ArtGuns » Военный флот » Большие торпедные катера проекта 183 "Большевик" (СССР)

Большие торпедные катера проекта 183 "Большевик" (СССР)

02 июнь 2025, Понедельник
7
0
Огромные торпедные катера проекта 183 "Большевик" - спроектированы СКБ-5 НКВД под управлением головного конструктора П.Г. Гойнкиса, катера далекого деяния предназначались для ведения торпедных атак как в стесненных прибрежных районах, так и в ближней морской зоне. Строительство проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде(220), на заводе №640 в Сосновке(54) и на Дальневосточном заводе №602 в г. Владивостоке(59). Головной катер вошёл в строй флота в 1949 году. Всего выстроено катеров с 1949 г. по 1960 г. - 333 единицы. Корпус катера проекта 183 "Большевик" - древесный с прямой транцевой кормой и уширенными обводами носовой части. Палуба ровная по всей длине катера. Посреди корпуса находилась бронированная боевая рубка с смотровыми окнами и открытым ходовым мостиком, толщина брони достигала 7 мм. Главные приборы управления катером выводились на открытый ходовой мостик. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков: Форпик; Кубрик экипажа; Камбуз, кладовые провизии; Каюты офицеров и мичманов, бытовые помещения; Машинное отделение №1; Машинное отделение №2; Топливные цистерны; Артпогреб, румпельное отделение; Для облегчения прохождения по внутренним аква путям, мачта катера была выполнена заваливающейся, что существенно уменьшало его габаритную высоту. Силовая установка механическая, четырёхвальная с 4-мя дизелями М-50Ф по 1200 л.с. каждый с реверс-редукторами, которые передовали вращение на четыре трёхлопастных винта фиксированного шага. Скорость полного хода катера составляла 44 узла. Припас горючего доходил до 10,3 тонны. Вооружение катеров проекта 183 "Большевик" состояло из: - 2 однотрубных 533-мм торпедных аппаратов ТТКА-53-183, расположенных побортно под углом 3° к диаметральной плоскости. Трубные аппараты обеспечивали более подходящий локальный климат для торпеды, которая находилась в ТА. - 2 спаренных турельных 25-мм автоматов 2М-3 с длинноватой ствола 79 калибров, расположенных одно на баке и одно в корме с боезапасом в 2000 выстрелов. Остывание стволов при стрельбе воздушное. При подмене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для остывания. Время остывания водой - более 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Исходная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автоматы имели систему ручного управления. - 8 глубинных бомб ББ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для контрольного бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и быстроходных кораблей. Либо из 6 мин КБ-3 с гальваноударным взрывателем. Корабельная большая мина весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, малый минный интервал 35 метров, большая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение приравнивалось 10-20 минуткам, точность установки на данное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды. Катера проекта 183 "Большевик" оснащались магнитным компасом, РЛС целеуказания «Зарница», РЛС опознавания «Факел-М», авторулевым «Зубатка», также дымовыми шашками МДШ. РЛС «Зарница», созданная для обнаружения надводных целей и низковато парящих самолетов. Станция сантиметрового спектра с мощью излучения 80 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна располагалась на мачте, а главные блоки - на палубе катера. РЛС имела дальность обнаружения эскадренного миноносца до 14 км, тральщика до 11 км, торпедного катера до 6,3 км, подводной лодки в надводном положении до 5 км, в подводном положении с поднятым перископом до 3,7 км, самолета на высоте 100-300 метров до 17-30 км (зависимо от курса полета). Наибольшая ошибка определения координат по дистанции составляла 255 метров, по курсовому углу - 2°. Мертвая зона - до 315 метров. Разрешающая способность станции по дальности - 157 метров, а по направлению - 20°. Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке употребляется жесткая дымовая смесь на базе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая заавесь добивается 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

Варианты модернизации БТКА проекта 183 "Большевик"

