ArtGuns » Военная авиация » Истребитель-бомбардировщик Су-17М, Су-17М2, Су-17М3 (СССР)

Истребитель-бомбардировщик Су-17М, Су-17М2, Су-17М3 (СССР)

29 июль 2025, Вторник
6
0
Первой глубочайшей модификацией освеженного истребителя-бомбардировщика стал Су-17М (С-32М) с движком АЛ-21Ф3. Выгода от его использования на самолете заключалась не только лишь в большей тяге и наименьшем удельном расходе горючего, да и наименьших весе и габаритах, что позволило значительно прирастить боевую нагрузку (на 1500 кг), припас горючего (более чем на 1000 л.) и, как следствие, вдвое дальность полета. Малозначительные конфигурации перетерпело бортовое оборудование и вооружение, но количество узлов его подвески возросло до восьми, включая четыре узла под фюзеляжем. Правда, в 1973-74 годах на Су-17МКГ испытали ракеты Х-25 и Х-29Л с лазерными системами наведения, противорадиолокационную Х-28, но они вошли в состав вооружения Су-17М2. Самолет приспособили для разведывательных полетов, оснастив его аэрофотоаппаратом АФА-39 в фюзеляже (устанавливали до 66-й серии) и навесным контейнером с аппаратурой радиоразведки. 1-ый полет Су-17М, пилотируемого Е.С. Соловьевым, состоялся 28 декабря 1971 года. Как фабричные, так и совместные муниципальные тесты машины проходили достаточно гладко, если не считать 2-ух инцидентов, произошедших летом 1972 года. 1-ый из них имел место 27 июня, когда летчик ОКБ А.Н. Исаков в районе аэродрома, в согласовании с заданием, выключил движок и попробовал его запустить вновь. Но этого не вышло, и Александр Николаевич посадил машину, лишенную тяги, на собственный аэродром. В последующем месяце в Ахтубинске утратили 1-ый Су-17М. С того времени прошло выше 40 лет, и в памяти почти все стерлось. Запомнилось только, что вышло это в конце рабочего денька. Самолет входил на посадку со стороны Грошево, когда нарушилось управлением им, и летчик-испытатель Э.М. Колков, потом начальник 3-го управления НИИ ВВС, обязан был катапультироваться. Как установила комиссия, предпосылкой трагедии стала поломка кронштейна крепления пружины механизма триммерного эффекта. Единственной модификацией Су-17М стал его экспортный вариант Су-20 (изделие С-32МК) с облегченным радиоэлектронным оборудованием и сокращенной номенклатурой вооружения. Сначало на экспортном варианте самолета желали поставить крыло от Су-7БКЛ - видимо, кто-то углядел в крыле изменяемой стреловидности муниципальную тайну. Даже выстроили и в 1973 году испытали опытную машину, но разум восторжествовал. Правда, ракеты Х-23 из арсенала исключили, зато ввели ракеты Р-3С, а СППУ-22 поменяли артиллерийскими контейнерами УПК-23-250. Поработали «цензоры» и над составом оборудования. 1-ый полет на Су-20 выполнил летчик-испытатель А.Н. Исаков 15 декабря 1972 года. С 1972-го по 1976 год выстроено 253 Су-17М, включая 140 Су-20, поставлявшиеся в Сирию, Египет, Ирак и Польшу, естественно в разной комплектации. Начиная с 1972 года, Су-17М довооружили самонаводящимися ракетами Р-60. На левом внутреннем крыльевом пилоне время от времени подвешивали контейнер с аппаратурой постановки активных помех СПС, защищавший в фронтальной полусфере два самолета. Су-17М2 На втором шаге модернизации истребителя-бомбардировщика сделали Су-17М2, при этом в 2-ух вариантах -с движками АЛ-21Ф-3 и Р29БС-300. На первом из них, с движком АЛ-21Ф-3, значительно обновили прицельное и навигационное оборудование. Заместо прицела АСП-ПФ-7 поставили АСП-17, сопряженный с лазерным дальномером «Фон», размещенном в центральном теле воздухопоглотителя, а ПБК-2 поменяли на ПБК-3-17с. Появились на борту комплекс навигации КН-23, заменивший курсовую систему КСИ-7, РСБН-5, и допплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-7 в контейнере под новейшей частью фюзеляжа. Систему автоматического управления САУ-22-1 поменяли модернизированной САУ-22М. Для размещения нового оборудования на 200 мм удлинили новейшую часть фюзеляжа. В состав вооружения истребителя-бомбардировщика в первый раз ввели высокоточные ракеты Х-25 и Х-29Л с лазерными ГСН и станцией наведения «Прожектор». Авиационно-ракетный комплекс с ними получил обозначение Су-17КГ. Самолет выстроили в Комсомольске-на-Амуре летом 1973 года, и 20 декабря С.