ArtGuns » Военный флот » Морские тральщики проекта 12660 «Рубин» (СССР)

Морские тральщики проекта 12660 «Рубин» (СССР)

07 август 2025, Четверг
3
0
Морские тральщики проект 12660 "Рубин" - проектировались в Западном ПКБ (вошедшее в состав ФГУП ЦМКБ ("Алмаз") под управлением головного конструктора Н.П. Пегова, главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга А.П. Демешкевич. Тактико-техническое задание выдано в 1979 году. На шагах эскизного и технического проектов существовали варианты с вертолетным вооружением, но из-за роста водоизмещения от них отказались. Корабли обладали наименьшими своими физическими полями и предназначались для проводки за тралами кораблей и судов, разведывательного и контрольного траления, прокладки фарватеров в минных полях, роль в минных постановках в далекой зоне от собственных баз. Корпус корабля из маломагнитной стали марки 45Г17Ю3, набирался по продольной системе и имел 2-ое дно. Фундаменты основных движков, многих устройств, вооружения, устройств и оборудования корабля, так же производились в маломагнитном выполнении. Двери, лючки и их комингсы, трапы, леерное огораживание, бессчетные кранцы и т.п. изготавливались из лёгких алюминиево-магниевых сплавов (АМГ). Для понижения акустического поля корабля использовались: шумоизоляция при помощи амортизаторов, оклейка вибродемпфирующим резиновым покрытием фундаментов главных устройств и переборок машинных отделений, звукоизолирующие гибкие вставки в трубопроводах, системах и местах присоединения к механизмам (а именно валопровода к фланцу отбора мощи головного мотора), применение малошумных гребных винтов регулируемого шага огромного поперечника с относительно высочайшей частотой вращения. Предусматривались особые мероприятия по понижению низкочастотного электрического и электронного (диэлектрические покрытия оборудования, соприкасающегося с забортной водой, электроизоляция донно-забортной арматуры, валопроводов от корпуса и др.) полей. Корабль комплектовался противоатомной и противохимической защитой. Корма производилась по слиповому типу, снабжённому вращающимися роульсами и поворотной рамой, что давало возможность в основном механизировать постановку и подборку тралов, а так же обеспечить огромную безопасность трального расчёта при работе с тралами. Для постановки и подборки тралов были предусмотрены два тральных крана и 3-барабанная лебедка. Гребные винты расположили в направляющих насадках, жёстко связанных с корпусом корабля, что привело к понижению уровня акустического поля. Насадки давали доп упор винтам, а для понижения уровня акустического поля был предусмотрен подвод воздуха к насадкам (система обесшумливания (ОШУ)) и установка контрпропеллеров на ступицы винтов. По расчётам корабль был должен оставаться на плаву при затоплении всех 2-ух смежных отсеков, при условии сохранения "сухими" отсеков, смежных с затопленными. Управляющая машина гидравлическая с системой управления «Дельфин», предугадывала обычной, следящий и дистанционно-автоматический режимы управления 2-мя рулями. Спасательные средства включали один шестивёсельный ял, 6 спасательных плотов типа ПСН-10 (на 10 человек каждый), спасательные круги и личные спасательные жилеты. Силовая установка механическая, двухвальная, с 2-мя дизель-редукторными агрегатами М503Б мощью по 2500 л.с. и двухкаскадной амортизацией при частоте вращения 1780 об/мин, размещёнными один в носовом и один в кормовом машинных отделениях (МО). Ресурс мотора до первой переборки составлял 3 500-4 000 часов, а полный ресурс - до 10 000 часов. Агрегаты обеспечивали фронтальный, задний и холостой ход, передавая вращение на два винта регулируемого шага типа ВР-12660К. Изменение шага винта выполнялось гидравлической системой. Были установлены на масловводы ВРШ клапаны-блокираторы системы гидравлики, дозволяющие при падении давления масла в системе (при обесточивании корабля, выхода из строя насоса ВРШ, упуске масла) задерживать лопасти ВРШ в положении данного шага. Это позволяло также на неизменных режимах хода выводить из деяния насосы ВРШ в целях экономии их ресурса. Скорость полного хода тральщика составляла 17 узлов и до 12 узлов с одним тралом. Вспомогательный котёл, давал пар на хозяйственные нужды и обеспечивал при помощи холодильных машин круглогодичное кондиционирование воздуха жилых, служебных помещений и боевых постов. В вентиляционной системе устанавливались воздухоохладители и воздухонагреватели, на которые подавался холод от холодильных машин летом и пар от вспомогательного котлоагрегата зимой. Электроэнергетическая система трёхфазного переменного тока напряжением 380 В и частотой 50 Гц получала питание от четырёх дизель-генераторов ДГ-200 мощью по 200 кВт каждый, расположенных в носовом и кормовом машинных отделениях (МО). Вооружение кораблей состоит из: - 1 одноствольного 76-мм автоматов АК-176 с длинноватой ствола 59 калибров, размещенного на баке. Темп стрельбы установки составляет 30, 60 либо 75 выстрелов/мин., после 75 выстрелов требуется перерыв в стрельбе в течении 30 минут. Остывание ствола непрерывное внешнее, забортной водой со скоростью 3,5 м/с, которая пропускалась меж кожухом и моноблоком. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Исходная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы по надводным целям до 15 км. Питание автоматов непрерывное, обойменное, с 2-ух сторон. Боезапас включал 152 выстрела. Механизмы подачи разбиты на две однообразные группы и имеют привод от общего электродвигателя. Система подачи состоит из платформы, на которой размещены 2 горизонтальных транспортера с обоймами по 76 выстрелов, 2 цепных элеватора с приемниками и 2 маятника с приводами. С транспортеров патроны толкателями подаются в вертикальные затворы. Перенос патрона из элеватора в приемник качающейся части делается маятником. Расчёт орудия включает 2 человека. Масса установки - нет данных. Автомат имеет систему удаленного автоматического управления при помощи электрического привода от корабельной РЛС УАО МР-123/176 "Вымпел", полуавтоматически с местного поста (визирной колонки) при помощи электрического привода и вручную по визирам-дублерам ВД-221, находящимся в самой установке. - 1 шестиствольного 30-мм автомата АК-630 с длинноватой ствола 54 калибра, размещенного в корме. Скорострельность установки составляла 4000-5000 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -12 до +88°, а горизонтального до 180°. Исходная скорость снаряда 960 м/с, дальность стрельбы до 8,1 км. Питание автоматов ленточное, лента на 2000 патронов размещена в круглом магазине. Расчёт орудия включает 2 человека. Масса установки 1 918 кг. Автоматы имели систему удаленного управления от РЛС МР-123/176 "Вымпел". - 8 комплектов ПЗРК "Стрела-3". Как головная часть ракеты выйдет из пусковой трубы, под действием пружин раскрываются рули. Потом откидываются стабилизаторы и на удалении 5-6 м от ПУ срабатывает маршевый движок. Сначала работы маршевого мотора под действием сил инерции выключается особый инерционный стопор, который подготавливает взрывное устройство к взведению. На расстоянии 80-250 м от ПУ срабатывает 2-ая ступень предохранения - стопроцентно выгорают пиротехнические предохранители, и заканчивается подготовка взрывного устройства. В полёте головка самонаведения всё время держит под контролем направление на цель: независимо от положения продольной оси ракеты головка смотрит за целью и корректирует курс ракеты до встречи с целью. В случае промаха через 14-17 секунд с момента пуска срабатывает самоликвидатор и ракета уничтожается. Скорость самонаводящейся зенитной ракеты 9К34 составляет 670 м/с, дальность стрельбы от 500 метров до 4,5 км, потолок - от 15 метров до 3 км при скорости цели до 310 м/с. Система управления: пассивная инфракрасная головка самонаведения. Вес (комплекса): 16 кг. - минных рельсов и 16 якорных мин КБ-3 в перегруз. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, малый минный интервал 35 метров, большая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение приравнивалось 10-20 минуткам, точность установки на данное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды. - 2 пусковых установок (ПУ) выстреливаемых помех ПК-16 (КЛ-101) калибра 82 мм с 16 направляющими трубами и с удаленной системой управления. Созданы для постановки радиолокационных и термических отвлекающих и дезинформирующих неверных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и термическими системами наведения (самонаведения). Снаряды вручную инсталлируются в направляющие пусковой установки ПК-16 и дальше процесс стрельбы идет автоматом. Темп стрельбы составляет 2 залпа/сек. при хоть какой данной последовательности снарядов, дальность постановки неверных радиолокационных целей от 500 метров до 3,5 км, а неверных термических целей - от 2 до 3,5 км. Метод ведения огня автоматический, удаленный, залпами. Боевой расчет включает 3 человека. Тип снарядов помех РУММ-82 (ТСП-60). Масса незаряженной ПУ составляет 400 кг. - 1 комплекта глубоководного контактного трала ГКТ-2, размещался в корме. Одинарный контактный трал с подсекающим действием имел ширину захвата до 