ArtGuns » Военный флот » Ракетные катера проекта 1241 «Молния» (СССР)

Ракетные катера проекта 1241 «Молния» (СССР)

21 март 2025, Пятница
1
0
Ракетные катера проекта 1241, более известные по собственному кодовому наименованию как «Молнии», до настоящего времени числятся самыми сильными в мире. И это невзирая на то, что 1-ые из них сошли со стапелей еще три с половиной десятилетия вспять. Главный козырь катеров проекта 1241 «Молния» - это, конечно, их ударное орудие. Когда в Русском Союзе была сотворена 1-ая в мире сверхзвуковая противокорабельная ракета (ПКР) «Москит», фактически не поддающаяся перехвату средствами ПВО и ПРО, ею решили вооружить не только лишь большие корабли, да и катера. «Москиты» на «москитном» флоте - это не тавтология, а переход боевого потенциала РКА на принципно новый уровень.

ПРОЕКТ

Работы по созданию ракетного катера последнего поколения начались в ленинградском ЦКБ «Алмаз» в 1973 году. Проект получил номер 1241 и шифр «Молния»; его основным конструктором назначили Е. И. Юхнина. По плану проект был должен стать основой для целого семейства катеров - ракетных, противолодочных и сторожевых. Уже на первом шаге разработки стало ясно, что выполнение всех требований техзадания (массивное ракетное и артиллерийское вооружение, новенькая энергетика, высочайшая скорость хода) приведет к значительному росту водоизмещения. В конечном итоге ракетные катера типа «Молния» при собственных безусловных плюсах утратили достоинства представителей «москитного» флота предшествующего поколения - их малые размеры, дешевизну и, как следствие, возможность массовой постройки. РКА проекта 1241 «Молния» строились несколькими сериями. Так как создание ПКР «Москит» и комбинированной дизель-газотурбинной силовой установки затянулось, 1-ые 15 катеров представляли собой компромиссный вариант - проект 1241Т: они комплектовались только газовыми турбинами и вооружались надежными, но уже морально устаревшими ракетами П-15М «Термит». С 1981 года начали вступать в строй РКА с «Москитами»; их проект получили обозначение 12411. Экспортный вариант «Молнии» (проект 1241РЭ) в целом повторял проект 1241Т, отличаясь только составом радиоэлектронного оборудования. Один из катеров Черноморского флота употреблялся в качестве опытнейшего для отработки различного зенитного вооружения; его проекту присвоили номер 12417. В конце концов, уже в 2000-е годы был разработан экспортный вариант «Молнии» с ПКР «Уран» - проект 12418. Катера этой модификации имеются в составе ВМС Индии, Вьетнама и Туркменистана.

ОПИСАНИЕ

Корпус катера проекта 1241 «Молния» - металлической, гладкопалубный, снутри он разбит водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Главные механизмы размещаются в 2-ух смежных отсеках в кормовой части корпуса. Надстройка выполнена из алюминиево-магниевого сплава. Основная энергетическая установка - комбинированная, состоящая из 2-ух газовых турбин полного хода мощью по 12 тыс. л. с. и маршевых движков - также газотурбинных (на проекте 1241Т) либо дизельных (проект 12411). Переход к дизельным движкам дозволил уменьшить припас горючего с 76 до 56 т без утраты дальности плавания. В состав винторулевой группы катеров проекта 1241 входят два винта фиксированного шага. На баке размещён носовой электро-гидравлический шпиль для стравливания и подборки якорной цепи, также для швартовки носовой части корабля. На юте находится электро-механический шпиль для швартовки кормовой части. Всего на корабле имеется четыре швартовые вьюшки. Спасательные устройства на катерах проекта 1241 представлены пятью спасательными плотами, три из которых расположены на крыше первого яруса надстройки (в кормовой её части, меж автоматами АК-630), и два - в нос от ходовой рубки. Мореходные свойства катера обеспечивают неопасное плавание на пониженных скоростях при состоянии моря до 7-8 баллов. Экипаж катеров проекта 1241.1 - 41 человек (на катерах проекта 12411 он уменьшен до 40), в том числе 5 офицеров, включая командира. Командир располагается в двухместной каюте, расположенной на первом ярусе надстройки (под ходовой рубкой) с левого борта. Другие офицеры располагаются в четырёх двухместных каютах побортно. Матросы живут в трёх кубриках, располагающихся под главной палубой в носовой части катера. Носовой кубрик (на семь двухместных коек) размещен в нос от шахты боезапаса артиллерийской установки АК-176, два других кубрика, наименьшей вместимости чем 1-ый, расположены побортно сзади и вбок от шахты боезапаса АУ АК-176. Столовая личного состава размером 5×4 метра размещена на главной палубе в районе юта. Автономность корабля по припасам провизии — 10 суток. Для хранения провизии оборудованы кладовые помещения, расположенные на главной палубе в районе бака в нос от матросских кубриков; под шахтой боезапаса АУ АК-176 находится цистерна пресной воды. Ракетные катера проектов 1241Т и 1241РЭ несли по два спаренных транспортно-пусковых контейнера с ракетами П-15М «Термит». Самые массовые «Молнии» проекта 12411 вооружались сверхзвуковыми ПКР 3М-80 «Москит» с дальностью стрельбы 120 км. На экспортных катерах проекта 12418 инсталлируются малогабаритные дозвуковые ПКР Х-35 «Уран». За счет уменьшения их массо-габаритных черт число ракет на катере возросло вчетверо - до 16 штук. Артиллерийское вооружение включало одну 76-мм автоматическую артустановку АК-176М и два 30-мм автомата АК-630М. В придачу имелась стационарная установка под два блока ПЗРК «Стрела-3М» либо «Игла». На экспериментальном катере Р-71 проекта 12417 проходили тесты зенитные артиллерийские и ракетно-артиллерийские комплексы «Кортик» и «Палаш». Обнаружение целей и выдача целеуказания на катерах проектов 1241Т и 1241РЭ осуществлялись радиолокационным комплексом (РЛК) «Гарпун», на катерах проекта 12411 - РЛК «Монолит-Т».

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Ракетные катера проекта 1241 «Молния» строились на заводах в Ленинграде, Рыбинске и Хабаровске. Головной катер Р-5 (пр. 1241Т) вступил в строй в 1979 году, катер Р-46 (головной проект 12411) - в 1981 году. Всего для ВМФ СССР и Рф до 2003 года было выстроено 49 катеров: 14 проекта 1241Т, 34 проекта 12411 и 1 проекта 12417. Они входили в состав Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов и Каспийской флотилии. Около 30 из них несут службу до настоящего времени. Еще 25 катеров были построены в 1983-2011 годах на экспорт: 21 проекта 1241 РЭ и 4 проекта 12418. Они поставлялись в ГДР, Польшу, Румынию, Индию, Вьетнам, Йемен и Туркменистан. Не считая того, два катера проекта 1241Тиз состава Черноморского флота были переданы Украине и один - Болгарии. В большинстве государств они классифицировались как корветы. В 1991-2002 годах ракетные «Молнии» (восемь единиц) строились по лицензии в Индии, при этом два последних - по улучшенному проекту 12418 с подменой артустановки АК-176М на итальянскую 76-мм «ОТО-Мелара». Один из индийских корветов - К98 «Прахар» - в апреле 2006 года затонул в итоге столкновения с торговым судном. В текущее время строительство катеров проекта 12418 ведется по лицензии во Вьетнаме. 1-ые два РКА сданы флоту в июле 2014 года. Всего в этой стране планируется выстроить восемь катеров. Главные свойства катера проекта 1241 «Молния» Водоизмещение: - 392 т (стандартное) - 469 т (полное) Длина - 56,1 м (большая), 49,5 м (по КВЛ) Ширина - 10,2 м (большая), 8,74 м (по КВЛ) Осадка - 2,25 м по корпусу, 3,30 м по винтам Движки: - двухвальная ГЭУ типа COGOG: - 2 х маршевых ГТД М-75 - 2 х форсажных ГТД М-70 Мощность: 2 х 5000 л.с., 2 х 12 000 л.с. Движитель 2 х ВФШ Скорость хода: 42 узла (большая), 13 узлов (финансовая) Дальность плавания: - 400 миль на 36 узлах - 1400 миль на 13 узлах - 1500 миль на 12 узлах Автономность плавания 10 суток Экипаж - 41 человек Вооружение Навигационное вооружение: - НРЛС «Кивач-2» (проект 12411-Т) - НРЛС «Печора» (проект 12411-М) Радиолокационное вооружение - РЛС УО МР-123/176 «Вымпел» - РЛК «Монолит-Т» либо РЛС «Гарпун» и «Гарпун-Э» Радиоэлектронное вооружение средства активной РЭБ: «Вымпел-Р2» средства пассивной РЭБ: 2 х ПК-16, 4 х ПК-10 (опционально) система предупреждения ЛО «Спектр-Ф» Артиллерия 1х1 76-мм АУ АК-176 (152 выстрела) Зенитная артиллерия 2х6 30-мм ЗАК АК-630М (6000 выстрелов) Ракетное вооружение 2х2 ПУ ПКР П-15 «Термит»

Источник: dogswar.ru

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!