ArtGuns » Военная авиация » Истребитель F-86A Sabre (США)

Истребитель F-86A Sabre (США)

30 июнь 2025, Понедельник
9
0
Истребитель North American F-86A Sabre разработанный компанией "North American Aviation" в конце 1940-х годов. Было более 20 модификаций данного самолёта. Выпускался большой серией, состоял на вооружении многих государств мира прямо до 1970-х годов. Получил широкую популярность в процессе Корейской войны 1950-1953 годов, будучи единственным серьёзным конкурентом русского истребителя МиГ-15. Истребитель F-86 Sabre родился в конструкторском бюро компании «North American Aviation» как проект NA-134. Сначало самолёт разрабатывался для американской морской авиации. По мере приближения войны на Тихом океане к концу флот США стал строить планы переоснащения палубной авиации реактивной техникой, которая должна была сыграть не последнюю роль в операции «Олимпик Коронет» — посадке на Японские острова, задуманной на май 1946 г.

Работа над проектом NA-134 началась под управлением Р.Райса осенью 1944 г. Самолёт представлял собой низкоплан с прямым крылом узкого профиля и достаточно толстым бочкообразным фюзеляжем. 1 января 1945 г. командование флота заказало три опытнейших эталона NA-134 под обозначением XFJ-1. 28 мая такого же года выдали договор на 100 серийных FJ-1 (NA-141). В то время, когда конструкторы «Норт Америкэн» работали над XFJ-1, ВВС армии США подготовили задание на проектирование дневного истребителя с достаточно большой дальностью полета, который мог бы употребляться также в качестве самолета сопровождения и пикирующего бомбовоза. Скорость требовалась более 960 км/ч, потому что уже находившийся в разработке истребитель Рипаблик XP-84 «Тандерджет» по расчетам обещал более 940 км/ч. 22 ноября 1944 г «Норт Америкэн» представила проект NA-140, являвшийся практически незначительно модифицированным XFJ-1. Военным он приглянулся, и 18 мая 1945 г выдали заказ на три опытнейших эталона под обозначением XP-86.

XFJ-1 и XP-86 проектировались под ТРД Дженерал Электрик J36 с осевым компрессором; оба они имели прямое крыло, лобовой воздухозаборник и сопло в хвостовой части фюзеляжа. Ожидалось, что лобовой заборник даст некие достоинства по сопоставлению с боковыми, примененными ранее на самолёте P-80. XP-86 был должен получить крыло с более узким профилем и удлиненный фюзеляж. 20 июня 1945 г комиссии представили полноразмерный макет грядущего XP-86. Он был одобрен. Но продувки моделей в аэродинамической трубе подтвердили, что истребитель не сумеет достигнуть требуемой скорости — 960 км/ч.

Выход отыскали в использовании стреловидного крыла. После поражения Германии во 2-ой мировой войне америкосы начали вывозить оттуда различную научно-техническую документацию и профессионалов. Трофейные отчеты завлекли к себе внимание конструкторов «Норт Америкэн». Один из германских документов, датированный 1940 г., гласил о преимуществах стреловидного крыла при скоростях порядка М=0,9. Но те же исследования германцев проявили, что стреловидное крыло обладает нехорошими несущими качествами на малых скоростях. В августе 1945 г аэродинамик Л.Грине предложил Райсу использовать на XP-86 стреловидное крыло. Но строить высокоскоростной самолёт, который бы просто сваливался на крыло на малых скоростях, было очевидно неразумно. Решили использовать автоматические предкрылки, которые выпускались бы на скоростях, близких к скорости срыва. На большой же скорости они убирались, понижая аэродинамическое сопротивление.

Конструкторы «Норт Америкэн» разработали новый проект XP-86 со стреловидным крылом, который представили штабу ВВС. 1 ноября 1945 г его официально одобрили. Крыло XP-86 имело двойную обшивку, соединенную 1-образными профилями, идущими от фюзеляжа до наружной стены крыльевых топливных баков. Такая конструкция, заменившая обыденный набор из лонжеронов и нервюр, была прочнее и обеспечивала больший свободный объем для размещения баков.

