
Зенитная самоходная установка БТР-152А с ЗТПУ-2 предназначалась для борьбы со средствами воздушного нападения противника. Состояла на вооружении зенитных подразделений, организационно входивших в состав танковых либо мотострелковых дивизий. Самоходная установка была сотворена на базе колесного бронетранспортера БТР-152 конструкторским бюро ЗИС (Столичного авто завода им. П.В. Сталина) и принята на вооружение в 1951 г. приказом военного министра СССР. Массовое создание зенитной самоходной установки было скооперировано на этом заводе в 1952-1955 гг. Всего было выпущено 719 машин.

Эта же установка, разработанная на базе бронетранспортера БТР-152В1, выпускалась в 1955-1957 гг. под маркой БТР-152Е. Всего было сделано 160 машин данной модификации. Конструкция и свойства спаренной 14,5-мм зенитной турельной пулеметной установки ЗТПУ-2 были подобны той, что устанавливалась на зенитной самоходной установке БТР-40А. Расчет установки состоял из наводчика и 2-ух заряжающих. В машине было предвидено 10 посадочных мест для экипажа и десанта.
Конструкция броневого корпуса, узлов и агрегатов силовой установки, коробки, ходовой части, электрического оборудования и средств связи зенитной самоходной установки были, в главном, подобны конструкции соответственных узлов и агрегатов бронетранспортера БТР-152. Самоходная установка с ЗТПУ-2 имела сопоставимые с бронетранспортером БТР-152 характеристики защищенности и подвижности.
Технические свойства БТР-152А с ЗТПУ-2
Боевая масса - 8,6 т;
боевой расчет - 10 чел.;
вооружение: 2 пулемета - 14,5 мм;
броневая защита - противопульная;
мощность мотора - 81 кВт (110 л.с.);
наибольшая скорость - 75 км/ч.
создатель статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
Источник: dogswar.ru