Истребитель-бомбардировщик Як-141 (СССР)

Рабочее проектирование самолета началось в 1977 г. на базе истребителя Як-41М. Выстроено четыре опытнейших самолета, из них два - для летных испытаний. 1-ый из которых в первый раз поднялся в воздух в марте 1987 г.
Главными отличиями самолета Як-141 от Як-41М являются: применение нерегулируемых воздухопоглотителей; повышение припаса горючего: большая площадь крыла; усовершенствованная аэродинамика планера; более совершенная система управпения вооружением; более малый уровень радиолокационной заметности за счет наклона аэродинамических поверхностей относитель но источника излучения и внедрения радиопоглощающих покрытий.
Як-141 — высокоплан обычной схемы, со складывающимся на стоянке крылом, двухкилевым вертикальным оперением, одним подъемно-маршевым турбореактивным движком Р-79 с тягой 15500 кгс на форсаже, находящимся в хвостовой части, и 2-мя подъемными турбореактивными движками РД-41 с тягой по 4260 кгс за кабиной летчика. При вертикальном положении сопла подъемно-маршевый движок дает 80% горизонтальной тяги. Главное сопло может поворачиваться на 95° для отличия тяги, обеспечивающей торможение, либо для движения вспять в режиме свободного висения.
Тяга главного мотора усиливается за счет 2-ух турбореактивных движков РД-41, создающих доп подъемную силу и установленных вереницей с наклоном вперед относительно вертикали приблизительно на 10°. Их сопла могут поворачиваться в спектре от +12,5 до -12,5° в продольной плоскости. Во время вертикального взлета для формирования единой струи сопла подъемных движков направлены друг к другу. Закрывающиеся створки воздухопоглотителей и сопла размещены над и под фюзеляжем, сразу за кабиной пилота. Для уменьшения рециркуляции выхлопных газов, которая существенно понижает тягу, под фюзеляжем имеются 2 гребня и убирающиеся воздушные щитки.
Управление полетом на малых скоростях и в режиме висения осуществляется при помощи струйных рулей на концах крыла (по наклону) и хвостовых опорах (по рысканию), также (по тангажу) дозированным конфигурацией тяги подъемно-маршевого и подъемных движков. Подача воздуха для струйных рулей обеспечивается компрессором подъемно-маршевого мотора. Размещение главного сопла меж высочайшими хвостовыми опорами с титановой теплозащитой позволяет расположить его поближе к центру масс самолета (без утраты тяги, соответствующей для раздвоенного сопла), также понижает температурную яркость для ракет с инфракрасной системой наведения. Маленький разбег при взлете вероятен благодаря повороту на 65° сопла главного мотора и наибольшему от клонению подъемных движков для сотворения горизонтальной составляющей тяги. Внедрение форсажного режима при взлете с таким маленьким пробегом может привести к температурным повреждениям поверхности ВПП, потому заместо бетонной полосы обычно употребляется покрытие из железных плит.
Фюзеляж самолета построен по двухбалочной схеме Балки выдаются далековато вспять от среза сопла маршевого мотора. Как следует.вертикальное и горизонтальное оперение, расположенное на них, вроде бы находится за пределами зрительной границы одного корпуса.
Прицельный комплекс Як-141 в собственном составе имеет бортовую вычислительную машину, вокруг которой формируется импульсно-доплеровская РЛС, систему управления огнем, нашлемную систему целеуказания и лазерно-телевизионную систему наведения. Прицельно-пилотажная информация выводится на ИЛС и функциональный экранный индикатор на приборной доске. Имеется аппаратура РЭП, устройства выброса термических неверных целей либо дипольных отражателей.
ПНК обеспечивает ручное, директорное и автоматическое управление самолетом от взлета до посадки, в хоть какое время суток, в разных метеоусловиях, на всех географических широтах. Он содержит в себе инерциальную систему наведения, радиовысотомер, автоматический радиокомпас, автономный навигационный вычислитель и аппаратуру сателлитной навигационной системы. Цифровая электродистанционная система управления аэродинамическими и струйными рулями имеет трехканальную схему резервирования.
Вооружение включает встроенную пушку ГШ-30-1 (калибр 30 мм, боекомплект 120 патронов). На 4 (позже на 6) подкрыльевых пилонах могут подвешиваться управляемые ракеты класса «воздух-воздух» (Р-77, Р-27 средней дальности и Р-73 малой дальности либо Р-60 близкого воздушного боя) и «воздух-поверхность» (Х-26, Х-31А, Х-35). Для нанесения ударов по наземным объектам могут подвешиваться УР Х-25 и ПРЛР Х-31П, пушечные установки (калибр 23 мм, боекомплект 250 патронов) либо пусковые бпоки НАР капибра от 80 до 240 мм, до 6 бомб массой 500 кг.
Самолет обустроен катапультируемым креслом К-36В, которое имеет систему автоматического ката пупьтирования при появлении критичных ситуаций.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства Экипаж, чел. 1 Скорость, км/ч: наибольшая на высоте 110ОО м 1800 наибольшая у земли 1250 Практический потолок, м 15000 Дальность практическая при разбеге 120 м с нагрузкой 1 т на высоте 10-12 км, км 2100 боевой радиус деяния при разбеге 120 м с нагрузкой 2 т, км 690 Масса, кг: наибольшая взлетная при разбеге 120 м 19500 при вертикальном взлете 15800 пустого самолета 11650 Наибольшая боевая нагрузка при разбеге 120 м 2600 Наибольшая боевая нагрузка при вертикальном взлете 1000 Наибольший припас горючего. во внутренних баках 4400 в навесном баке 1750 Габариты самолета, м: размах крыла 10,11 в сложенном положении 5,9 длина 18,36 высота 4,99 Движок, кгс: ТРДДФ Р-79 15500 (форс.)/9000 (нефорс.) ТРД РД-41 2 по 4260
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.