1-ый из 3-х образцов XP-86 был готов 8 августа 1947 г. Он комплектовался движком J35-C3 с тягой 1816 кг Вооружение отсутствовало. В воздух самолёт в первый раз поднялся 1 октября 1947 г под управлением летчика Дж. Вилча. Каплевидный фонарь обеспечивал хороший обзор. Шум и тряска в полете были ниже, чем у других реактивных самолётов тех пор. 1-ый XP-86 был официально сдан ВВС США (к этому времени они уже стали независящим видом вооруженных сил) 30 ноября 1948 г В связи с конфигурацией системы обозначений машину переименовали в XF-86. Её разбили в трагедии в сентябре 1952 г, после налета 241 ч. 2-ой и 3-ий бывалые эталоны были фактически схожи первому. После окончания программки испытаний их в апреле 1953 г сдали на слом.

Первой серийной версией «Сейбра» стал P-86A (в июне 1948 г. переименованный в F-86A). Основным различием его от XP-86 была установка мотора Дженерал Электрик J47 с тягой 2360 кг По размерам этот ТРД не отличался от J35. Трубку ПВД переместили с киля на правое крыло. Щитки на бортах фюзеляжа сейчас раскрывались против потока, а нижний щиток сняли. Самолет получил вооружение из 6 12,7-мм пулеметов. Серийные истребители отличались выгнутым лобовым стеклом и закрываемыми электрическим приводом створками на портах пулеметных установок. Створки раскрывались при нажатии гашетки, а после прекращения огня снова запирались.

1-ая серия состояла из 33 P-86A-1, заказанных 16 октября 1947 г Они носили также фирменное обозначение NA-151. 1-ый серийный P-86A-1 взлетел 20 мая 1948 г. 1-ая и 2-ая машины были приняты ВВС 28 мая, хотя после чего продолжали доводиться на заводе «Норт Америкэн» в Инглвуде. Масса пустого F-86A-1 возросла до 4575 кг, но большая тяга мотора J47 обеспечила ему более вьюокую скорость полета — до 1077 км/ч у земли, другими словами на 120 км/ч больше, чем у XP-86. Исходная скороподъемность удвоилась. На F-86A-1 ставились разные движки — J47-GE-1, J47-GE-3 и J47-GE-7. Последний истребитель этой модификации сдали заказчикам в марте 1949 г. Большая часть машин использовали для разных испытаний, в строевые части они не попали.

Первыми реальными боевыми «сейбрами» стали F-86A-5 (NA-151) с движками J47-GE-7. 1-ый таковой самолёт выпустили 23 февраля 1949 г. На этой модификации установили новое лобовое стекло; для упрощения обслуживания устранили закрывающиеся створки пулемётных портов. Фонарь кабины стал сбрасываемым. На подкрыльные пилоны можно было подвесить бомбы калибра от 220 до 454 кг либо топливные баки емкостью по 780 л. Отсеки вооружения стали обогревать, чтоб замки пулеметов не замерзали на высоте.

В мае 1949 г, начиная с 100-го F-86A, установили усовершенствованную систему подогрева фонаря и изменили капотирование воздухопоглотителя, чтоб исключить попадание дождевой воды в движок на стоянке. Ранее выпущенные самолёты дорабатывались аналогичным образом. Со 116-й машины ввели новый механизм выпуска предкрылков, наименее склонный к заклиниванию.

29 мая 1948 г подписали договор на поставку еще 333 F-86A. Эти машины сохранили обозначение F-86A-5, но на заводе именовались NA-161, так как имели ряд различий от прошлых серий. А именно, они комплектовались движками J47-GE-13 с тягой 2360 кг. Разводку проводов в кабине упростили. Поставки самолётов этой партии начались с октября 1949 г и закончились в декабре будущего года.

1-ые 530 F-86A комплектовались достаточно обычным оптическим прицелом Мк.18. Когда пилот идентифицировал цель, то при помощи переключателя вводил в прицел размах ее крыла, и перед ним возникал светящийся круг, соответственный избранному размеру Дальше истребитель сближался с противником, пока крылья не вписывались в этот круг. При всем этом вычислитель автоматом вьщавал необходимое упреждение для открытия огня. Потом стали ставить прицел А-1СМ. Он использовал радиодальномер AN/APG-30, установленный в высшей части «губы» воздухопоглотителя под пластмассовым обтекателем. Дальномер в спектре от 150 до 3000 м автоматом определял дистанцию до цели. A-1CM сформировывал на базе приобретенных данных картину, отображаемую на лобовом бронестекле; светящейся меткой указывалось положение цели в секунду до открытия огня. Такая система освобождала пилота от необходимости вручную заносить установки. Прицел можно было использовать также для запуска ракет и сброса бомб.

Новый прицел с радиодальномером установили на последние 24 F-86A-5, а в строевых частях его монтировали и на ранее выпущенные самолёты этой модификации. Сделанные с самого начала с A-1CM машины получили обозначение F-86A-6, а переоборудованные на месте — F-86A-7. На всех F-86A ставились радиостанция AN/ARC-3, радиокомпас AN/ARN-6 и система опознавания AN/APX-6. Последняя снабжалась зарядом для самоуничтожения, срабатывавшим автоматом при разрушении самолета, либо по команде пилота. Это должно было предупредить попадание к противнику опознавательных кодов.

Внутренний припас горючего у F-86A достигал 1649 л. Он располагался в 4 протектированных баках. Два находились в нижней части фюзеляжа: один вокруг канала воздухопоглотителя перед движком, а 2-ой — вокруг мотора. Еще два бака размещались в корневых частях крыла. Обычно F-86A нес еще два сбрасываемых бака по 454 л, но для перегонки использовались и 783-л баки.

Заместо сбрасываемых баков самолёт мог нести боевую нагрузку. Как правило это были 45-кг, 220-кг либо 454-кг бомбы, 375-кг баки с напалмом либо 220-кг одноразовью бомбовые кассеты. Можно было также установить направляющие для восьми ракет под каждым крылом. Но при подмене навесных баков доп нагрузкой радиус деяния снижался с 530 до 80 км, что было совсем недостаточно для решения боевых задач.

На базе истребителя F-86A-5 в октябре 1951 г сделали высокоскоростной фоторазведчик RF-86A. Отсек под кабиной герметизировали и оборудовали системой подогрева теплым воздухом. В нем установили многообещающий аппарат К-11 с объективом, направленным вниз-вперед, и две камеры К-24, смотрящие вбок. RF-86A также мог оснащаться парой аппаратов в подфюзеляжной гондоле. Большая часть разведчиков не вооружалось, но на некоторых сохранялась пара 12,7-мм пулемётов с маленьким боезапасом. Сделали всего девять таких машин.

Когда 1-ый серийный F-86A Sabre только собирали, военные вдруг востребовали прирастить поперечник главных колес. Это требование повлекло за собой целый ряд других конфигураций. А именно, пришлось расширить на 170 мм фюзеляж. В итоге истребитель с новым шасси уже так отличался от F-86A, что получил новое обозначение — F-86B. Но скоро отдала хороший результат работа над резиной вьюокого давления, также над более действенными тормозами, в итоге чего огромные колеса стали уже не животрепещущи. «Норт Америкэн» предложила закончить работу над F-86B, а ранее оформленный договор на 190 серийных машин — поменять заказом на 188 F-86A-5 и два F-86C. Это предложение приняли, и с 16 декабря 1948 г компания свернула все работы по F-86B. F-86C представлял собой проект далекого истребителя сопровождения на базе «Сейбра». Позднее из-за значимых различий в конструкции наименование изменили на XF-93.

Самолёт F-86 Sabre представляет собой цельнометаллический моноплан с нижним расположением крыла. Фюзеляж круглого поперечного сечения, делящийся по длине на две части разъемом за задней кромкой крыла. Разъем упрощает установка мотора и его сервис. Каркас фюзеляжа состоит из 4 лонжеронов и набора шпангоутов. В носовой части находятся воздухозаборник ТРД, радиооборудование (отчасти) и вооружение. За ними размещена кабина пилота со сдвигающимся вспять фонарем. Дальше размещаются фронтальное крепление мотора и фронтальные фюзеляжнью топливные баки. В задней части фюзеляжа находятся движок и его удлинительная труба. По краям слева и справа смонтированы тормозные щитки, управляемые средством гидропривода.

Крыло стреловидное (угол стреловидности — 35° по полосы четвертей хорд), узкого профиля. Собирается из панелей с двойной обшивкой. Обустроено автоматическими предкрылками, закрылками типа Фрайз и элеронами. Привод элеронов и предкрылков — гидравлическиий, закрылков — электромеханический. В корневой части крыльев расположены топливные баки. У конца правого крыла смонтирована трубка ПВД. Хвостовое оперение традиционной схемы, стреловидное. Стабилизатор — управляемый с помощью гидропривода, имеет поперечное V с углом 10°. Все рули снабжены триммерами.

Шасси трехопорное, с носовым колесом. Все стойки имеют масляно-пневматическую амортизацию. Носовое колесо управляемое, колеса главных ног обустроены гидравлическими тормозами. Носовая стойка убирается вспять по полету в фюзеляж, главные — вовнутрь по размаху в крыло, колеса уходят в ниши в фюзеляже. В полетном положении все ниши на сто процентов запираются щитками. На истребителе установлен ТРД J47-GE-13 стягой 2360 кг. Топливная система состоит из 2-ух фюзеляжных баков (фронтальный размещен вокруг воздухопоглотителя перед движком снизу задний — под движком) и 2-ух крыльевых (размещенных в корневой части крыла) баков. Они все протектированные, общая емкость 1649 л. Предусмотрена также подвеска 2-ух сбрасываемых баков емкостью по 454 л (боевых) либо по 753 л (перегоночных).

Гермокабина — воздухопроводящего типа, вооружена системой кондиционирования воздуха. Для пилота предусмотрены кислородный устройство А-14 и маска, также противоперегрузочный костюмчик. Кислород хранится в 4 баллонах понизу в носовой части фюзеляжа. Кресло пилота — катапультное. Самолет обустроен УКВ-радиостанцией AN/ARC-3, антенна которой находится под обтекателем на верхушке киля, и радиокомпасом. Рамочная антенна последнего размещена под фонарем за заголовником кресла пилота. Большая часть радиооборудования смонтирована в отсеке под этим местом. Самолёт F-86 Sabre несет стандартный набор навигационных огней. Посадочные фары по мере надобности выдвигаются из-под носовой части фюзеляжа перед стойкой шасси.

Стрелковое вооружение состоит из 6 12,7-мм пулемётов M3 с общим боезапасом 1800 патронов. Скорострельность каждого 1100 выстр./мин. Пулемёты размещены по три друг над другом по бортам пилотской кабины. Питание — разъемной лентой. Патронные ящики инсталлируются снизу через лючки под фюзеляжем. Гильзы и звенья собираются в контейнерах понизу Прицел А-1СМ связан с радиодальномером AN/APG-30. Антенна последнего находится сверху в «губе» воздухопоглотителя под обтекателем. Самолёт на внешней подвеске может нести две бомбы калибра 45 кг, 227 кг либо 454 кг, либо две разовые кассеты для маленьких бомб по 220 кг, либо два бака с напалмом по 375 кг, либо до 16 НУР HVAR. В фронтальной части фюзеляжа под воздухопоглотителем смонтирован фотокинопулемёт.

Броневая защита прикрывает пилота и отчасти оборудование. Перед кабиной размещены плиты из дюралевого сплава, сзади кресло имеет железные бронеспинку и заголовник. В козырек фонаря впереди встроено бронестекпо. Железная броня закрывает также механизмы управления стабилизатором под корневой частью киля.

Тактико-технические свойства F-86A Sabre Экипаж: 1 чел Крейсерская скорость: 864 км/ч Макс. скорость у земли: 1093 км/ч Макс. скорость на высоте: 967 км/ч Дальность полёта: 1365 км Дальность полёта с ПТБ: 1700 км Практический потолок: 14387 м Боевой потолок: 12200 м Скороподъёмность: 2200 м/мин Длина: 11,27 м Высота: 4,26 м Размах крыла: 11,27 м Площадь крыла: 26,75 м Масса пустого: 4788 кг Силовая установка General Electric J47-GE-27 Вооружение Стрелково-пушечное вооружение: 6 x 12,7 мм пулемёты M3 Colt-Browning Боезапас: 1800 патронов Кол-во точек подвески: 4 Навесные вооружения до 16 НАР, две 545 кг бомбы 

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!