В. Ильюшин выполнил на нем 1-ый полет. Его муниципальные совместные тесты с ракетами Х-25 завершились в ноябре 1974 года, а с Х-29 - в июне 1975 года. Кроме этого в состав вооружения самолета ввели противорадиолокационную ракету Х-28 со станцией наведения «Метель», которая, как и «Прожектор», размещалась в навесном контейнере. В 1974 году один из Су-17М2 переоборудовали под ракету Х-27ПС со станцией «Метель», вошедшую в состав вооружения Су-17М3. В качестве оборонительного орудия использовались пушки и новые ракеты малой дальности Р-60. На вооружение в СССР Су-17М2 приняли сначала 1976 года. 2-ой вариант самолета с движком Р29БС-300, получивший обозначение Су-17М2Д, летчик А.Н. Исаков облетал 31 января 1975 года. Справедливости ради следует сказать, что движок Р29БС-300, по сопоставлению с АЛ-21Ф, все таки развивал огромную тягу, в особенности на огромных скоростях полета. Был легче и имел наименьшую длину. По эксплуатационным чертам Р29БС-300 отличался, а именно, наилучшей боевой живучестью, что важно для фронтового истребителя. Но мидель его и удельный расход горючего был выше, из-за чего Су-17М2Д показал худшие свойства. Правда, скоро движок А. Люльки видоизменили в вариант АЛ-21Ф-3, но он по главным показателям как и раньше уступал Р29БС-300. Так как к тому времени Р29БС-300 получил обширное распространение (употреблялся на самолете МиГ-23), то ими стали комплектовать и экспортный вариант машины - Су-22. Естественно, из арсенала Су-22 исключили ракеты Х-25, Х-28, Х-29Л и Р-60. Заместо них в состав вооружения ввели Х-23 с радиокомандным наведением и Р-3С. Старенькой осталась и связная радиостанция РСИУ-5. 1-ый полет Су-22 состоялся в сентябре 1975-го, и через два года их начали поставлять в Анголу, Ирак, Йемен, Ливию и Перу. Всего по 1980 год выпущено 268 Су-17М2, из них 92 - Су-22. Су-17М3 Предстоящим развитием самолета стал Су-17М3 (С-52). Его разработка началась в согласовании с постановлением правительства от 11 ноября 1974 года. Снаружи он приметно отличался от предшественников, и непосвященный мог принять его за совсем новейшую машину. Сначала кидалась в глаза носовая часть фюзеляжа, верхняя обечайка воздухопоглотителя которого была наклонена вниз на 15 градусов. За кабиной пилота расположили большой затратной топливный бак по типу МиГ-21ПФ. Не считая этого, прирастили высоту и площадь киля. На самолете предусмотрели установку модернизированного прицельно-пилотажного оборудования, включая лазерную станцию «Клен-ПС», созданную для определения дальности и подсвета цели и нового вооружения и заменившую лазерный дальномер «Фон». Прицелы АСП-17 и ПБК-3-17с поменяли доделанным АСП-17Б. Прирастили до 10 количество узлов подвески вооружения. Два доп узла предназначались для подвески ракет Р-60. Кроме этого, в арсенале машины появилась противорадиолокационная ракета Х-27ПС с контейнером наведения «Вьюга», а на фюзеляже появились кассеты с термическими ловушками. Опытнейший самолет, как и до этого, строился на серийном заводе. Его облетал в Комсомольске-на-Амуре 30 июня 1976 года фабричный летчик-испытатель С.В. Пырков. Потом машину выслали в ОКБ в Москву. 1-ый полет на Су-17М3 по программке промышленных испытаний 17 августа 1976 года выполнил летчик-испытатель ОКБ В. А. Кречетов, а в сентябре начались муниципальные совместные тесты самолета. В июне 1977-го было получено предварительное заключение о способности эксплуатации Су-17М3 в строевых частях, хотя стопроцентно программку испытаний окончили в декабре будущего года. Главные трудности были связаны с доводкой прицела АСП-17Б, в остальном самолет вполне соответствовал заданию, и постановлением правительства от 31 июля 1981 года был принят на вооружение. Экспортный вариант самолета Су-22М (С-52К) комплектовался движком Р29БС-300 и облегченным комплектом оборудования, подходящим Су-17М2. Из управляемого орудия в его арсенал входили ракеты Х-13 и Х-28, а заместо Р-60 ввели Р-13М. Опытнейший экземпляр экспортного варианта выстроили и облетали в Комсомольске-на-Амуре в феврале 1977 года, и потом выслали в Москву. Муниципальные совместные тесты машины проходили с сентября 1977-го по февраль 1979 года. В 1982 году испытали улучшенный вариант Су-22М3 (изделие С-52МК) с оборудованием от Су-17М3. С 1976 по 1981 год индустрия выпустила 488 самолетов этого типа.

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!