280 м, заглубление до 200 м, скорость буксировки до 14 узлов при волнении моря до 4 баллов. - 1 электрического трала ТЭМ-3М, для ликвидирования магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал глубоководный с огромным радиусом деяния и питающим фидером длиной до 455 метров, употреблялся при скорости траления до 12 узлов и волнении моря до 4 баллов. - 1 акустического трала АТ-3 для ликвидирования акустических донных мин. Представлял собой акустический излучатель, встроенный в заглубитель. Трал с широкой полосой деяния применяется при волнении моря до 4 баллов. Скорость буксировки трала составляет от 9 до 14 узлов. - 4 комплекта шнуровых зарядов (ШЗ-200) длиной 200 метров, созданы для образования неопасных проходов в минных полях уничтожая либо выводя из боеспособного состояния донные и придонные мины и обеспечивают обозначение оси неопасного прохода акустическими буями-обозначителями либо тральными вехами. ШЗ употребляется на глубинах от 5 до 100 метров при скорости буксировки до 6 узлов. - 1 самоходного телеуправляемого искателя-уничтожителя СТИУ-2 "Кетмень" для допоиска и ликвидирования донных мин по целеуказанию корабельной гидроакустической станции миноискания впереди по курсу корабля. Аппарат оснащён питающим 380 В, 50 Гц, 40-мм кабелем идущим от корабля, 2-мя телекамерами (носовая под углом 45° и в центре корпуса под углом 90° направлением вниз), поисковой гидролокационной станцией с поворотной антенной работающей в секторе 30° левого и правого борта, тросорезом перерезающим металлической трос, сбрасываемым зарядом-уничтожителем, движительным комплексом и системой управления движением. Наибольшая поисковая скорость аппарата составляет 3 узла, а глубина поиска мин 100 метров. Движительный комплекс включал 2 маршевых неповоротных движителей с винтами фиксированного шага, для движения вперёд и 1 вертикальным движителем для передвижения ввысь и вниз, поворот осуществляется конфигурацией числа оборотов винтов. Система управления движением имеет компактный гирокомпас и эхолот для измерения отстояния аппарата от грунта. - 1 буксируемого искателя-уничтожителя мин ИУ "Палтус" для поиска и поражения донных мин. Искатель оснащён гидролокатором бокового обзора с полосой поиска до 100 метров, обеспечивающий обнаружение донных мин на глубинах до 150 метров при скоростях буксировки до 12 узлов и сбрасываемым зарядом-уничтожителем. - подводного комплекса ликвидирования мин ПКУМ "Гюрза". Для постановки и подборки тралов предусмотрены два тральных крана, 3-барабанная лебедка и слип с роульсами. Система управления огнем всеприменимой артиллерии состоит из: - устройства управления артиллерийским огнём (ПУАО) МР-123/176 "Вымпел-А" в состав которого заходит: - автомат стрельбы (счётно-решающий устройство), который на базе поступающих данных от РЛС сопровождения МР-123/176 "Вымпел-А" выдавал углы вертикальной и горизонтальной наводки носовой 76-мм и кормовой 30-мм установок. - Аппаратура селекции подвижных целей и помехозащиты. Цель обнаруживалась и бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-123/176 "Вымпел-А". РЛС сопровождения МР-123/176 "Вымпел-А" дециметрового спектра волн позволяла определять дальность и аккомпанировать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов корабельной артиллерии 30-мм(АК-630) и 76-мм(АК-176) калибра. РЛС автоматом аккомпанировала воздушные цели при скорости до 600 м/с на дальности до 40 км и при наличии помех на дальности до 30 км, а надводные цели типа торпедного катера до 4 км. Корабли оснащались 2-мя РЛС навигации МР-212/201-1М «Вайгач-У», аппаратурой госопознавания «Нихром», Угасал МГ-99 «Кабарга-А», Угасал звукоподводной связи МГ-35 "Штиль", Угасал обнаружения подводных пловцов МГ-7, инфракрасной аппаратурой ночного видения «Хмель», электрооптической аппаратурой ночного видения МЭ-5 («Тромбон»), размагничивающим устройством (РУ). РЛС навигации МР-212/201-1М "Вайгач-У" 3 - сантиметрового спектра волн, предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и обеспечивала радиальный обзор. Антенна одной станции щелевая со скоростью вращения 24 об/мин., а 2-ой параболическая совмещенная с антеннами муниципального опознавания расположены на мачте. Индикатор имеет поперечник экрана 270 мм, шкалы дальности в спектре 0,125; 0,25; 0,5; 0,75; 1,5; 3; 6; 12; 24; 48; 96 миль, разрешающую способность по направлению 1,4, а по дальности - 25 метров. Наибольшая погрешность при измерении направления 0,5, а при измерении дальности 25 метров либо 0,8% от значения установленной шкалы дальности. Станция производит