ArtGuns » Военный флот » Ракетные катера проекта 183Р (СССР)

Ракетные катера проекта 183Р (СССР)

21 март 2025, Пятница
1
0
Возникновение этих малеханьких и на 1-ый взор неказистых корабликов коренным образом изменило стратегию морской войны. В русской военно-морской доктрине в течение долгого времени важную роль играл так именуемый «москитный флот» - бессчетные катера, способные наносить массированные торпедные удары по противнику, если тот рискнет вторгнуться в наши территориальные воды. Но в 1950-х годах прошедшего века противокорабельная торпеда растеряла свою продуктивность: сейчас радиолокаторы в хоть какое время суток находили атакующий катер существенно ранее, чем тот успевал приблизиться на дистанцию торпедного запуска. Первыми отыскали выход из создавшегося положения русские конструкторы. Они предложили заместо торпед вооружить «москитный флот» принципно новым орудием - самонаводящимися ракетами, спроектированными по принципу «выстрелил и забыл». В конечном итоге русский ВМФ получил ракетные катера первым в мире, опередив в этой области Запад на целое десятилетие. Разработка ракетного катера (РКА) проекта 183Р велась в ленинградском ЦКБ-5 (сейчас ЦМКБ «Алмаз») под управлением головного конструктора Е. И. Юхнина. В качестве базы был избран торпедный катер проекта 183, строившийся большой серией и считавшийся очень удачным. Корпус и энергетическая установка катера остались предыдущими, но торпедные аппараты поменяли 2-мя ракетными пусковыми установками ангарного типа. Из 2-ух спаренных 25-мм артустановок сохранилась только одна, носовая. Не считая того, катер оснастили новейшей радиолокационной станцией (РЛС) обнаружения надводных целей, зачем пришлось спроектировать новейшую мачту. Необходимо подчеркнуть, что опыт внедрения достаточно томных ракет на малых катерах отсутствовал, и русским конструкторам многие проблемы приходилось решать в первый раз. К примеру, изучить воздействие газовой струи ракетного мотора на корпусные конструкции катера, выполненные в главном из дерева. Вызывала опаски и безопасность личного состава при пуске ракеты. Броско, что на испытаниях первого экспериментального катера ТК-14 (проект 183Э) в октябре 1957 года на боевых постах расположили подопытных баранов. Выявилось, что в процессе первого ракетного запуска у животных появились травмы ушей. Совместные тесты РКА и противокорабельной ракеты (ПКР) П-15 длилось до конца 1959 года. Но еще до их окончания было принято решение о серийном строительстве ракетных катеров проекта 183Р - первых в мире представителей нового класса боевых кораблей. Корпус катера проекта 183Р, как и у его торпедного предшественника, - древесный, с остроскулыми обводами. Непотопляемость обеспечивалась семью водонепроницаемыми поперечными переборками. Боевая рубка - новенькая, железная, сваренная из листов шириной до 7 мм. Силовая установка - четыре дизеля М-50Ф, работавшие каждый на собственный винт. Тесты проявили, что при полном припасе горючего (9 т) катер малым ходом (11,8 узла) может пройти 885 миль. Главное вооружение катера включало две самонаводящиеся ПКР П-15 с дальностью стрельбы 35 км, установленные в ангарных пусковых установках. Система управления ракетной стрельбой состояла из специального устройства «Клен», безпрерывно определявшего дальность и направление до цели. Запуск ракет был вероятен на ходу до 30 узлов при волнении моря до 4 баллов. В качестве орудия самообороны на катере устанавливался спаренный 25-мм зенитный автомат 2М-3М. Радиотехническое вооружение - РЛС «Рангоут», система опознавания «Нихром-М» и средства радиосвязи. Ракетные катера проекта 183Р входили в состав Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Приблизительно 50 катеров, как новых, так и бывших в эксплуатации, были переданы другим странам. 21 октября 1967 года два египетских РКА в первый раз в мире 4-мя ракетами П-15 потопили израильский эсминец «Эйлат». Из экипажа корабля 47 человек погибли и около 90 были ранены. Для военно-морских профессионалов многих государств это событие стало полной неожиданностью и принудило заного посмотреть на способности ракетных «москитов». К истинному времени ракетные катера данного типа остались исключительно в составе ВМС Северной Кореи. На базе ракетного катера проекта 183Р в Китае был разработан свой проект - 024. Китайские катера, строившиеся большой серией в 1960-1970-х годах прошедшего века, были практически копией русских, но имели железные корпуса заместо древесных и снаружи отличались конфигурацией мачты. Ракетные катера проекта 183Р строились на заводах в Ленинграде и во Владивостоке с 1959 по 1965 год. Вся серия насчитывала 112 единиц, из которых 58 были новыми, а 54 - переоборудованными из торпедных катеров. Технические свойства катеров проекта 183Р Водоизмещение, т: - стандартное: 70 - полное: 81 Размерения, м: - длина наибольшая: 25,5 - ширина наибольшая: 6,2 - осадка средняя: 1,4 ГЭУ: дизельная общей мощью 4800 л.с. Скорость наибольшая, узлов: 38 (70,3 км/ч) Дальность плавания, морских миль: 480 (на скорости 26 узлов) Вооружение: 1 х 2 ПУ ПКР П-15, 1 х 2 25-мм артустановка 2М-ЗМ Экипаж, чел.: 17 (в том числе 3 офицера)

Источник: dogswar.ru

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!