ArtGuns » Военная авиация » Фронтовой разведчик Як-27Р / Як-122 (СССР)

Фронтовой разведчик Як-27Р / Як-122 (СССР)

23 июль 2025, Среда
3
0
Наряду с Як-123 и Як-121 в ОКБ Яковлева разрабатывался фронтовой лазутчик с 2-мя движками РД-9Ф, получивший предварительное обозначение Як-122. Эту машину требовалось предъявить на госиспытания во II квартале 1956 г. ЛТХ лазутчика фактически не должны были отличаться от черт бомбовоза. Он строился на базе Як-25Р войсковой серии и имел такую же компоновочную схему. В связи с задержкой поставки движков РД-9Ф на самолете установили РД-9АК. Вооружение состояло из одной пушки HP-23 с боезапасом 50 снарядов. В отличие от бомбовоза, нижнюю часть остекления кабины штурмана выполнили не в виде плоского эллиптического окна, а из 2-ух трапециевидных гнутых окон.

Самолёт Як-122 мог оснащаться 2-мя аэрофотоаппаратами АФА-33/50 либо АФА-33/75, либо АФА-33/100 в АКАФУ, одним АФА-33/50 либо АФА-33/75 для многообещающей съемки и одним АФА-33/50 - для плановой. Опытнейший Як-122 стал первым русским сверхзвуковым лазутчиком. Других экземпляров машины не строили, т.к. было ясно, что после доводки перехватчика и бомбовоза можно методом модификации этих самолётов сделать в кратчайшие сроки и фронтовой лазутчик, соответственный требованиям ВВС. И все таки работу над Як-122 продолжали. В 1958 г. на его базе выстроили 1-ый макет лазутчика, получившего обозначение Як-27Р. Для улучшения обзора из кабины штурмана носовой конус вполне застеклили по аналогии с доделанным Як-26-1, но в отличие от последнего нижнюю часть остекления выполнили выпуклой. Самолёт оснастили измененным, отработанным на Як-26-1 и Як-27/27К крылом, переставным стабилизатором и движками РД-9Ф.

2-ой летный экземпляр Як-27Р несколько отличался от первого. А именно, самолёт получил усовершенствованное крыло, на котором изменили профилировку, оставили только внутренние аэродинамические гребни, увеличив их высоту. Размах крыла возрос за счет внедрения законцовок, вынесенных за балансиры-обтекатели крыльевых опор. Поменялся и переплет остекления кабины штурмана. На госиспытаниях лазутчик при взлетной массе 12500 кг достигнул наибольшей скорости 1285 км/ч. После их окончания самолёт решили строить серийно. Таким образом, Як-27Р стал единственным из всей ветки "20 седьмых", который удалось довести до крупносерийного производства. Кодовое обозначение НАТО - Mangrove (Мангровое дерево).

По конструкции серийные самолёты, в главном были подобны второму лётному макету. По сопоставлению с Як-25Р и Як-122 новый лазутчик комплектовался более нынешним фотооборудованием, позволявшим деньком при неплохой видимости вести фотосъемку объектов и местности на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях. Установленный бездвижно в фюзеляже АФА-41/10 предназначался для мелкомасштабной непрерывной (одиночными кадрами) съемки незамаскированных объектов с высоты 300-400 м. Им с высот от 1000 до 16000 м делались снимки для привязки к съемке, произведенной плановыми фотоаппаратами АФА-42/75 либо АФА-42/100, установленными на АКАФУ АКАФУ-33М. Самолет комплектовался и многообещающим фотоаппаратом, в качестве которого употреблялся АФА-42/75. Снимать можно было и на маневре в спектре высот 2000-14000 м. при перегрузке до 3 ед. Для прицельной фотосъемки, также для зрительной разведки и определения путной скорости на высотах более 1000 м в кабине штурмана устанавливался прицел ПВ-2Р. В процессе серийного производства состав фотоаппаратуры изменялся. Так, АФА-42/100 устанавливались на машинах с нечетными фабричными номерами, а АФА-42/75 - с четными, при этом до 12-й серии заместо этого аппарата ставили АФА-37. На серийных лазутчиках устанавливались пушка HP-23 с боезапасом 50 снарядов и коллиматорный прицел ПКИ.

В силовую установку серийных Як-27Р входили два РД-9Ф 1-й серии, а начиная с самолета №1010 - 2-й серии с более надежным пуском на высотах более 5500 м, да и с огромным расходом горючего, которое располагалось в 5 фюзеляжных мягеньких баках общей емкостью 4640 л (по неким документам - 4665 л). При всем этом дальность полета достигала 1770 км на высоте 10000 м и 1870 км на высоте 12000 м. Летом 1962 г. в ГК НИИ ВВС особые летные тесты прошел серийный Як-27Р №0710, доделанный для установки 2-ух ПТБ на 1050 л каждый. Они крепились при помощи бомбовых замков БДЗ-56Е к особым опорам у фронтального лонжерона и конкретно прилегали к крылу для уменьшения аэродинамического сопротивления. Установка ПТБ была внедрена на Як-27Р с 14-й серии. Их применение позволило прирастить дальность лазутчика до 2380 км (со сбросом баков после выработки горючего). При всем этом взлетная масса самолета возросла до 13633 кг, наибольшая скорость была ограничена М=0,9, практический потолок снизился с 16550 м до 13450 м. После установки РД-9Ф 2-й серии и доработок крыла для подвески баков дальность лазутчика без ПТБ снизилась до 1590 км.

Один из серийных Як-27Р использовали в качестве летающей лаборатории для тесты колесно-лыжного шасси. При всем этом лыжи устанавливались лишь на задней основной опоре и при уборке шасси оставались снаружи. Передняя опора состояла из усиленной стойки с 2-мя колесами типа К-262 (600х125 мм). Исследовалась проходимость самолета по снегу, также взлетно-посадочные свойства. Тесты начались осенью 1963 г. и закончились весной 1964 г. В общей трудности было выстроено 180 экземпляров Як-27Р. 1-ая общественная демонстрация самолёта свершилась на авиационном параде в Тушино в 1961 г.

Як-27Р прослужили в строевых частях более 10 лет, являясь на самом деле переходной машиной к более совершенному Як-28Р. В первой половине 70-х гг. "20 восьмые" и МиГ-25Р/РБ совсем вытеснили Як-27Р. Воздушные суда попали в коллекции и монинского музея, и музея на Ходынке. Более 10 машин в различной степени сохранности остались на местности Германии, из них одна стала экспонатом музея на аэродроме в Дессау, а две застыли на постаментах в Вернойхене и Рангсдорфе. 

Короткое техническое описание самолета Як-27Р Фронтовой самолет-разведчик Як-27Р - свободнонесущий цельнометаллический среднеплан со стреловидным крылом. Экипаж - два человека: летчик и штурман.

Фюзеляж - полумонокок с работающей обшивкой круглого поперечного сечения, переходящего в хвостовой части в овал. В носовой части фюзеляжа установлена мачта с приемником воздушного давления ПВД-7, плавненько переходящая в конусообразный фонарь гермокабины штурмана, вход в которую осуществляется через лючок наверху. Дальше размещен фотоотсек, а снизу - ниша фронтальной опоры шасси. На правом и левом бортах отсека размещены фотолюки для многообещающей съемки, открывающиеся при помощи электромеханизма. Гермокабины экипажа воздухопроводящего типа. Лобовое стекло кабины летчика выполнено из прозрачной брони. За кабиной летчика размещены мягенькие топливные баки и отсек главной опоры шасси. Дальше установлены топографический фотоаппарат АФА-41/10, два фотоаппарата для планового фотографирования и отсек электро- и радиооборудования. Завершается фюзеляж контейнером тормозного парашюта ПТ-27, сбрасываемого в конце пробега.

Крыло самолета - стреловидное, двухлонжеронное, трапециевидной в плане формы. Для предотвращения срыва пограничного слоя на каждой консоли установлено по одному аэродинамическому гребню, который распространялся и на нижнюю поверхность крыла. Крыло оборудовано подкрыльевыми щитками и элеронами с осевой и аэродинамической компенсацией, которые по сопоставлению с Як-25 сдвинуты на 1,3 м к оси самолёта. На законцовке крыла установлен обтекатель подкрыльной опоры шасси, к которому впереди прикреплена труба, являющаяся баллоном сжатого воздуха, металлической противофлаттерный груз, наконечник с ПВД-7 на правой консоли и затычкой на левой. Оперение - стреловидное, двухлонжеронной конструкции с установленным на половине размаха киля переставным стабилизатором с спектром отличия 4.

