
Во 2-ой половине 1940-х годов в США были развернуты исследовательские и проектные работы по стратегическому бомбовозу с ядерной силовой установкой. Таковой бомбовоз имел бы дальность и длительность полета, ограниченные только физическими способностями экипажа. В 1946 году командование ВВС США утвердило проект NEPA (Nuclear Energy for the Propulsion of Aircraft), направленный на разработку ядерных движков для стратегических бомбардировщиков. В согласовании с тактико-техническими требованиями к бомбовозу с ядерными движками его стартовая масса должна была составлять менее 136078 кг, наибольшая скорость полета на высоте 10668 м - 829 км/ч, масса боевой нагрузки - 5443 кг.
Главными проблемными вопросами при разработке бомбовоза с ядерными движками являлись: воздействие радиации на конструкционные материалы и бортовую радиоэлектронную аппаратуру, защита экипажа от радиоактивного излучения в полете, исключение воздействия товаров распада ядерного горючего на окружающую среду во время эксплуатации, также в случае аварийных ситуаций. В 1951 году была утверждена совместная программка ВВС США и Комиссии по атомной энергии, предусматривавшая разработку авиационного ядерного мотора ANP (Aircraft Nuclear Propulsion). Было принято решение о разработке экспериментального самолета с ядерной установкой на базе стратегического бомбовоза B-36.
Самолет получил наименование NB-36H (Nuclear Bomber-36). В бомбовом отсеке самолета был установлен атомный реактор, не соединенный с силовой установкой самолета. Особый защитный экран, защищал экипаж от воздействия излучения ядерного реактора. 17 сентября 1955 года самолет NB-36H выполнил 1-ый полет. Всего было совершено 47 полетов, которые подтвердили возможность неопасной для экипажа эксплуатации ядерного реактора на самолете. Но оставалась опасность радиоактивного инфецирования местности в случае падения самолета. Разработку ядерных движков производили компании General Electric и Pratt & Whitney.
Весной 1958 года Стратегическое авиационное командование ВВС США предложило использовать самолет с ядерной силовой установкой в качестве летающей платформы для баллистических ракет. Самолет с ядерными движками мог бы долгое время (от 2 до 5 дней) находиться в воздухе и быть неуязвимым в случае ядерного удара СССР. Баллистические ракеты, запущенные с такового носителя, не могли перехватить средства ПВО СССР. Проект самолета получил наименование CAMAL (Continuously Airborne Missile Launcher and Low Level). Самолет NB-36H CAMAL был должен владеть возможностью не только лишь долгого патрулирования в воздухе вовне зон деяния систем ПВО противника, да и совершать долгий полет в глубину местности противника на малых высотах с бомбовой нагрузкой.

В согласовании с тактико-техническими требованиями самолет был должен иметь взлетную массу 272,4 т, скорость полета, подобающую числу М = 1, находиться безпрерывно в воздухе от 2 до 5 дней, нести две баллистические ракеты класса «воздух-земля» и 4,5 т бомб. В качестве 1-го из вариантов баллистической ракеты, размещаемой на самолете с ядерной силовой установкой, рассматривалась баллистическая ракета GAM-87 «Skybolt». Длительность разработки самолета могла составить 13 лет, а надобные издержки - 900 млн баксов. Создание самолета с ядерной силовой установкой было связано с суровыми техническими неувязками. Сначала 1960-х годов в составе стратегических наступательных сил США уже появились новые действенные виды средств доставки ядерного орудия - МБР наземного базирования и БРПЛ. В связи с этим в марте 1961 года программка сотворения атомного самолета была закрыта.
Тактико-технические свойства NB-36H CAMAL
Самолет-носитель - CAMAL
Головной создатель - Компания «Конвэйр»
Год начала эксплуатации 1966 г.
Скорость полета при патрулировании в воздухе, число М - М = 1
Наибольшая взлетная масса, т 272,4
Длительность полета, дней 2-5
Баллистическая ракета GAM-87 «Skybolt»
Головной создатель Компания «Douglas Aircraft»
Год принятия на вооружение 1961-1962 гг. летные испыт.
Стартовая масса, т 5,0
Наибольшая дальность стрельбы, км 1850 (в испытаниях)
Длина ракеты, м 11,66
Размах стабилизаторов, м 1,68
Наибольший поперечник корпуса, м 0,89
Тип горючего - жесткое
Тип системы управления - инерциальная
Число маршевых ступеней 2
Тип боевого оснащения ракеты и мощность ядерного заряда - моноблочное, W-59 (1 Мт)
Число ракет на самолете 2
создатель статьи: Кардашев М.А.
первоисточник: Стратегическое орудие грядущего
Источник: dogswar.ru