
Морские тральщики проект 266 - проектировались в ЦКБ-363 (позднее - Западное ПКБ, вошедшее в состав ФГУП ЦМКБ ("Алмаз")) под управлением головного конструктора Н.П. Пегова. Эти корабли были первыми русскими морскими тральщиками, которые обладали наименьшими своими физическими полями. Тральщики предназначались для проводки за тралами кораблей и судов, разведывательного и контрольного траления, прокладки фарватеров в минных полях, роль в минных постановках в далекой зоне от собственных баз.
Корпус корабля из маломагнитной стали марки 45Г17Ю3, набирался по продольной системе, имел протяжённый полубак и 2-ое дно. Фундаменты основных движков, многих устройств, вооружения, устройств и оборудования корабля, так же производились в маломагнитном выполнении. Двери, лючки и их комингсы, трапы, леерное огораживание, бессчетные кранцы и т.п. изготавливались из лёгких алюминиево-магниевых сплавов (АМГ). Для понижения акустического поля корабля использовались: шумоизоляция при помощи амортизаторов, оклейка вибродемпфирующим резиновым покрытием фундаментов главных устройств и переборок машинных отделений, звукоизолирующие гибкие вставки в трубопроводах, системах и местах присоединения к механизмам (а именно валопровода к фланцу отбора мощи головного мотора), применение малошумных гребных винтов регулируемого шага огромного поперечника с относительно высочайшей частотой вращения.
В первый раз в российскей практике были предусмотрены особые мероприятия по понижению низкочастотного электрического и электронного (диэлектрические покрытия оборудования, соприкасающегося с забортной водой, электроизоляция донно-забортной арматуры, валопроводов от корпуса и др.) полей. Корабль комплектовался противоатомной и противохимической защитой. Приборы управления кораблём выводились в боевую рубку и на открытый ходовой мостик. Для постановки и подборки тралов были предусмотрены два тральных крана, 3-барабанная лебедка и клюз.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 9 отсеков:
Форпик, цепной ящик, малярная кладовая (0-5 шпангоут);
Шпилевая, погреб артбоезапаса, кладовая ЗИП, трюмный отсек (5-13 шпангоут);
Коридор № 1, офицерские каюты, гальюн, душевая офицерского состава, агрегатная ГЛС, кладовая сухой провизии, помещение рефрижераторной машины и рефкамера (13-22 шпангоут);
Коридор № 2, кубрик №1, офицерские каюты, кают-компания, каюты старшин, шахта ПОУ гидроакустический отсек, гиропост (22 - 36 шпангоут);
Столовая личного состава, посудомойка, носовое машинное отделение (36 - 51 шпангоут);
Коридор № 3, ПЭЖ, камбуз, кормовое машинное отделение, раздевалка личного состава, душевая личного состава, гальюн, умывальник (51 - 66 шпангоут);
Помещение вьюшки, кубрик №2, отсек ВРШ (66 - 78 шпангоут);
Тральная кладовая, выгородка минно-трального боезапаса, кладовая влажной провизии, помещение гидроагрегатной (78 - 85 шпангоут);
Румпельное отделение (85 - 100 шпангоут);

Корабль оставался на плаву при затоплении 2-ух всех смежных отсеков с сохранением положительной исходной метацентрической высоты. Управляющая машина гидравлическая с системой управления «Альбатрос», предугадывала обычный, следящий и автоматический режимы управления одним пером руля. Палубные механизмы (лебёдка, вьюшка, кран-балки) имели гидравлические приводы, что вместе с обеспечением снижения уровня физических полей корабля, позволило получить механизмы с огромным спектром плавной регулировки скоростей. Подача масла в гидравлическую систему палубных устройств выполнялась от трёх насосных агрегатов. Спасательные средства включали один шестивёсельный ял, 6 спасательных плотов типа ПСН-10 (на 10 человек каждый), спасательные круги и личные спасательные жилеты.
Силовая установка механическая, двухвальная, с 2-мя дизель-редукторными агрегатами М503Б мощью по 2500 л.с. каждый при частоте вращения 1780 об/мин, размещёнными один в носовом и один в кормовом машинных отделениях (МО). Ресурс мотора до первой переборки составлял 3 500-4 000 часов, а полный ресурс - до 10 000 часов. Агрегаты обеспечивали фронтальный, задний и холостой ход, передавая вращение на два винта регулируемого шага типа ВР-266. Изменение шага винта выполнялось гидравлической системой. Предусматривалось дистанционное управление агрегатами и ВРШ из постов управления движками и с ГКП. Скорость полного хода тральщика составляла 16 узлов и до 14 узлов с одним тралом. Вспомогательный котёл, давал пар на хозяйственные нужды.
