Ракетные катера проекта 1241 «Молния» (СССР)

ПРОЕКТ
Работы по созданию ракетного катера последнего поколения начались в ленинградском ЦКБ «Алмаз» в 1973 году. Проект получил номер 1241 и шифр «Молния»; его основным конструктором назначили Е. И. Юхнина. По плану проект был должен стать основой для целого семейства катеров - ракетных, противолодочных и сторожевых. Уже на первом шаге разработки стало ясно, что выполнение всех требований техзадания (массивное ракетное и артиллерийское вооружение, новенькая энергетика, высочайшая скорость хода) приведет к значительному росту водоизмещения. В конечном итоге ракетные катера типа «Молния» при собственных безусловных плюсах утратили достоинства представителей «москитного» флота предшествующего поколения - их малые размеры, дешевизну и, как следствие, возможность массовой постройки. РКА проекта 1241 «Молния» строились несколькими сериями. Так как создание ПКР «Москит» и комбинированной дизель-газотурбинной силовой установки затянулось, 1-ые 15 катеров представляли собой компромиссный вариант - проект 1241Т: они комплектовались только газовыми турбинами и вооружались надежными, но уже морально устаревшими ракетами П-15М «Термит». С 1981 года начали вступать в строй РКА с «Москитами»; их проект получили обозначение 12411. Экспортный вариант «Молнии» (проект 1241РЭ) в целом повторял проект 1241Т, отличаясь только составом радиоэлектронного оборудования. Один из катеров Черноморского флота употреблялся в качестве опытнейшего для отработки различного зенитного вооружения; его проекту присвоили номер 12417. В конце концов, уже в 2000-е годы был разработан экспортный вариант «Молнии» с ПКР «Уран» - проект 12418. Катера этой модификации имеются в составе ВМС Индии, Вьетнама и Туркменистана.ОПИСАНИЕ
Корпус катера проекта 1241 «Молния» - металлической, гладкопалубный, снутри он разбит водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Главные механизмы размещаются в 2-ух смежных отсеках в кормовой части корпуса. Надстройка выполнена из алюминиево-магниевого сплава. Основная энергетическая установка - комбинированная, состоящая из 2-ух газовых турбин полного хода мощью по 12 тыс. л. с. и маршевых движков - также газотурбинных (на проекте 1241Т) либо дизельных (проект 12411). Переход к дизельным движкам дозволил уменьшить припас горючего с 76 до 56 т без утраты дальности плавания. В состав винторулевой группы катеров проекта 1241 входят два винта фиксированного шага. На баке размещён носовой электро-гидравлический шпиль для стравливания и подборки якорной цепи, также для швартовки носовой части корабля. На юте находится электро-механический шпиль для швартовки кормовой части. Всего на корабле имеется четыре швартовые вьюшки.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Ракетные катера проекта 1241 «Молния» строились на заводах в Ленинграде, Рыбинске и Хабаровске. Головной катер Р-5 (пр. 1241Т) вступил в строй в 1979 году, катер Р-46 (головной проект 12411) - в 1981 году. Всего для ВМФ СССР и Рф до 2003 года было выстроено 49 катеров: 14 проекта 1241Т, 34 проекта 12411 и 1 проекта 12417. Они входили в состав Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов и Каспийской флотилии. Около 30 из них несут службу до настоящего времени. Еще 25 катеров были построены в 1983-2011 годах на экспорт: 21 проекта 1241 РЭ и 4 проекта 12418. Они поставлялись в ГДР, Польшу, Румынию, Индию, Вьетнам, Йемен и Туркменистан. Не считая того, два катера проекта 1241Тиз состава Черноморского флота были переданы Украине и один - Болгарии. В большинстве государств они классифицировались как корветы. В 1991-2002 годах ракетные «Молнии» (восемь единиц) строились по лицензии в Индии, при этом два последних - по улучшенному проекту 12418 с подменой артустановки АК-176М на итальянскую 76-мм «ОТО-Мелара». Один из индийских корветов - К98 «Прахар» - в апреле 2006 года затонул в итоге столкновения с торговым судном. В текущее время строительство катеров проекта 12418 ведется по лицензии во Вьетнаме. 1-ые два РКА сданы флоту в июле 2014 года. Всего в этой стране планируется выстроить восемь катеров. Главные свойства катера проекта 1241 «Молния» Водоизмещение: - 392 т (стандартное) - 469 т (полное) Длина - 56,1 м (большая), 49,5 м (по КВЛ) Ширина - 10,2 м (большая), 8,74 м (по КВЛ) Осадка - 2,25 м по корпусу, 3,30 м по винтам Движки: - двухвальная ГЭУ типа COGOG: - 2 х маршевых ГТД М-75 - 2 х форсажных ГТД М-70 Мощность: 2 х 5000 л.с., 2 х 12 000 л.с. Движитель 2 х ВФШ Скорость хода: 42 узла (большая), 13 узлов (финансовая) Дальность плавания: - 400 миль на 36 узлах - 1400 миль на 13 узлах - 1500 миль на 12 узлах Автономность плавания 10 суток Экипаж - 41 человек Вооружение Навигационное вооружение: - НРЛС «Кивач-2» (проект 12411-Т) - НРЛС «Печора» (проект 12411-М) Радиолокационное вооружение - РЛС УО МР-123/176 «Вымпел» - РЛК «Монолит-Т» либо РЛС «Гарпун» и «Гарпун-Э» Радиоэлектронное вооружение средства активной РЭБ: «Вымпел-Р2» средства пассивной РЭБ: 2 х ПК-16, 4 х ПК-10 (опционально) система предупреждения ЛО «Спектр-Ф» Артиллерия 1х1 76-мм АУ АК-176 (152 выстрела) Зенитная артиллерия 2х6 30-мм ЗАК АК-630М (6000 выстрелов) Ракетное вооружение 2х2 ПУ ПКР П-15 «Термит»Источник: dogswar.ru
Обсудить
Читайте также:
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.