ArtGuns » Военный флот » Торпедный катер проекта 123К (СССР)

Торпедный катер проекта 123К (СССР)

14 июнь 2025, Суббота
4
0
Обычно для российских торпедных катеров очень остро стояла неувязка прочности корпуса. Это было вызвано долгим отсутствием методики соответственных расчетов (она появились исключительно в 1954 году) . Вот поэтому корпуса катеров проектов 123 и 123бис оказались достаточно «хлипкими». В принципе, послевоенная эксплуатация этих кораблей повсевременно сопровождалась подкреплением их корпусов, в том числе за счет усиления фундаментов под движки, установки доп ребер жесткости и остального. Решить данную делему попробовали при разработке проекта 123К методом внедрения в набор доп шпангоутов и некого утолщения обшивки корпуса. Но принятые меры кардинально делему не решили - на огромных ходах в критериях сильного волнения (порядка 4 баллов) корпуса катеров продолжали деформироваться. Ситуация сложилась тупиковая: спецы ВМФ продолжали добиваться от индустрии возможность обеспечить торпедному катеру проекта 123К скорость полного хода более 50 уз при любом состоянии моря. Как следствие, 1-ый серийный катер завода № 831 (зав. № 500) решили подвергнуть «расширенным мореходным испытаниям по специальной программе». Эти тесты провели на подходах к Феодосии в марте-ноябре 1952 года. За этот период времени 102 суток ушло на устранение приобретенных кораблем повреждений и планово-предупредительный ремонт. В конце концов флот согласился ограничить скорость полного хода на волнении 4 балла 40 уз. Самое увлекательное то, что результаты испытаний катера зав. № 500 не воздействовали на программку постройки кораблей этого проекта. Два головных катера проекта 123К-«А» (зав. №431) и проекта 123К-«3» (зав. №432) были модернизированы из серийных катеров и приняты в состав ВМФ соответственно 31 октября и 24 ноября 1950 года. К серийной постройке был принят 2-ой вариант, потому что торпедный катер без поисковой РЛС посреди 1950-х годов являлся просто никчемным. При всем этом ГУК ВМФ востребовал усилить зенитное вооружение корабля и настоял на собственном. В итоге установку 2УК-Т поменяли 14,5-мм спаренной турельной установкой 2М-5, но и это вооружение было искренне слабеньким. Его оправдывали тем, что катера будут действовать в составе больших соединений и взаимно прикрывать друг дружку зенитным огнем - непонятный аргумент. Из других инноваций можно выделить последующие: внедрение под транцевой плитой погруженных балансирных рулей с балерами, проходящими за транцем с приводом от авторулевого; замену 10 топливных баков шестью новыми с сохранением предыдущей емкости; совмещение системы удаленного управления движками с машинным телеграфом; продление верхней палубы в корму (для удобства заряжания торпедных аппаратов и размещения дымовых шашек) в виде кринолина. Как видно, по сопоставлению с проектом 123бис, построенным в 1944 году, единственными преимуществами катера проекта 123К являлись наличие поисковой РЛС, системы опознавания и совершенство средств связи. Торпедное вооружение осталось таким же, и не выдерживало никакой критики, потому что соответствовало уровню начала 1930-х годов. В 1951-1955 годах на заводе №831 в Феодосии выстроили 205 катеров проекта 123К, и это, не считая зав. №431 и зав. №432, модернизированных из серийных кораблей проекта М123бис. Строились катера поточно-позиционным способом. Всего было 6 серий, некординально отличавшихся друг от друга. 23 корабля 1 -й серии (с зав. № 500 по зав. № 522) имели на вооружении торпедные аппараты ТТКА-45, а все другие (с зав. № 523 по зав. № 704) - аппараты ТТКА-45-52 с системой беспламенной стрельбы. На части катеров (с зав. № 546 по зав. № 557) отсутствовала система опознавания «Факел-М». К середине 1950-х годов в ВМФ Русского Союза малые торпедные катера проекта 123К на сто процентов поменяли собственных предшественников - корабли проектов 123бис и М123бис. Разумеется, что морально устаревшие, еще за длительное время до собственного возникновения на свет, они в 1950-х годах не могли рассматриваться как настоящая боевая сила. Дошло до того, что один из вариантов их боевого использования предугадывал лидирование группы ТКА проекта 123К большенными проекта 183 - типичное возвращение к идее фаворита Г-6. В конце 1950-х - начале 1960-х годов происходило насыщенное списание кораблей проекта 123К. Правда, встречались отдельные долгожители, так, к примеру, ТК-275 (зав. № 690) Черноморского флота продали на слом только 1 декабря 1978 года. Некое количество кораблей переоборудовали в катера-цели по проекту 123У. Сразу со списанием, по программкам оказания военной помощи катера передавались Албании - 12, Болгарии - 12, Вьетнаму - 6, Египту - 12, Заиру - три, Йемену - 5, Кипру - 6, КНР - 55, Кубе - 12 единиц. На катерах проекта 123К были продолжены начатые на ТКА проектов 123бис и М123бис опыты с малопогруженным подводным крылом конструкции Р.Е.Алексеева. Так в 1951 году на ТК-996 было установлено носовое крыло. Нельзя не отметить этот в собственном роде эксклюзивный катер. Заложенный еще в Тюмени по проекту M123бис (зав. № 432), он был достроен в Феодосии по проекту 123К (вариант «3»), став головным в серии. После того как в 1951 году в Горьком на заводе «Красное Сормово» на катер установили носовое подводное крыло, номер проекта изменили на К-123К. Тесты проводились в 1953 году, после этого носовым малопогруженным крылом оборудовали еще 5 серийных катеров. Уцелевшие катера проекта 123К очень понадобились при разработке военно-морских мемориалов. В 1970-х годах эти, никогда не воевавшие корабли, установили как монументы в Ленинграде, Калининграде, Севастополе, Новороссийске, во Владивостоке и Петропавловске-Камчатском. создатель статьи: Апальков Ю.В. Катера российского военного флота

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!