автоматическое сопровождение до 50 целей с индикацией характеристик движения и характеристик сближения с предупреждением об угрозы столкновения и имитацией маневров на расхождение, вывод данных в систему отображения морских электрических карт. ГАСМ МГ-99 «Кабарга-А» предназначалась для поиска, обнаружения и определения координат якорных и донных мин впереди по курсу корабля. Угасал звукоподводной связи МГ-35 "Штиль" обеспечивает опознавание и определение дистанции до подводных лодок, а так же связь с ними в подводном положении в телеграфном и телефонном режимах. Станция имеет дальность связи в телефонно-телеграфном режиме: меж надводными кораблями на низкой частоте (НЧ) - 16 км, на высочайшей частоте (ВЧ) - 10 км, измерение дистанции - 16 км, меж надводным кораблём и ПЛ на низкой частоте (НЧ) - 20 км, на высочайшей частоте (ВЧ) - 10 км, измерение дистанции - 20 км. Скорость передачи инфы в телефонном режиме составляет 40 слов/мин., а в телеграфном - 20-30 символов/мин. Энергопотребление в дежурном режиме 1кВА, а в режиме излучения - 6 кВА. Масса станции - 510 кг. Угасал обнаружения подводных пловцов МГ-7 создана для поиска подводных пловцов-диверсантов в якорном режиме. Антенна радиального обзора станции на стоянке опускаются на трос-кабеле в воду и сразу раскрывается вахта наблюдения за подводной обстановкой и борьбы с подводными диверсантами. Дальность обнаружения пловца в ластах до 120 метров, использующего подводные средства движения до 200 метров. Время приведения станции в боевую готовность составляет 5 минут. Система муниципального опознавания представлена 2-мя РАС - запросчиком «Никель» с устройством 082 и ответчиком «Хром». РАС «Нихром» позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Две антенны размещены на мачте. Инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель» позволяла производить сокрытую связь в черное время суток, при полном затемнении кораблей, также следить и пеленговать инфракрасные огни. Время непрерывной работы устройства составляло 20 часов, дальность пеленгования - до 3,7 км, а определение дистанции - до 750 метров. Система работала от сети неизменного тока 27 В. РУ предназначалось для защиты от неконтактных донных магнитных и индукционных мин и обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля. РУ с системой автоматического регулирования состояло их трёх общекорабельных обмоток - основной горизонтальной (ОШТ), курсовой шпангоутной (КШ) и курсовой батоксной (КБ) и трёх местных на главные более большие механизмы (ОШТ, КБ, КШ на основных движках, дизель-генераторах и вспомогательном котлоагрегате, электродвигателе шпиля). Не считая того было предвидено вихревое размагничивание с системой автоматического регулирования для компенсации магнитных полей вихревых токов, возникающих в корпусе корабля при бортовой качке, с основной вихревой – ОВ, батоксовой вихревой обмотками – БВ. Строились тральщики на Средне-Невском заводе №363 в пос. Понтонный. Головной тральщик "Железняков" вошёл в строй Черноморского флота в 1988 году. Всего выстроено тральщиков с 1988 г. по 1994 г. - 2 единицы. Тактико-технические данные проект 12660 Экипаж: 70 человек (7 офицеров) Водоизмещение:  стандартное 1070 тонн, полное 1228 тонн Длина большая: 67,8 метра Ширина большая: 10,95 метра Осадка по корпусу: 3,12 метра Силовая установка: 2 ДРА М-503Б по 2500 л.с., 2 винта РШ, 2 руля Электроэнергетическая система:  4 дизель-генератора ДГ-200 по 200 кВт Скорость хода:  полная 16 узлов, финансовая 12 узлов Дальность плавания: 3500 миль при 12 узлах Мореходность: не ограничена Автономность: 15 суток Вооружение:  . артиллерийское: 1х1 76-мм автомат АК-176 и 1х6 30-мм автомат АК-603 от РЛС МР-123-01 "Вымпел" зенитное: 2х4 ПУ ПЗРК «Стрела-3» минное: 16 якорных мин КБ-3 и минные рельсы противоминное:  1 контактный трал ГКТ-2, 1 акустический трал АТ-3, 1 РУ, 1 электрический трал ТЭМ-3М, шнуровые заряды ШЗ-2, 1 СТИУ-2 "Кетмень", 1 ИУ "Палтус", 1 ПКУМ "Гюрза". гидроакустическое: 1 ГАСМ МГ-99 "Кабарга-А", 1 Угасал МГ-35 "Штиль", 1 Угасал МГ-7 радиотехническое: инфракрасный устройство ночного видения "Хмель", аппаратура госопознавания "Нихром", комплекс РЭБ ПК-16 (2 ПУ КЛ-101), электрооптический устройство ночного видения МЭ5 "Тромбон" навигационное:  2 НРЛС "Вайгач-У", 2 127-мм магнитных компаса УКП-М, 1 гирокомпас, 1 радиопеленгатор АРП-50Р хим: устройство хим разведки ВПХР, 4 дымовые шашки МДШ, приборы дозиметрического контроля ДП-62, химкомплекты КЗИ-2, аварийной партии противогазы ИП-46.

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!