ArtGuns » Военная авиация » Высотный разведчик Як-25РВ (СССР)

Высотный разведчик Як-25РВ (СССР)

24 август 2025, Воскресенье
6
0
Глубочайшей модификацией Як-25 стал далекий высотный одноместный лазутчик Як-25РВ (время от времени встречается обозначение Як-РВ), проектирование которого велось в 1957-1958 гг. Для полётов на большой высоте самолёт оснастили новым крылом увеличенной до 55 м площади, нагрузка на которое оказалась даже меньше, чем у истребителя Як-3, и составила 175-178 кг/м. Размах прямого крыла с удлинением около 10 достигнул 23.5 м (у Як-25 - 10,964 м), Прирастили и тяговооруженность самолёта оковём установки высотных движков Р-11В-300 со статической тягой на наивысшем режиме по 3900-4000 кгс (на номинальном режиме - по 3250 кгс). Вооружения «РВ» не имел.

Фабричные тесты опытнейшего Як-25РВ проводились на аэродроме ЛИИ с 1 марта по 29 мая 1959 г. ведущим лётчиком-испытателем В.П.Смирновым и лётчиком-испытателем ЛИИ А.А.Щербаковым. Ведущим инженером по самолёту был В.А.Забора. Масса пустого самолёта составляла 6175 кг, взлетная - 9800 кг. Опытнейший лазутчик имел хорошие ЛТХ; на нём удалось достигнуть высоты 21000 м и наибольшей скорости М=0,82. По отзыву Смирнова, набор высоты до 18500-19500 м затруднений не вызывал, а вот предстоящий набор добивался особенного внимания. Установившегося горизонтального полета на высотах более 19600-20100 м достигнуть не удалось из-за самовыключения движков. Полеты выполнялись в высотном скафандре СИ-3М, который получил ряд замечаний пилотов. Як-25РВ имел соответствующую особенность; понижение с огромных высот происходило достаточно медлительно. В одном из полётов Смирнов длительно не мог снизиться, и только после выпуска шасси начался неспешный спуск. С похожей ситуацией сталкивался и Щербаков, предложивший создателям установить какие-либо средства, уменьшающие аэродинамическое качество машины.

После окончания промышленных испытаний опытнейший Як-25РВ подготовили для установления глобальных рекордов высоты полета. 13 июля 1959 г. Смирнов поднял самолёт с грузом в 1 т на 20456 м, а 29 июля с грузом 2 т ему удалось достигнуть 20174 м. В документах ФАИ рекордный самолёт обозначался как "РВ". ВВС не были на сто процентов удовлетворены тактико-техническими чертами Як-25РВ, но огромные потолок и длительность полета принудили военных при отсутствии выбора согласиться на его серийный выпуск. После некоторых доработок и проведения госиспытаний самолёт запустили в создание на заводе №299 в Улан-Удэ («изд. 25РВ»).

в конце 60-х гг. маленькое количество Як-25РВ оснастили 2-мя подкрыльевыми пилонами для подвески унифицированных фильтрогондол типа РР8311-100. Новенькая модификация Як-25РР предназначалась для регистрации радиоактивного инфецирования. С 9 по 26 октября 1971 г. проходили особые наземные и летные тесты Як-25РР N925991201, снаряженного заместо штатных фильтрогондол контейнерами с аппаратурой ИРИС («Волна-С»), которая предназначалась для обнаружения и регистрации электрических импульсов от разных излучателей. Машина получила обозначение Як-25РРВ. Пульт управления аппаратурой ИРИС находился в кабине. Самолёт снабдили системой наддува и подогрева контейнеров методом отбора жаркого позлуха от компрессоров движков. Малозначительные конфигурации задели и другого оборудования. Тесты проявили, что подвеска новых контейнеров и наружные элементы системы их подогрева фактически не воздействовали на свойства лазутчика.

В августе 1971 г. ОКБ Яковлева начало разрабатывать на базе Як-25РВ проект перехватчика аэростатов Як-25ПА. Самолёт был должен иметь увеличенное по площади крыло (до 58 м'), нести вооружение и владеть способностью уничтожать аэростаты на высотах до 19400 м. Но движок Р-11В-300 имел недостаточную для этой цели тягу, и потому проект воплотить не удалось. В общей трудности в 1961-1965 гг. на заводе №99 выпустили 155 Як-25РВ разных модификаций, из них 74 - в пилотируемом варианте и 81 - в беспилотном (ЯК-25РВ-II). 11 августа 1965 г. на переоборудованном серийном «РВ« летчик-испытатель М.Л.Попович установила мировой рекорд скорости полета по замкнутому маршруту в 2000 км - 753,048 км/ч. 18 сентября 1967 г. она же пролетела по замкнутому маршруту 2497,009 км. что было записанно в качестве официального мирового рекорда дальности полета.

Около 15 лет самолёты Як-25РВ эксплуатировались ВВС до поступления в полки высокоскоростных высотных разведчиков МиГ-25Р/РБ. По сообшениям западных источников, высотные Яки не были увидены над странами Западной Европы, но их полёты фиксировались над Китаем, Индией и Пакистаном. В НАТО самолёт Як-25РВ получил кодовое обозначение Mandrake. После снятия с эксплуатации часть «РВ» была переоборудована в мишени. Эскадрильи либо звенья таких машин и серийных РВ-I и РВ-II базировались при частях ВВС и ПВО, в Мукачево, Савостлейке, Белоснежной.

Тактико-технические свойства Як-25РВ Размах крыла, м   23.40 Длина самолета,м   15.93 Высота самолета,м   4.30 Площадь крыла,м2   55.00 Масса, кг - пустого самолета   6175 - обычная взлетная   9800 Тип двигателя   2 ТРД Р-11В-300 Тяга, кгс   2 х 3900 Наибольшая скорость, км/ч - у земли   500 - на высоте   870 (M=0.82) Практическая дальность, км   3500 Практический потолок, м   20500 Экипаж, чел   1

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!