструментальной посадки.
Разведывательный арсенал включал три интегрированных в носовой части фотоаппаратов: 1-го, установленного для многообещающей съемки, и 2-ух - по краям фюзеляжа. Предполагалось оснащение машины РЛС бокового обзора, ИК-станцией с линейным сканированием, другим оборудованием. Новинкой разведывательного оборудования стала оптико-электронная сканирующая система "Лайнскэн", способная "созидать" земную поверхность деньком и ночкой. По телеканалу данные, получаемые системой "Лайнскэн", могли передаваться на наземный КП в масштабе времени, близком к реальному.

Встроенного вооружения BAC TSR.2 не имел. Бомбы массой до 2720 кг могли располагаться в бомбоотсеке, в том числе атомные: одна стратегическая бомба "Рид Беард" либо до 4 тактических WE. 177 (по две в бомбоотсеке и на внешних пилонах). В обыкновенном варианте бомбовоз планировалось вооружать свободнопадающими бомбами и НАР, также телеуправляемой УР AJ.168 "Мартель" с системой наведения. Все это, также доп топливные баки, могли располагаться на 4 подкрыльевых точках подвески. Рассматривался вариант подвески на самолет заправочного агрегата, чтоб TSR.2 обладал возможностью дозаправки в воздухе "себе схожих" в случае необходимости (как на Су-24 практически 20 лет спустя). По расчетам, наибольшая масса боевой нагрузки достигала 4,5 т. Вообщем, о многих свойствах новейшей машины можно гласить только в "предположительном наклонении", потому что тесты до конца так и не провели, и многие характеристики просто не успели подтвердить.
Так как самолет создавался "заодно" с наземным комплексом обслуживания, параллельно разрабатывался ряд принципно новых для авиатехники тех пор систем обеспечения наземной эксплуатации. Это разная контрольно-проверочная аппаратура, приспособления, облегчающие и ускоряющие подготовку самолета к повторному вылету, также бортовая вспомогательная силовая установка (ВСУ), которая значительно увеличивала автономность машины.
Тактико-технические свойства BAC TSR.2 Экипаж, чел 2 Размах крыла, м 11.28 Длина самолета, м 21.13 Высота самолета, м 7.32 Площадь крыла, м2 65.03 Масса, кг - пустого самолета 18800 - обычная взлетная 36287 - наибольшая взлетная 43545 Внутренние горючее, кг 13500 Тип двигателя 2 ТРД Bristol-Siddeley Olympus B.01.22R Тяга, кН - нефорсированная 2 x 75.29 - форсированная 2 x 146.80 Наибольшая скорость, км/ч - на высоте 2125 - у земли 1200 Крейсерская скорость, км/ч 1345 Перегоночная дальность, км 6840 Практическая дальность, км - на большой высоте 1850 - на малой высоте 1290 Боевой радиус деяния, км 850 Длительность полета, ч 3 Наибольшая скороподъемность, м/мин 15240 Практический потолок, м 16460 Посадочная скорость, км/ч 240 Длина разбега, м 650 Длина пробега, м 500 Вооружение: (запланированное) до 2722 кг обыденного либо ядерного орудия во внутренних отсеках, не считая этого, еще до 1814 кг бомб, навесные контейнеры для ракет либо сбрасываемые топливные баки на 4 пилонах под крылом.
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.