
Противоспутниковый авиационный комплекс МиГ-31Д «Контакт» был разработан концерном «Алмаз» для поражения низкоорбитальных спутников. Главный конструктор комплекса - А. А. Леманский. Судя по всему, разработка комплекса была начата по решению Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР от 6 января 1983 года. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке комплекса вышло 27 ноября 1984 года.
Наземные средства обнаружения целей и наведения авиационного комплекса располагались на площадке № 74 полигона Сары-Шаган. В согласовании с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 ноября 1983 года № 1124-361сс, начиная с 1984 года, в интересах сотворения противоспутниковой системы работал также опытнейший эталон комплекса системы противоракетной обороны «Азов» на полигоне Сары-Шаган.
В состав противоспутниковой системы входили радиолокационно-оптический комплекс определения галлактических объектов 45Ж6 «Крона», система передачи команд 46И6, противоспутниковый авиационный комплекс 30П6 «Контакт» в составе самолета-носителя МиГ-31Д и ракеты 79М6 «Контакт» с кинетическим перехватчиком спутников. Самолет-носитель МиГ-31Д (изделие 07) был сотворен на базе перехватчика МиГ-31. Техническое предложение по созданию самолета-носителя было создано по решению Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР от 6 января 1983 года. Эскизный проект МиГ-31Д был разработан и защищен у Заказчика в 1985 году. В том же году была готова и передана на Горьковский авиазавод техно документация для постройки первых самолетов данного типа.
Постройка первой опытнейшей машины (бортовой №071) закончилась к концу 1986 года, и 17 января 1987 года экипаж в составе летчика-испытателя ОКБ им. А. И. Микояна Авиарда Фастовца и штурмана-испытателя Леонида Попова поднял ее в 1-ый полет. Макеты МиГ-31Д не имели бортовой радиолокационной станции - заместо нее устанавливался массовый эквивалент массой 200 кг. Радиопрозрачный носовой обтекатель был заменен на цельнометаллический, установлен центральный выдвижной пилон для противоспутниковой ракеты. В 1987 году закончилась постройка 2-ой машины и начались ее летные тесты. К началу 1990-х годов шаг летно-конструкторских испытаний МиГ-31Д был закончен, и обе машины были перебазированы для прохождения последующих испытаний на полигон Сары-Шаган.
Ракета 79М6 «Контакт» была разработана в КБ «Факел». Это была трехступенчатая ракета. На первых 2-ух ступенях были установлены твердотопливные ракетные движки разработки ОКБ-16 (Казанское КБ двигателестроения), на третьей - жидкостный ракетный движок. Длина ракеты - около 10 метров, поперечник - 74 сантиметра, масса - 4550 кг, масса перехватчика - 20 кг. Запуск ракеты предполагалось производить с высоты 15-18 км. Она могла поражать цели в спектре орбит от 120 до 600 км.
По имеющимся сведениям, до летных испытаний ракеты в составе комплекса дело не дошло. Сначала 1990-х годов все работы по созданию комплекса «Контакт» были свернуты. Хотя исследования велись прямо до 1995 года. В конце 1990-х годов рассматривался вопрос сотворения на базе ракеты «Контакт» ракеты-носителя «Ишим» воздушного базирования. Носитель планировали сделать совместной российско-казахстанской разработкой. Но он так и остался на бумаге. Начиная с 2009 года в Рф идут дискуссии о возобновлении работ по созданию противоспутниковой системы «Контакт». Судя по косвенным признакам, такие работы проходят, но подробности о них неопознаны.
создатели статьи: А.Б. Железняков
первоисточник: «100 наилучших ракет СССР и России»
Источник: dogswar.ru