
Морские тральщики проекта 254 - 1-ые послевоенные тральщики. В 1946 г. тактико-техническое задание на их проектирование было выдано ЦКБ-363 (позднее - Западное ПКБ) под управлением головного конструктора Г.М. Вераксо, а наблюдающим от ВМФ стал капитан 1 ранга В.С.Авдеев. Тральщики предназначались для проводки за тралами кораблей и судов, разведывательного и контрольного траления, прокладки фарватеров в минных полях, роль в минных постановках.
Корпус корабля из стали марки 4С, набирался по продольной системе, имел полубачную архитектуру и 2-ое дно, форштевень с ледовым усилением и бортовые кили в качестве стабилизатора качки пассивного типа. Для затратных листов под компасы применялась маломагнитная сталь марки ЭИ-269. В первый раз в кораблестроительной индустрии употреблялся новый поточно-позиционный способ сборки корпусов из насыщенных секций и блоков с полным применением сварки. Носовая надстройка корабля 2-ух ярусная с открытым мостиком и боевой рубкой из гомогенной брони, шириной 8 мм, размещалась на полубаке. Кормовая одноярусная, протяжённая надстройка на которой располагались спасательные шлюпки, дымовая труба и кормовая артиллерийская установка. Приборы управления кораблём выводились в ходовую рубку и на открытый ходовой мостик. Для постановки и подборки тралов были предусмотрены два тральных крана, 3-барабанная лебедка и клюз.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:
Шкиперская кладовая, форпик;
Малярная кладовая, цепной ящик;
Кают-компания, каюты офицеров, коридор, кубрик команды №1, гиропост, носовой погреб боезапаса, пост Угасал, ПЭЖ;
Носовое машинное отделение, цистерна;
Кормовое машинное отделение, цистерна;
Кубрик команды №2, кормовой погреб боезапаса, цистерна;
Помещение вьюшки для электрического трала ТЭМ-52, пост управления тралом, цистерна;
Тральная кладовая, цистерна;
Румпельное отделение;
Ахтерпик.
Корабль оставался на плаву при затоплении 2-ух всех смежных отсеков с сохранением положительной исходной метацентрической высоты. Силовая установка механическая, двухвальная, с 2-мя дизелями 9Д с газотурбинным наддувом по 1100 л.с. каждый при частоте вращения 600 об/мин, размещёнными в кормовом машинном отделении (МО). Дизеля обеспечивали фронтальный, задний и холостой ход, передавая вращение на два винта фиксированного шага. Скорость полного хода тральщика составляла 15 узлов и 7 узлов с тралом МТ-1.
Вооружение тральщиков проекта 73К состояло из:
- 2 спаренных 37-мм автоматов В-11 открытого типа с длинноватой ствола 67 калибров, расположенных одно на баке и одно на надстройке в корме. Ствол-моноблок имел принудительное водяное остывание и вертикально-клиновой затвор. Питание автоматов обойменное, в обойме находилось 5 патронов на ствол. Заряжание и подача обойм ручная. Расчёт орудия включал 5 человек. Скорострельность составляла установки до 360 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -15 до +90°, а горизонтального до 360°. Исходная скорость снаряда 880 м/с, дальность стрельбы до 8,4 км. Масса установки 3 400 кг.
- 2 турельных 12,7-мм пулемётных установок 2М-1 с длинноватой ствола 84,25 калибра, которые размещались побортно у дымовой трубы. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе с дульным тормозом. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. на ствол при исходной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба велась очередями до 125 выстрелов на ствол после этого требовалось остывание. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Установки имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
- 2 бомбосбрасывателей в корме и 16 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и поперечнике 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
- 2 штоковых бомбомётов БМБ-1, расположенных в корме побортно. Боезапас включал 8 глубинных бомб ББ-1.
- минных рельсов и 10 якорных мин КБ-3 в перегруз. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, малый минный интервал 35 метров, большая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение приравнивалось 10-20 минуткам, точность установки на данное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
- 1 комплекта морского контактного трала МТ-1, размещался в корме. Одинарный контактный трал с подсекающим действием на мину имел ширину захвата до 200 м, заглубление от 8 до 35 м, скорость буксировки от 5 до 7 узлов при волнении моря до 5 баллов. Удаление трала от тральщика, составляло 450 метров с резаками. Трал не имел обозначителя протраленной полосы.
- 1 электрического трала ТЭМ-52, для ликвидирования магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал имел радиус деяния до 70 метров при скорости траления от 4 до 7 узлов и волнении моря до 4 баллов.
