
Индустрия предлагала военным сделать спарку на базе Су-17 еще в 1971 году, но заказчика тогда это не заинтриговало, так как для подготовки пилотов полностью хватало имевшихся Су-7У/Разум. Ситуация поменялась два года спустя. Проектирование спарки, сначало обозначавшейся как Су-19У (С-52У), а потом как Су-17У, велось в ОКБ наряду с Су-17М3, при всем этом предполагалось очень унифицировать их узлы и агрегаты. Основным различием обеих машин стала сборка носовой части фюзеляжа с кабиной пилотов, которую для улучшения обзора очень отклонили вниз. Не считая этого, по просьбе ВВС установили унифицированное катапультируемое кресло К-36, что касается состава оборудования, то он остался предыдущим.
В 1974 году новенькая спарка получила обозначение Су-17Разум. Как и до этого, бывалые экземпляры машины строились в Комсомольске-на-Амуре. 1-ый из них доставили в Москву, и 15 августа 1975 года летчик-испытатель В. А. Кречетов опробовал Су-17Разум в полете. Для ускорения фабричные тесты машины скооперировали с муниципальными, и к маю 1977 года на сто процентов окончили намеченную программку. Одним из существенных изъянов самолета был недостающий припас путной стойкости на огромных углах атаки, зачем прирастили высоту киля за счет новейшей его законцовки. Параллельно выстроили и экспортный вариант машины Су-22У (С-52УК), при всем этом движок АЛ-21Ф-3 поменяли на Р-29БС-300. 1-ый ее полет состоялся ноябре 1976 года в Комсомольске-на-Амуре, а фабричные тесты начались 22 декабря в Москве (ведущий летчик - Е.С. Соловьев).
Массовое создание и Су-17Мозг началось в 1976 году и производилось наряду с Су-17М3. 1-ые Су-17Разум передали заказчику летом 1976 года. Экспортные Су-22У поставлялись во все страны (кроме Египта), где к этому времени на вооружении состояли Су-20 и Су-22. В 1977 году для унификации бортового радиоэлектронного оборудования спарки и Су-17М3, разработали учебно-боевой Су-17Мозг3 (С-52Мозг3). Опытную машину Ю.А. Егоров облетал 21 сентября 1978 года и 1981 году завершились ее муниципальные совместные тесты.
В 1978 года Су-17Мозг3 сменил Су-17Разум на стапелях серийного завода. Соответственно ему в 1981 году был сотворен и экспортный вариант Су-22Разум3 (С-52Мозг3К). Тесты машины завершились в 1983 году, тогда и же началось ее массовое создание с движком Р-29БС-300. Но оно длилось недолго, так как в будущем году гриф секретности с АЛ-21Ф-3 сняли, и экспортный Су-22Мозг3К уже фактически ничем не отличался от Су-17Разум3. Массовое создание Су-17М3 производилось с 1976-го по 1981 год, Су-22М - с 1978 по 1984 год, а Су-22М3 - с 1982-го по 1983 год. В общей трудности было выпущено около 1000 самолетов семейства Су-17М3. Не считая отмеченных выше модификаций известны постановщик помех Су-17М3П и лазутчик Су-17М3Р.
Технические свойства Су-17Мозг
Размах крыла, м
при мин. стреловидности 13.68
при макс. стреловидности 10.025
Длина самолета, м 19.02
Высота самолета, м 5.13
Масса, кг
- пустого 11550
- наибольшая взлетная 19630
- горючее (внутреннее) 4020
- горючее (ПТБ) 2875
Двигатели 1 ТРДФ АЛ-7Ф-3
Тяга, кгс
- максимальная 1 х 7800
- на форсаже 1 х 11200
Наибольшая скорость, км/ч
- у земли 1350
- на высоте 2230 (М=2.1)
Практическая дальность, км
- без ПТБ 1500
- с ПТБ 2500
Практический потолок, м 14000
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 30-мм пушки НР-30 (боекомплект - 80 снарядов )
Боевая нагрузка - 2400 кг на 8 узлах подвески
УР воздух-воздух Р-60, УР воздух-земля Х-25Л
свободнопадающие бомбы до 500 кг, УАБ КАБ-500Кр
ПУ НАР УБ-32-57, УБ-16-57Мозг, Б-8М-1, АПУ-68У, С-25
Источник: dogswar.ru