
Прямым развитием Т-43 стал учебно-тренировочный У-43 с движком АЛ-7Ф1-100У, позднее получивший обозначение Су-9У. Самолет создавался в согласовании с постановлением правительства №316-146 от 18 марта 1959 года и предназначался для переучивания летчиков строевых частей. В 1959 году документацию на машину передали Столичному авиазаводу №30, где в спарку перераблотали одну из серийных машин (изделие 11) такого же предприятия. В отличие от боевого самолета, фюзеляж Су-9У удлинили на 600 мм (вкупе с носовой опорой шасси).
На самолете сохранили РЛС ЦД-ЗОТ (РП-9У) и аппаратуру «Лазурь», но с двойной индикацией (у инструктора и обучаемого), а под крылом два пусковых устройства АПУ-20 для ракет К-5МС. На опытнейшем У-43 объем топливных баков не превосходил 3420 л., потому что отсеки крыльевых баков объемом 360 л. заняла контрольно-записывающая аппаратура. Особенностью спарки стала возможность инструктора отключать управление закрылками, уборкой и выпуском шасси, тормозными щитками, автоматикой управления воздухозаборным устройством, аварийным сбросом ракет и их запуском, также рядом других систем из кабины курсанта.
1-ый полет на У-43 выполнил летчик Е.К. Кукушев 25 января 1961 года, а спустя месяц решили о его запуске в массовое создание. Опытнейший самолет предъявили на муниципальные тесты в июле 1961 года, но в связи с трагедией мотора и повреждением хвостовой части фюзеляжа машины при перегоне летчиком ОКБ-51 во Владимировку, их начали 1 сентября. Ведущими по машине были инженер Б.М. Коршунов (его ассистент по летным чертам - Е.Н. Бубнов), летчики В.М. Андреев и И.И. Лесников.
Тесты, окончившиеся в декабре такого же года, проявили, что потолки и разгонные свойства учебной машины с 2-мя ракетами К-5М фактически не отличаются от боевого Су-9 с 4-мя УРами. На высоте 12 800 метров и форсажном режиме работы мотора самолет достигал установленного ограничения скорости 2230 км/ч (М=2,1). Статический потолок с парой К-5МС и навесноыми баками (полетный вес 9700 кг) был 17 500 метров, а дальность с аналогичным снаряжением на высоте 11 км - 1370 км. Проведенные 83 испытательных полета дозволили прийти к выводу о способности учить и тренировать летный состав по перехвату воздушных целей, летевших со скоростью 800-1600 км/ч на высотах до 20 км деньком и ночкой, в обычных и сложных метеоусловиях. При всем этом предел перехвата по горючему был в границах 105-130 км.
Спарку Су-9 приняли на вооружение, но, невзирая на массовое создание, их в частях чертовски не хватало (выстроено только 50 машин), и ее часто подменял двухместный Су-7. В 1962 году контрольные тесты Су-9У с модифицированной фронтальной частью фонаря кабины пилота. В 1963 году начались совместные тесты 3-х Су-9, оборудованных заводом для испытаний с грунтовых ВПП. Выполнено 112 полетов. В том же году был изготовлен вывод о способности эксплуатации Су-9 с колесным шасси с грунтовых аэродромов с прочностью грунта 9-10 кг/см2. Но летом 1964 года после окончания испытаний в акте НИИ ВВС было записано, что летать на Су-9 с грунта нельзя. В то же время в войсках истребительной авиации ПВО на Су-9 изготовлено около 4000 полетов с грунтовых аэродромов. С 1959 года к выпуску самолета подключили Столичный авиазавод ^ 30. Всего с 1957-го по 1962 год два предприятия сделали 1066 самолетов семейства Т-3.
Технические свойства Су-9У
Размах крыльев, м 8.54
Длина фюзеляжа с ПВД, м 18.06
Высота, м 4.82
Площадь крыла, кв.м 34.00
Масса, кг
- пустого 7650
- обычная взлетная 11400
- наибольшая взлетная 12500
Тип двигателя 1 ТРДФ АЛ-7Ф-1-100У
Тяга, кгс
- на максимале 1 х 6800
- на форсаже 1 х 9600
Наибольшая скорость, км/ч
- на высоте 2230
- у земли 1150
Практическая дальность, км
- без ПТБ 1260
- с ПТБ 1710
Наибольшая скороподъемность, м/мин 12000
Практический потолок 20000
Экипаж, чел 2
Вооружение:
Боевая нагрузка на 2 узлах подвески:
- 2 УР воздух-воздух РС-2УС (К-5МС)
- 2 ПТБ
Источник: dogswar.ru