ArtGuns » Военная авиация » Многоцелевой истребитель МиГ-31БМ (СССР)

Многоцелевой истребитель МиГ-31БМ (СССР)

06 август 2025, Среда
5
0
В 1997 г. начались работы по созданию на базе МиГ-31Б многоцелевого истребителя МиГ-31БМ. Машину решили оснастить системой управления вооружением, модернизированной с внедрением технического задела, приобретенного в процессе работ по СУВ «Заслон-М». Входившая в её состав РЛС должна была получить новые приемник и сигнальный микропроцессор. Дальность обнаружения воздушной цели класса «истребитель» составляла 320 км. а дальность поражения — до 280 км. Радар позволял аккомпанировать до полутора 10-ка воздушных целей и сразу обстреливать до 6, также обеспечивал возможность обнаружения наземных и морских целей, в том числе малоразмерных.

Для самолёта МиГ-31БМ компания «Русская авионика» модернизировала кабины экипажа. Ранее у лётчика отсутствовала информация о тактической обстановке, и чтоб убрать этот недочет, в его кабине с правой стороны приборной доски установили жидкокристаллический функциональный индикатор 6x8 дюймов. Более значимым изменениям подверглась кабина штурмана-оператора, в какой в ряд расположили 3 таких индикатора. На них могла выводиться самая различная информация (тактическая, навигационная, радиолокационная, «картинки» с телевизионных и тепловизионных сенсоров управляемых средств поражения и т.п.). Самолёт получал также новый индикатор на лобовом стекле, функциональные пульты управления, мультиплексную цифровую систему обмена данными (соответствовала южноамериканскому эталону MIL-STD-1553B), новые средства РЭБ и др. современное оборудование.

Машина могла нести широкую номенклатуру вооружения, которая была близка к МиГ-31Ф. В т.ч. в неё входили ракеты Р-37, Р-77, Х-31, Х-58, корректируемые бомбы КАБ-1500 и КАБ-500. Общая масса боевой нагрузки составила 8 т. Боевая продуктивность МиГ-31БМ при действиях по воздушным целям возростала по сопоставлению с МиГ-31 в 2,6 раза. Предполагалось обеспечить перехват летательных аппаратов (в т.ч. трансатмосферных), развивавших скорость до 6М. Тесты должны были проводиться на 2-ух доделанных строевых МиГ-31Б (борта «58» и «60»), переданных в ОКБ. Работы по переделке первого из них окончили в 1998 г., а 12 января 1999 г его показали на публике во время показа самолета «1.44». В том же году эту машину представили и на авиасалоне МАКС-99. Предполагалось, что в МиГ-31БМ будут доработаны все русские МиГ-31. Но отсутствие подабающего финансирования и маленький энтузиазм военных к этой программке привели к тому, что не состоялись даже полномасштабные тесты МиГ-31БМ.

Сначала нового столетия, когда экономическое положение Рф стало лучше и оборонный бюджет возрос, появилась надежда модернизировать главные типы строевых самолетов, в том числе МиГ-31. Управление РСК «МиГ» предложило возвратиться к идее модернизации этого перехватчика, используя технологии, переработанные на некоторых экспортных истребителях (Су-30МК, МиГ-29К/КУБ, МиГ-29СМТ). При всем этом создатели самолёта согласились с воззрением военных о нецелесообразности перевоплощения перехватчика во функциональный истребитель. Потому главная мысль нового варианта «большой модернизации» заключалась в значимом улучшении черт самолёта по перехвату воздушных целей и его оснащении нынешним бортовым оборудованием. При всем этом сохранилось обозначение МиГ-31БМ.

В разработке нового варианта МиГ-31БМ и его испытаниях участвовало много компаний и институтов, в том числе ГЛИЦ им. В.П.Чкалова (в прошедшем ГНИКИ ВВС), завод «Сокол», КБ «Вымпел», НИИ приборостроения и др. Доработкам подвергли все те же перехватчики с бортовыми номерами «58» и «60». Отличительной чертой самолётов стала модернизированная СУВ «Заслон-АМ», включавшая улучшенную РЛС РП-31АМ, новый бортовик с новым математическим и программным обеспечением. Машины также оснастили системой сателлитной навигации. Дальность обнаружения воздушных целей возросла по сопоставлению с серийными вариациями МиГ-31 практически в 2 раза, стали лучше точностные свойства СУВ. Возросли способности перехватчика по поражению неприметных самолетов, крылатых ракет и гиперзвуковых летательных аппаратов. Малозаметность цели компенсировалась за счет большей дальности обнаружения бортового радиолокатора, также способностями нового ракетного вооружения, в состав которого, не считая штатных ракет Р-33 и Р-33С, вошли К-37М, К-77-1 и Р-73.

После доработок борт «60» прошел цикл испытаний в ГЛИЦ, которые проявили, что боевая продуктивность самолета при решении разных задач возросла в 1,5-4 раза. Освеженный МиГ-31БМ становился достойным противником истребителей 5-го поколения. В 2007 г. эту машину проявили на следующем МАКСе. В будущем году уже два строевых МиГ-31БМ, прошедшие доработки в Нижнем Новгороде, облетали пилоты 3958-й Гвардейской Керченской Краснознаменной авиабазы в Саваслейке, которые дали им положительную оценку. На этих машинах удалось в главном сохранить интерьер кабин серийного «тридцать первого», в кабине пилота установили дополнительно один маленькой цветной жидкокристаллический индикатор, кабина штурмана подверглась более суровой доработке. К весне 2009 г. число МиГ-31БМ в Саваслейке возросло в два раза.

В качестве многообещающих направлений предстоящего совершенствования МиГ-31 рассматривались варианты роста его дальности полета, внедрения РЛС с активной фазированной антенной решеткой, также реализации принципов бистатической радиолокации для обнаружения и атаки целей со сниженной РЛ-заметностью.

Тактико-технические свойства МиГ-31БМ Размах крыла, м   13.46 Длина, м   22.67 Высота, м   6.10 Площадь крыла, м2   61.60 Масса, кг - пустого самолета   21825 - обычная взлетная   42400 - наибольшая взлетная   48200 Тип двигателя   2 ДТРД Д30Ф-6М Тяга нефорсированная, кН   2 х 16500 Наибольшая скорость , км/ч - на большой высоте   3000 (М=2.83) - у земли   1500 Практическая дальность, км - с ПТБ   3300 - без ПТБ   2500 Практический потолок, м   20000 Экипаж   1 Вооружение:  одна 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23 (260 патронов) боевая нагрузка - 9000 кг до 6 УР большой дальности Р-33С либо Р-37, до 4 УР средней дальности Р-77 либо РВВ-АЕ, 2 УР Р-40ТД, 3 УР воздух-поверхность Х-59 и Х-29Т либо 2 Х-59М 6 ПКР X-31А До 6 противорадиолокационная УР Х-31П, Х-25МП либо Х-25МПУ до 6 корректируемых авиабомб КАБ-1500 либо до 8 КАБ-500 с телевизионным либо лазерным наведением

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!