
В 1949 году ЦКБ-19 получило задание на проектирование нового БКА для подмены катеров проекта 191М. Проект получил номер 192. Основным конструктором был назначен Ю.Ю.Бенуа. Техническое задание добивалось усилить бронирование, сделать лучше мореходность, поменять сборку чрезвычайно затесненного моторного отдела, перевести электрическое оборудование на единое напряжение. Творческий поиск конструкторов значительно ограничивался способностями цеха № 7 Ижорского завода, где строились катера, потому, чтоб не разламывать годами отработанную технологию и обеспечить непрерывность серийного строительства, конструкцию нового бронекатера очень унифицировали с предшественником, и он по своим размерам, архитектуре и общему расположению не много чем отличался от макета.
От конструкторов требовалось прирастить стойкость броневого экрана, потому его толщину довели до 10 мм (против 7 мм на корабле проекта 191М), а угол наклона прирастили до 150° (90° на проекте 191М). Не считая того, за броней экрана был приварен тавровый профиль, увеличивающий твердость конструкции (на проекте 191М он отсутствовал). Толщина же «основной» брони возросла всего на 1 мм и составила 8 мм. Таким образом, экран оказался даже толще «основной» брони, потому такую систему защиты уже с полным основанием можно именовать разнесенным бронированием. Броневую защиту траверзов, борта вовне оплота и палубы оставили без конфигураций. Суровые конфигурации перетерпело бронирование рубки.
В отличие от танка, где командир находится в башне и оттуда следит за обстановкой (а на некоторых типах танков делает и функции наводчика) командир бронекатера размещается в боевой рубке, защита которой существенно уступает бронированию башни. Одно удачное попадание в боевую рубку полностью могло вывести катер из строя. Очевидно, на сто процентов забронировать боевую рубку броней шириной 30-45 мм было нереально - это резко усугубило бы остойчивость катера, потому приняли достаточно оригинальное решение. Бронирование фронтальной стены имело схему 14 -I- 10 мм, кормовой - 10-1-8 мм. Боковые стены, также двери в рубку производились из однослойной брони высочайшей твердости шириной 30 мм, крыша имела толщину 10 мм. Бронирование артиллерии осталось без конфигураций. Общий вес брони составил 14,65 т, другими словами 21,8 % от полного водоизмещения. Таким образом, по уровню защиты проект 192 превосходил собственного «старшего брата», не говоря уже о бронекатерах ранешних проектов.
На 1-ый взор, напористое требование ВМФ сделать лучше мореходность нового бронекатера при том, что она у предшественников не вызывала до сего времени каких-то приреканий, может показаться странноватым. Но дело в том, что эти корабли планировали использовать как на реках, так и в шхерных районах Балтийского моря либо акваториях огромных озер и закрытых морей (таких, как Каспийское). По другому говоря, они должны были продолжить линию развития морских бронекатеров, постройка которых в перспективе не планировалась, потому что к ним относились как к «военной необходимости».

Но значительно сделать лучше мореходность можно было, только увеличив высоту борта в оконечностях, тем, устранив соответствующий «горб». Сделать это при агрессивно ограниченном водоизмещении, предыдущем вооружении и силовой установке было вероятным только за счет бронирования, на что конструкторы, естественно, не пошли. В итоге БКА проекта 192 получил малозначительный подъем палубы в носовой оконечности, не считая того, была усилена общая крепкость корпуса за счет утолщения листов днищевой обшивки и роста числа продольных связей. Таким образом, прочностные свойства корпуса должны были обеспечить неопасное плавание без ограничения скорости при состоянии моря до 3 баллов, а на пониженных оборотах мотора - до 4 баллов.
Корпуса 2-ух первых предсерийных катеров проекта 192, как и их предшественников, были сделаны из стали Ст.3 и броневой стали 2П (в предстоящем первую планировалось поменять сталью СХЛ-4, а вторую - сталью АК-16). Вооружение осталось фактически таким же, только пулеметные башенки 2М-6 поменяли более нынешними 2М-6Т, а на стволе 85-мм пушки установили пламегаситель. Механическая установка также не перетерпела существенных конфигураций. Для улучшения сборки моторного отдела его длину прирастили на 1 м (с 4500 до 5500 мм).
Электрическое оборудование бронекатера проекта 192 перевели на единое напряжение 24 В. Заместо дизель-генератора ПН-85 (110 В) в моторном отделе установили два дизель-генератора КГ-5.6 (24 В). По сопоставлению с применяемым на БКА проекта 191М вариантом смешанного питания потребителей напряжением 24В и 110В это обеспечивало уменьшение веса электрического оборудования, повышение живучести системы питания потребителей и упрощение обслуживания электрического оборудования. Штурманское и радиотехническое вооружение остались такими же, как у макета, кроме установки аппаратуры опознавания «Факел-МО».
Корабль проекта 192 можно по праву считать самым совершенным из всех, когда-либо сделанных в Русском Союзе бронекатеров, ну и, пожалуй, в мире. Проектирование отлично вооруженного и защищенного корабля в границах агрессивно ограниченного водоизмещения свидетельствует об большом опыте и высокой квалификации служащих ЦКБ-19, и, сначала - головного конструктора российских БКА Ю.Ю.Бенуа. К огорчению, судьба катера сложилась безуспешно: два проектов 192/1 (зав. № 400) и 192/11 (зав. № 401) были построены и сданы Ижорским заводом в 1951 году, при этом их строительство велось наряду с постройкой серии БКА проекта 191М, которую планировалось окончить в 1952 году, а со будущего года начать строительство новых бронекатеров. 1-ые катера предназначались для отработки конструкции и некординально отличались друг от друга. Оба корабля были подвергнуты насыщенным испытаниям в 1951-1952 годах.
Мореходные тесты проводились на Черном море в Севастополе. Один из катеров при всем этом с честью выдержал 4-бальный шторм. По результатам испытаний был составлен список замечаний, подлежащих устранению при серийной постройке (всего 73 пт). Судьбу кораблей проекта 192 решило особое постановление правительства, которое имело под собой достаточно весомые основания. Сначала, сначала 1950 года обстановка на границах СССР оказалась самой подходящей за всю историю страны: «братские страны социализма» и дружеская Финляндия - на Западе, социалистический Китай - на Востоке. В этих критериях предстоящее строительство огромного количества речных кораблей представлялось неоправданной растратой средств.
Технические свойства катера проекта 192
Водоизмещение:
- полное - 64,3 т,
- стандартное - 60,6 т;
главные размерения:
- длина большая - 27,47 м,
- ширина большая - 4,42 м,
- наибольшее углубление - 0,73 м;
бронирование:
- палуба над оплотом 10 мм,
- пояс оплота 10 + 8 мм,
- пояс в оконечностях 7 мм,
- траверзы 7 + 7 мм,
- крыша боевой рубки 10 + 8 мм,
- стены боевой рубки 14+10 мм;
основная энергетическая установка: два дизельных мотора М-50 суммарной мощью 2000 л.с.;
скорость хода: полная - 22,8 уз, финансовая — 14,0 уз;
дальность плавания расчетная при полном припасе горючего (4,95 т) экономическим ходом - 610 миль;
вооружение: 1 х 1 85-мм всеприменимое орудие МК-85 в обеспечении ПУС МБК-191, 2x2 14,5-мм пулемета в башенной установке 2М-6Т-2;
экипаж - 16 человек
создатель статьи: Апальков Ю.В.
Катера российского военного флота
Источник: dogswar.ru