
Разработка крылатой машины, созданной для подмены самолета ДРЛО Ту-126, началась в 1965 году на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г.М.Бериева очень сплотченно с Столичным научно-исследовательским институтом приборостроения - НПО «Вега-М». Русский «летающий радар» был спроектирован и построен на базе томного военно-транспортного самолета Ил-76МД. 1-ый полет А-50 (изделие «А») сделал 19 декабря 1978 года (командир экипажа - летчик-испытатель В. П. Демьяновский), а 16 августа 1979 года начались его муниципальные тесты. Они проводились на 3-х машинах: на первой определялись летно-технические свойства и опробовались системы обеспечения комплекса, на 2-ой отрабатывались радиотехнический и пилотажно-навигационный комплексы, на третьей - особое оборудование и комплекс РЭП.
Основной шаг войсковых испытаний (1980-1985 годы) проходил в Муниципальном Краснознаменном НИИ ВВС в Ахтубинске. По их результатам в декабре 1984 года было принято решение о строительстве серийных машин на Ташкентском авиационном заводе. По неким данным, для русских ВВС было выстроено около 25 самолетов данного типа. В 1985 году началась их опытнейшая эксплуатация в строевых частях, продолжавшаяся до 1988 года. В будущем году эта крылатая машина была официально принята на вооружение русских ВВС. Самолёт далекого радиолокационного обнаружения и управления А-50 (изделие «А», по кодификации НАТО: Mainstay - «Оплот») применяется для обнаружения и сопровождения воздушных и морских целей, оповещения командных пт о воздушной и надводной обстановке, для управления самолетами при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, также является воздушным командным пт.
ОБОРУДОВАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ Способности
Самолет А-50 выполнен по обычной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным стреловидным оперением. Над фюзеляжем на опоре размещен обтекатель антенны бортовой РЛС поперечником 10,2 м и высотой 2 м.
Имеется комплекс самообороны, обеспечивающий защиту от истребителей противника в фронтальной и задней полусфере, включающий средства активного и пассивного радиоэлектронного противодействия (устройствами выброса неверных термических целей и радиолокационных отражателей). Самолет оборудован системой дозаправки топливом в полете способом шланг - конус. Опора снабжена антиобледенительной системой. Силовая установка состоит из 4 двухконтурных турбореактивных движков Д-ЗОКП-2 тягой по 12300 кгс. Горючее расположено в 12 изолированных друг от друга баках-отсеках. Баки разбиты на четыре группы по числу движков.

Самолет А-50 заходит в состав комплекса радиолокационного дозора и наведения вместе с бортовым радиотехническим комплексом (РТК) «Шмель». Его основой является высококогерентная импульсно-доплеровская трехкоординатная радиолокационная станция радиального обзора с пассивным каналом пеленгации. Обнаружение объектов осуществляется цифровой системой селекции передвигающихся целей. Аппаратура РТК также включает: цифровой информационно-вычислительный комплекс; систему активного запроса-ответа и передачи команд; систему муниципального опознавания; блоки командной полосы радиоуправления; средства цифровой связи с наземными, корабельными пт наведения и взаимодействующими самолетами; систему отображения данных на рабочих местах операторов; средства документирования данных. РНК «Шмель» потенциально может обнаруживать парящие объекты на расстоянии до 650 км, крылатые ракеты - до 200 км. Дальность обнаружения надводных целей ограничивалась только видимостью радиогоризонта. Количество сразу сопровождаемых целей - до 300. Тактический экипаж - операторы РТК - способен сразу управлять действиями 12 истребителей и предоставлять информацию для самостоятельного наведения еще 60 самолетам.
СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
А-50 совместно с Ту-126 стояли на вооружении 144-го отдельного авиаполка, дислоцировавшегося в Шяуляе (Литва). В октябре 1988 года часть была перебазирована на аэродром Печора (Березовка). Воздушные суда удачно решали задачки по назначению, участвовали в больших учениях Вооруженных сил СССР и стран-участниц Варшавского контракта. В конце 1994 года три самолета ДРЛО были переброшены на оперативный аэродром Приволжский. Осуществляя вместе с перехватчиками МиГ-31 и Су-27 воздушное патрулирование, А-50 сделали над районом боевых действий сплошное радиолокационное поле и тем не дозволили чеченским сепаратистам организовать «воздушный мост» с забугорными странами. Подобные задачки А-50 делали и во время противотеррористической операции зимой 1999-2000 годов.

В то время местом неизменной дислокации самолетов ДРЛО уже являлся аэродром Иваново (Северный), где они и базируются до сего времени. В текущее время воздушные суда входят в состав авиагруппы боевого внедрения авиационных комплексов ДРЛО 610-го Центра боевого внедрения и переучивания летного состава 4-го Муниципального центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны РФ. По неким данным, по состоянию на март 2014 года в состав данной авиагруппы входят 3 самолета А-50У и 15 А-50М. Наряду с модернизацией самолетов А-50М проходят работы по созданию нового авиакомплекса ДРЛО и УА-100 «Премьер», который по своим боевым способностям должен существенно затмить имеющиеся машины.
МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТА
А-50 - 1-ая серийная модификация.
А-50И - совместная российско-израильская модификация А-50 на базе самолета Ил-76ТД, созданная для ВВС КНР По различным причинам проект не был осуществлен, и не оборудованный самолет был передан Китаю, где его достроили своими силами под обозначением KJ-2000.
А-50ЭИ - модернизированный вариант с движками ПС-90А-76 и функциональной импульсно-доплеровской РЛС EL/W-2090 израильской компании «Элта» (Elta), сделанный для ВВС Индии.
А-50У - увеличена дальность полета, радиотехнический комплекс с цифровой обработкой сигналов.
Тактико-технические свойства А-50
Экипаж: 5 человек
Тактический экипаж: 10 человек
Длина: 48,27 м
Размах крыла: 50,5 м
Высота: 14,8 м
Наибольший поперечник фюзеляжа: 4,8 м
Площадь крыла: 300 м
Обычная взлётная масса: 190 000 кг
Объем горючего: 109 480 л
Движки: 4 х ТРДД «Д-30КП»
Тяга наибольшая: 4 х 12 000 кгс
Крейсерская скорость: 800 км/ч
Практическая дальность: 7500 км
длина разбега: 1540 м
длина пробега: 1050 м
Длительность полёта:
Наибольшая без дозаправки: 9,3 ч.
Патрулирование на удалении 1000 км:
Без дозаправки: 4 ч.
С 1 дозаправкой: 7 ч.
Практический потолок: 12 000 м
Нагрузка на крыло: 633 кг/м
Тяговооружённость: 0,34 кгс/кг
Источник: dogswar.ru