ArtGuns » Военная авиация » Истребитель-бомбардировщик F/A-18E/F «Super Hornet» (США)

Истребитель-бомбардировщик F/A-18E/F «Super Hornet» (США)

23 май 2025, Пятница
1
0
Истребитель-бомбардировщик F/A-18E/F «Super Hornet» представляет собой совсем новый самолёт, а не просто увеличенный в размерах F/A-18C/D с усовершенствованными боевыми свойствами. Разработка F/A-18E/F «Super Hornet» началась после прекращения работ по сверхдорогому палубному ударному самолёту A-12 и отказа от глубочайшей модернизации штурмовиков A-6 и истребителей F-14. Долгое время 1-ый F/A-18A числился наилучшим многоцелевым истребителем в мире, способным идиентично отлично поражать наземные и надводные цели и вести воздушный бой на разных дистанциях. Но за прошедшие с того времени 20 лет появились новые истребители, которым истребитель 4-го поколения F/A-18 уже проигрывал по большинству характеристик.

Новенькая модель F/A-18E/F «Super Hornet» должна была уменьшить отставание самолёта от новейших истребителей, таких как Euro-Fighter Typhoon, Dassault Rafale, самолётов семейства Су-30 и даже от истребителей 5-го поколения Lockheed Martin F-22A Raptor и F-35 Lightning II. Проектирование многообещающего варианта истребителя-бомбардировшика F/A-18A/B Hornet началось на фирме «McDonnell Douglas» в 1986 году, а уже в конце 1987 года обусловилась концепция самолёта Hornet 2000. 1-ый шаг - Design 1 - предугадывал установку новых более массивных движков, результатом стал самолёт F/A-18C/D. Design II - повышение припаса горючего во внутренних баках. Design III - разработка на базе самолёта Hornet увеличенной в размерах модификации с движками F404.

Наименование «Super Hornet» появилось в 1987 году, самолёт предназначался для подмены F/A-18C/D в авиации ВМС и Корпуса морской нехоты США сначала XXI века. Планировалось, что самолёт дополнит в корабельных авиакрыльях американских авианосцев истребители ATF (замена F-I4) и штурмовики A-12 (замена A-6E Intruder). Позднее программки разработки самолётов ATF и A-12 свернули, а задачки, возлагаемые ранее на F-14 и A-6, стали рассматривать как типовые для самолёта F/A-18E/F «Super Hornet», тогда как для подмены истребителей-бомбардировщиков Hornet сейчас предназначался многоцелевой самолёт 5-го поколения JSF. Настолько кардинальный пересмотр парка самолётов палубного базирования стал вероятным с окончанием прохладной войны и сменой концепции боевого внедрения авианосцев - от океанской к прибрежной. Этой концепции как раз и соответствует F/A-18E/F «Super Hornet».

Одноместный вариант «Super Hornet» получил обозначение F/A-18E, двухместный - F/A-18F. Снаружи новый самолёт очень похож на «обычный» Hornet - эволюционный путь развития налицо. Но 1-ое воспоминание обманчиво - меж этими машинами есть большие отличия: в аэродинамике, конструкции планера, движках и БРЭО. К примеру, по планеру F/A-18A и F/A-18F, унифицированы всего на 10% - у Super Hornet он на 25% больше (утверждается, что при выборе размера планера F/A-18E/F южноамериканские конструкторы ориентировались на размеры самолёта Су-27), сечение центральной части планера близко к прямоугольному, заместо полукруглых применены воздухопоглотители совкового типа (как на Су-27), увеличена площадь корневых наплывов крыла, поверхностей управления, килей и стабилизаторов. На фронтальных кромках консолей крыла изготовлены «зубы». Емкость внутренних топливных баков в сопоставлении с F/A-18 увеличена на третья часть, а благодаря использованию новых материалов и технологий создателям удалось «удержать» массу машины в разумных границах.

В процессе эксплуатации и боевого внедрения самолётов Hornet выявились два более существенных недостатка: недостающая дальность полёта и ограниченная посадочная масса, не позволявшая делать посадку с неиспользованной боевой нагрузкой. На F/A-18E/F «Super Hornet» их удалось устранить за счет усиления конструкции планера, роста площади крыла и корневых наплывов крыла, также установки более массивных движков F414. В отличие от планера БРЭО почти во всем оставили предыдущим, использовав только более принципиальные выработки, приобретенные в рамках программ Hornet 2000 и YF-23, что позволило значительно понизить закупочную цена самолета, также облегчить переход производства на новейшую модель и переучивание на новейшую технику лётчиков. С другой стороны, на F/A-18E/F «Super Hornet» установлена электродистанционная система управления полетом без резервирования классической механической системой и значительно обновлено приборное оборудование кабины.

Самолёт F/A-18E/F «Super Hornet» обустроен стопроцентно цифровой системой удаленного управления, контролирующей работу элеронов, рулей направления, цельноповоротного горизонтального оперения, предкрылков и закрылков. Инерциальная навигационная система с 1999 г дополнена приемником сателлитной навигации. С 2001 г. истребитель оснащается электрической картой "Смитс/Харрис". Радиоэлектронный комплекс включает функциональную импульсно-доплеровскую БРЛС AN/APG-73 с наибольшей дальностью обнаружения воздушных целей класса "истребитель" порядка 80 км. Она способна аккомпанировать "на проходе" до 10 целей и сразу наводить на них четыре УР типа AMRAAM с активным радиолокационным самонаведением. Станция, снабженная щелевой антенной решеткой с механическим сканированием в горизонтальной плоскости и электрическим - в вертикальной, является предстоящим развитием БРЛС AN/APG-65. Усовершенствования включают расширенный частотный спектр, увеличенное быстродействие микропроцессора обработки сигналов и установку нового главного микропроцессора с увеличенным быстродействием и расширенной емкостью памяти.

На 2-ух подфюзеляжных узлах наружной подвески могут располагаться два контейнера оптико-электронной навигационно-прицельной системы ATFLIR (Advanced Targeting Forvard-Looking Infra Red), включающей тепловизионное оборудование и лазерный дальномер-целеуказатель (обеспечивающий возможность автономного внедрения КАБ типа "Пейвуэй"). Оборудование кабины экипажа F/A-18E/F по сопоставлению с F/A-18C/D существенно улучшено. В высшей части приборной доски размещен жидкокристаллический монохромный индикатор размером 3х5 дюймов (76х127 мм) с тактильным управлением. Под ним установлен цветной жидкокристаллический индикатор тактической обстановки (159х159 мм). По краям приборной доски сохранены два функциональных монохромных индикатора 5х5 мм, используемые на самолете F/A-18C/D. Имеется монохромный программируемый жидкокристаллический индикатор, созданный для контроля работы мотора и топливной системы. Комплекс РