ArtGuns » Военная авиация » Штурмовик IAR-99 Soim (Румыния)

Штурмовик IAR-99 Soim (Румыния)

28 сентябрь 2025, Воскресенье
18
0
Сначала 1980-х годов авиационный институт INAv (Institutul dc Aviatic), расположенный в Бухаресте, приступил к разработке реактивного учебно-боевого самолета IAR-99 Soim («Сокол»), созданного для румынских ВВС. Невзирая на то, что Румыния являлась членом Варшавского контракта, в области оснащения вооруженных сил боевой техникой Чаушеску проводил независимую политику, время от времени идущую вразрез с «генеральной линией» ОВД. Конкретно таковой «белой вороной» и являлась программка нового румынского У ВС, который создавался наряду с новейшей модификацией чехословацкого «Альбатроса», комплектовался НАТОвским движком и оборудованием. Самолет IAR-99 Soim имел традиционную для уВС сборку (в известной мере повторяющую сборку таких самолетов, как «Хоук» либо MB.339) и комплектовался ТРДД Роллс-Ройс «Вайпер», лицензия на создание которого была куплена в Англии.

В 1983 году модель самолета IAR-99 Soim была продемонстрирована на авиационном салоне в Париже, в том же году на авиастроительном заводе в г. Краева началась постройка 3-х прототипов IAR-99 Soim, 1-ый из которых поднялся в воздух 21 декабря 1985 года. В 1987 году ВВС Румынии заказали первую серию - 20 УВС. Скоро последовал доп заказ на 30 машин. Но к 1991 году, когда политические конфигурации в Румынии на длительное время приостановили все работы по производству авиационной техники, удалось передать заказчику только 6 самолетов 2-ой серийной партии. Новых заказов на IAR-99 Soim не поступало.

В 1992 году состоялся 1-ый полет улучшенного самолета, IAR-109  Swift, создаваемого при технической помощи Израиля. 2-ая опытнейшая машина этого типа в 1993 году была испытана в Израиле на аэродроме компании Бедек. На базе самолета IAR-109  Swift предполагалось создание экспортного варианта IAR-109TF, созданного для использования в качестве учебно-тренировочного, также легкого штурмовика для противоповстанческих действий.

Конструкция IAR-99 Soim. Самолет выполнен по обычной аэродинамической схеме с низкорасположенным, фактически прямым крылом, прямым горизонтальным и стреловидным вертикальным оперением. Крыло имеет профиль NACA 64.1.А-214 в корневой части и NACA 64.1.А-212 в концевой части. Положительный угол поперечного V приравнивается 3. Стреловидность крыла по 1 /4 полосы хорд составляет 6° 35 мин. Экипаж располагается по схеме тандем в герметизированной кабине, закрытой единым фонарем, в катапультных креслах Мартин-Бейкер Mk.IOL, обеспечивающих спасение на стоянке. Заднее катапультное кресло установлено с превышением 350 мм над фронтальным. Шасси - трехопорное, с фронтальным колесом. Все опоры - одноколесные. Главные стойки убираются в крыло поворотом к фюзеляжу, носовая стойка - в фюзеляж поворотом вперед. Главные пневматики имеют размер 552 х 164-10, носовой - 445 х 15043.

Силовая установка. На самолете установлен ТРДД Turbomecanica (Rolls-Royce) Viper Mk. 632-41M (1 х 1820 кгс). Горючее расположено в 2-ух мягеньких баках, расположенных в центральной части фюзеляжа, также в 4 крыльевых интегральных баках. Суммарная емкость внутренних топливных баков 1370 л. Заправка осуществляется «самотеком» через единую горловину в высшей части фюзеляжа. Под крылом вероятна подвеска 2-ух ПТБ по 225 л.

Системы и оборудование. Стандартное пилотажно-навигационное оборудование (в главном - русского типа) обеспечивает полеты и боевое применение в добротных метеоусловиях. Имеется центральная гировертикаль, радиовысотомер. Кабина вооружена обыкновенными электромеханическими устройствами с круглыми шкалами. В фронтальной кабине установлен гиростабилизированный оптический прицел AA-1F и кинофотопулемет AFCT-1. Самолет IAR-109TF обустроен западным цифровым БРЭО, включающим лазерный дальномер, ИЛС, ИНС на лазерных гироскопах, радиовысотомер.

Вооружение. Под фюзеляжем части самолетов установлен контейнер с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л (боекомплект - 200 снарядов). На 4 подкрыльевых узлах подвески могут располагаться четыре свободнопадающие бомбы калибром 250 кг либо до 12 бомб (на строенных держателях) калибром 50 кг. В перегрузку вероятен вариант подвески 4 ФАБ-100 и восьми ФАБ-50. Для ведения воздушного боя в состав вооружения могут заходить две УР класса «воздух-воздух» с ТГС Р-3С либо Р-13. Неуправляемое ракетное вооружение может включать четыре блока L16-57 (в каждом расположено 16 57-мм НАР) либо четыре блока L32-42 (каждый снаряжается 32-42-мм стабилизируемых вращением НАР). Вероятна подвеска 2-ух контейнеров со спаренными 7,62-мм пулеметами (боекомплект - 800 снарядов на контейнер).

Летно-технические свойства IAR-99 Soim РАЗМЕРЫ: размах крыла, м 9,85 длина самолета, м 11,01 высота, м 3,90 площадь крыла, м2 18,71 МАССЫ, кг. пустого самолета 3200 наибольшая взлетная: в учебно-тренеровочной конфигурации 4400 конфигурации IAR-109T 4800 в конфигурации штурмовика 5560 горючего во внутренних баках 1100 горючего в ПТБ 350 ЛЕТНЫЕ Свойства: наибольшая скорость, км/ч 865 наибольшая скороподъемность, м/с 36,5 практический потолок, м 12 900 практическая дальность, км. в конфигурации УТС 1100 в конфигурации легкого штурмовика 970 наибольшая эксплуатационная перегрузка, д 7,0.

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!