Шасси - велосипедного типа, состоит из главной, фронтальной и 2-ух подкрыльевых опор. Все опоры убираются вспять по полету: передняя и основная - в фюзеляж, подкрыльевые - в обтекатели на законцовках крыла. Передняя опора несет колесо размера 600x155 мм, разворот которого осуществляется от педалей ножного управления самолетом через бустер, являющийся сразу и демпфером колебаний. Управление колесом сблокировано со щитками-закрылками. Основная опора шасси имеет два тормозных колеса КТ-69/4 размером 880x230 мм. Для ликвидации юза система торможения колес снабжены автоматической системой растормаживания.

Силовая установка самолёта включает два турбореактивных движков РД-9Ф 2-й серии, расположенных в гондолах под крылом. Горючее расположено в 5 мягеньких баках общей емкостью 4665 л (3880 кг). Начиная с 14-й серии выпуска, предусмотрена установка подкрыльевых топливных баков общей емкостью 1500 кг.

Вооружение самолёта Як-27Р состоит из одной пушки НР-23, установленной на правом борту фюзеляжа понизу. Управление стрельбой - электронное, перезарядка пушки - электропневматическая. Система управления стрельбой сблокирована с правым фотолюком многообещающего АФА: при открытом лючке стрельба невозможна. В кабине летчика установлен коллиматорный прицел ПКИ.

Фотоборудование самолёта состоит из 4 фотоаппаратов и позволяет вести фотографирование отдельных объектов и маршрутов как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых скоростях полета деньком при неплохой видимости. Фотоаппарат АФА-42/50 либо АФА-42/75 на подвижной установке предназначен для многообещающего фотографирования с высот от 2000 до 10000 м под углами от 45 до 80 от вертикали по обоим бортам фюзеляжа. Фотоаппарат АФА-41/10, установленный бездвижно в фюзеляже, предназначен для мелкомасштабной маршрутной съемки. На высотах 300-400 м его можно использовать для разведки незамаскированных объектов, а на высотах от 1000 до 16000 м -  для привязки к карте снимков, сделанных плановыми фотоаппаратами. Плановые фотоаппараты АФА-42/75 либо АФА-42/100, установленные на автоматических качающихся установках АКАФУ-33М, позволяют создавать одно-, двух- и четырехмаршрутное фотографирование с высот от 1000 до 16000 м при перегрузке до 3g. Для ведения прицельного фотографирования в полете, также для выполнения зрительной разведки местности и определения путной скорости с высот более 1000 м в кабине штурмана установлен прицел-визир ПВ-2Р7.

Радиосвязное оборудование включает связную радиостанцию Р-835 с приемником УС-8 (до 12-й серии устанавливались радиостанция Р-807 и радоприемник УС-9ДМ), командную радиостанцию РСИУ-5В (до самолета N 0914 ставилась РСИУ-4В) и внутрисамолетное переговорное устройство СПУ-7 (до 8-й серии - СПУ-2). Радионавигационное оборудование включает автоматический радиокомпас АРК-5, радиовысотомер РВ-2 с приставкой сигнализации небезопасной высоты РВ-2ПС-М и маркерный приемник МРП-56П, В радиотехническое оборудование заходит ответчик системы опознавания СРО-2 с приставкой "Заря" и станция предупреждения об облучении "Сирена т-2".

Высотное оборудование включает два комплекта кислородного оборудования ККО-1М и высотно-компенсирующие костюмчики ВКК-2М летчика и штурмана. Для аварийного покидания самолета кабины летчика и штурмана оборудованы катапультируемыми креслами. Катапультирование каждого кресла производилось нажатием 2-ух либо одной ручек управления выстреливанием, расположенных на поручнях. Кресла имели блокировку, устранявшую возможность одновременного катапультирования летчика штурмана и столкновения их в воздухе. Освобождение от кресел в воздухе после катапультирования выполнялось автоматом при помощи автомата АД-3. Парашют раскрывался с помощью автомата КАП-3. В случае отказа КАП-3 летчик и штурман могли раскрыть парашют вручную.

Тактико-технические свойства Як-27Р / Як-122 Размах крыла, м   11.82 Длина самолета, м   18.55 Высота, м Площадь крыла, м2 Масса, кг - пустого самолета   7560 - наибольшая взлетная   11700 - наибольшая взлетная   13633 Тип двигателя   2 ТРД РД-9Ф Тяга, кгс - нефорсированная   2 х 2750 - форсированная   2 х 3850 Наибольшая скорость, км/ч   1285 Практическая дальность, км   2450 Практический потолок, м   16550 Экипаж, чел   2 Вооружение:   одна 23-мм пушка НР-23

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!