Электроэнергетическая система трёхфазного переменного тока напряжением 380 В и частотой 50 Гц получала питание от 2-ух дизель-генераторов ДГ-200 мощью по 200 кВт каждый, расположенных один в носовом и один в кормовом машинных отделениях (МО). Тральщик имел один дизель-генератор ДГ-100 мощью 100 кВт.

Вооружение тральщиков проекта 266 состояло из:
- 2 спаренных 30-мм автоматов АК-230 с длинноватой ствола 71,3 калибра, расположенных один на баке и один в корме. Установки использовались для ликвидирования катеров, воздушных и низколетящих целей, а так же для поражения найденных мин. Скорострельность установки составляла 1000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Исходная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после этого требуется остывание в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После чего требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Автоматы имели систему удаленного управления от ПУАО "Рысь" с РЛС сопровождения МР-104 "Рысь" и с 2-ух местных визирных постов "Колонка". Масса установки 1 926 кг.
- 2 бомбосбрасывателей в корме и 36 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и поперечнике 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
- минных рельсов и 10 якорных мин КБ-3 в перегруз. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, малый минный интервал 35 метров, большая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение приравнивалось 10-20 минуткам, точность установки на данное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
- 1 комплекта быстроходного контактного трала БКТ, размещался в корме. Одинарный контактный трал с подсекающим действием имел ширину захвата до 420 м, заглубление до 160 м, скорость буксировки до 14 узлов при волнении моря до 4 баллов.
- 1 электрического трала ТЭМ-2, для ликвидирования магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал с огромным радиусом деяния употреблялся при скорости траления до 14 узлов и волнении моря до 4 баллов. Приборы управления электрическим тралом могли обеспечивать любые формы напряжённости магнитного поля и синхронную работу с акустическим тралом.
- 1 акустического трала АТ-3 для поражения акустических донных мин. Представлял собой акустический излучатель, встроенный в заглубитель. Трал с широкой полосой деяния применяется при волнении моря до 4 баллов. Скорость буксировки трала составляет от 9 до 14 узлов.
- 4 комплекта шнуровых зарядов (ШЗ-200) длиной 200 метров, созданы для образования неопасных проходов в минных полях уничтожая либо выводя из боеспособного состояния донные и придонные мины и обеспечивают обозначение оси неопасного прохода акустическими буями-обозначателями либо тральными вехами. ШЗ употребляется на глубинах от 5 до 100 метров при скорости буксировки до 6 узлов.
Для постановки и подборки тралов предусмотрены два тральных крана, 3-барабанная лебедка, клюз и тральная вьюшка.
Система управления огнем всеприменимой 30-мм артиллерии состояла из:
- устройства управления артиллерийским огнём (ПУАО) МР-104 "Рысь" в состав которого входили:
- автомат стрельбы (счётно-решающий устройство), который на базе поступающих данных от РЛС сопровождения МР-104 "Рысь" выдавал углы вертикальной и горизонтальной наводки носовой и кормовой установок 30-мм калибра.
- Аппаратура селекции подвижных целей и помехозащиты.
Цель обнаруживалась и бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-104 "Рысь". РЛС сопровождения МР-104 "Рысь" дециметрового спектра волн позволяла определять дальность и аккомпанировать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов 30-мм калибра. РЛС автоматом аккомпанировала воздушные цели при скорости до 300 м/с на дальности до 26 км, а надводные цели типа торпедного катера до 4 км. Корабли оснащались РЛС навигации «Дон», аппаратурой госопознавания «Нихром», Угасал МГ-69 «Лань», инфракрасной аппаратурой ночного видения «Хмель», электрооптической аппаратурой ночного видения МЭ-5 («Тромбон»), размагничивающим устройством (РУ) и дымовыми шашками МДШ.
РЛС навигации "Дон" 3 - сантиметрового спектра волн, предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяла определять при радиальном обзоре дальность до цели типа крейсер до 25 км и до воздушной цели до 50 км. Антенный пост РЛС располагается на топах мачт, частота вращения атенны составляет 11-16 об/мин. В индикаторе использована ЭЛТ с поперечником экрана 310 мм. Станция приводится в действие из стопроцентно выключенного состояния за 5 минут.
ГАСМ МГ-69 «Лань» предназначалась для поиска, обнаружения и определения координат якорных мин впереди по курсу корабля. Станция обеспечивала сразу; сектор обзора 30° в горизонтальной плоскости и радиальный 180° поиск якорных мин. Обнаружение мин происходило на дальности до 800-1000 метров, а систематизация (миноподобная, не миноподобная) и определение координат на дальности до 200 метров. Ошибка определения координат составляла по курсовому углу - 2°, а по расчётной дистанции - 4 метра. Поисковая скорость корабля до 6 узлов при волнении моря до 4 баллов.
Система муниципального опознавания представлена 2-мя РАС - запросчиком «Никель» с устройством 082 и ответчиком «Хром». РАС «Нихром» позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Две антенны размещены на мачте. Инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель» позволяла производить сокрытую связь в черное время суток, при полном затемнении кораблей, также следить и пеленговать инфракрасные огни. Время непрерывной работы устройства составляло 20 часов, дальность пеленгования - до 3,7 км, а определение дистанции - до 750 метров. Система работала от сети неизменного тока 27 В.
РУ предназначалось для защиты от неконтактных донных магнитных и индукционных мин и обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля. РУ с системой автоматического регулирования состояло их трёх общекорабельных обмоток - основной горизонтальной (ОШТ), курсовой шпангоутной (КШ) и курсовой батоксной (КБ) и трёх местных на главные более большие механизмы (ОШТ, КБ, КШ на основных движках, дизель-генераторах и вспомогательном котлоагрегате, электродвигателе шпиля). Не считая того было предвидено вихревое размагничивание с системой автоматического регулирования для компенсации магнитных полей вихревых токов, возникающих в корпусе корабля при бортовой качке, с основной вихревой – ОВ, батоксовой вихревой обмотками – БВ.
Морская дымовая шашка МДШ предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке употребляется жесткая дымовая смесь на базе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая заавесь добивается 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
Строились тральщики на Средне-Невском заводе №363 в пос. Понтонный и на заводе №876 в г. Хабаровске. Головной тральщик МТ-86 вошёл в строй Тихоокеанского флота в 1963 году. Всего выстроено тральщиков с 1963 г. по 1971 г. - 41 единица.
Тактико-технические данные проект 266
Экипаж: 56 человек (6 офицеров)
Водоизмещение: стандартное 520 тонн, полное 560 тонн
Длина большая: 52,1 метра
Ширина большая: 9,4 метра
Ширина по КВЛ: 9,3 метра
Осадка по корпусу: 2,65 метра
Силовая установка: 2 ДРА М-503Б по 2500 л.с., 2 винта РШ, 1 руль
Электроэнергетическая система: 2 дизель-генератора ДГ-200 по 200 кВт, 1 ДГ-100 на 100 кВт
Скорость хода: полная 16 узлов, финансовая 12 узлов
Дальность плавания: 1500 миль при 12 узлах
Мореходность: не ограничена
Автономность: 7 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 2х2 30-мм автомата АК-230 от РЛС МР-104 "Рысь"
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 36 бомб ББ-1
минное: 10 якорных мин КБ-3 и минные рельсы
противоминное: 1 контактный трал БКТ, 1 акустический трал АТ-1, 1 РУ, 1 электрический трал ТЭМ-2, шнуровые заряды ШЗ-2
гидроакустическое: 1 ГАСМ МГ-69 "Лань"
радиотехническое: инфракрасный устройство ночного видения "Хмель", аппаратура госопознавания "Нихром",
электрооптический устройство ночного видения МЭ5 "Тромбон"
навигационное: 1 НРЛС "Дон", 2 127-мм магнитных компаса УКП-М, 1 гирокомпас, 1 радиопеленгатор АРП-50Р
хим: устройство хим разведки ВПХР, 4 дымовые шашки МДШ, приборы дозиметрического контроля ДП-62, химкомплекты
КЗИ-2, аварийной партии противогазы ИП-46.
Источник: dogswar.ru