- 2 буксируемых акустических тралов БАТ-2 поверхностного деяния, для поражения акустических донных мин. Представлял собой акустический излучатель (электроотбойный молоток), встроенный в ведущий буй змейкового трала. Радиус деяния трала доходил до 120 метров при комбинированном взрывателе и 50 метров только при акустическом взрывателе. Глубина места траления составляла более 50 метров при волнении моря до 4 баллов. Скорость буксировки трала составляла от 8 до 10 узлов.
- 1 цепного охранителя якорных мин ЦОК-1-40 со шпиронным устройством, для охранения от якорных мин впереди по курсу корабля. Охранитель имел ширину захвата до 40 метров, скорость хода до 14 узлов.
Для постановки и подборки тралов были предусмотрены два тральных крана, 3-барабанная лебедка, клюз и тральная вьюшка. Корабли оснащались РЛС целеуказания «Гюйс-1М», РЛС навигации «Рым», аппаратурой госопознавания «Факел», Угасал «Тамир-10», размагничивающим устройством (РУ) и дымовыми шашками МДШ. РЛС «Гюйс-1М» - корабельная РЛС с 2-мя антеннами (каналами), двухкоординатная, метрового (1,43 метра) спектра волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и азимут до воздушных и надводных целей и береговой полосы для кораблей типа МО, БО, СКР, ТЩ и эсминцы. Станция работала в радиальном - 360° и секторном - с азимутом 18° режимах, с рабочей частотой излучения 209,79 МГц. Две антенны — типа «волновой канал» с углом раствора диаграммы направленности в горизонтальной плоскости 22°, числом об/мин – 3 и темпом обзора – 20 секунд.
Излучение и прием могли выполняться как на обе антенны, работавшие синфазно, так и на одну. Оператор следил обнаруженные цели на дисплее ЭЛТ, которая представляла собой осциллографический отметчик на трубке ЛО-709. В ЭЛТ были введены «строб-сигнал» и система серьезной линейной развертки электрического луча. Применение схемы «электрической лупы» позволило прирастить разрешающую способность по дистанции и на огромных дальностях обнаружения более детально рассматривать и определять количество и нрав надводных целей. РЛС имела потребляемую мощность 80 кВт с дальностью обнаружения надводных целей типа крейсер – 11 км, эсминец – до 8 км, тральщика – до 6,5 км. Масса аппаратуры – 174 кг. Точность определения дальности составляла 92,5 метра, а срединная ошибка определения азимута составляла менее 0,42%.
Угасал «Тамир-10» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо и шумо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 8 км, а по структуре шумо-сигнала на дальности до 16 км при режиме "на стопе", точность пеленгования колебалась в границах 4-5°. РУ предназначалось для защиты от неконтактных донных магнитных и индукционных мин. РУ состояло их трёх обмоток - основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксной, которые были разбиты на секции для обеспечения нужной регулировки. Это устройство обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в границах ± 2000 нТ (±20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине до 6 м от КВЛ.
Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке употребляется жесткая дымовая смесь на базе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая заавесь добивается 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
Строились тральщики на Средне-Невском заводе №363 в пос. Понтонный и на заводе "Залив" №532 в г. Керчь. Головной тральщик вошёл в строй Балтийского флота в 1948 году. Всего выстроено тральщиков с 1948 г. по 1952 г. - 60 единиц.
Тактико-технические данные проект 254
Экипаж: 53 человека (7 офицеров)
Водоизмещение: стандартное 500 тонн, полное 569 тонн
Длина большая: 58 метров
Длина по КВЛ: 54 метра
Ширина большая: 8,5 метра
Ширина по КВЛ: 8,4 метра
Осадка по корпусу: 2,1 метра
Силовая установка: 2 дизеля 9Д по 1100 л.с., 2 винта ФШ, 1 руль
Скорость хода: полная 15 узлов, финансовая 10 узлов
Дальность плавания: 3800 миль при 10 узлах
Автономность: 10 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 2х2 37-мм автомата В-11, 2х2 12,7-мм установки 2М-1
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 24 бомбы ББ-1, 2 бомбомёта БМБ-1
минное: 10 якорных мин КБ-3 и минных рельсов
противоминное: 1 контактный трал МТ-1, 2 акустических трала БАТ-2, 1 электрический трал ТЭМ-52, 1 РУ, 1 ЦОК-1-40
гидроакустическое: Угасал "Тамир-10"
радиотехническое: РЛС целеуказания "Гюйс-1М", госопознавания "Факел"
навигационное: 2 127-мм магнитных компаса, 1 радиопеленгатор "Градус-К", 1 НРЛС "Рым"
хим: дымовые шашки МДШ
Источник: dogswar.ru