Огромные торпедные катера проекта 183Т - сохранили предыдущие корпус, надстройку и вооружение, но получили комбинированную силовую установку. Силовая установка механическая, пятивальная с 4-мя дизелями М-50Ф по 1200 л.с. каждый и газовой турбиной мощью 4000 л.с. переработанной авиационной турбиной УГТУ, которая работала на отдельный 5-й гребной вал. Эта неоптимальная пятивальная схема при трёх рулях и безвыходно устаревшая авиационная газовая турбина УГТУ, отличавшаяся огромным удельным весом, низкой экономичностью и очень малым ресурсом являлось большим недочетом проекта. Скорость полного хода катера достигала с турбиной 50 узлов. Строительство проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде. Головной катер вступил в строй флота в 1953 году. Всего выстроено катеров в 1953 году - 1 единица. Огромные торпедные катера проекта 183ТК - это корректированный проект катера с более совершенной турбиной М-1 конструкции В.Д. Колосова. Силовая установка механическая, пятивальная с 4-мя дизелями М-50Ф по 1200 л.с. каждый и газотурбиной М-1 мощью 5000 л.с., которая позволяла катерам краткосрочно на 20-30 минут развивать скорость до 52 узлов. На катера устанавливали РЛС целеуказания "Рея" и систему опознания "Кремний-2", также устройство управления торпедной стрельбой (ПУТС) "Онега". РЛС «Рея», созданная для обнаружения надводных целей и низковато парящих самолетов. Станция сантиметрового спектра с мощью излучения 90 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна располагалась на мачте, а главные блоки – на палубе катера. Система управления торпедной стрельбой состояла: из ПУТС "Онега", который производил элементы движения надводной цели и решал торпедный треугольник, в состав устройства входили: торпедный автомат стрельбы ТАС, который на базе поступающих данных повсевременно производил дальность, направление и решал торпедный треугольник. Информация о цели шла в систему ПУТС от РЛС целеуказания "Рея". Система «Онега» позволяла вести стрельбу торпедными аппаратами по надводной цели одиночно и залпом удаленно. Строительство проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде. Головной катер вступил в строй флота в 1955 году. Всего выстроено катеров с 1955 г. по 1958 г. - 25 единиц. Огромные торпедные катера проекта 183Ц - радиоуправляемые катера-цели для тренировки летчиков, артиллеристов и ракетчиков. Управление производилось как удаленно (по радио), так и экипажем. Численность экипажа являлась малой. Над рубкой высилась железная опора, имевшая сверху так именуемые рефлекторы (отражатели волн РЛС). Катера не несли вооружения. Строительство проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде. Головной катер вступил в строй флота в 1954 году. Всего выстроено катеров с 1954 г. по 1960 г. - 60 единиц. Тактико-технические данные БТКА проекта 183 Экипаж: 14 человек (2 офицера) Водоизмещение:  стандартное 56 тонн, полное 66,5 тонны. Длина большая: 25,4 метра Длина по КВЛ: 25 метров Ширина большая: 6,2 метра Ширина по КВЛ: 5,2 метра Высота борта на миделе: 3,02 метра Осадка полная: 1,25 метра Силовая установка: 4 дизеля М-50Ф по 1200 л.с., 4 винта, 3 руля Электроэнергетическая система: 1 автономный генератор 12,5 кВт, 4 подвесных генератора по 1 кВт Скорость хода: полная 44 узла, финансовая 14 узлов Дальность плавания: 600 миль при 14 узлах Мореходность: 6 баллов Автономность: 3 суток Вооружение:  . артиллерийское: 2х2 25-мм автомата 2М-3 торпедное: 2х1 533-мм ТА ТТКА-53-183 минное: 6 мин КБ-3 в перегруз противолодочное: 8 глубинных бомб ББ-1 радиотехническое: 1 радиостанция Р-607, РЛС "Зарница", РЛС опознавания "Факел" навигационное: 1 магнитный компас, авторулевой "Зубатка" хим:  дымовые шашки МДШ

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!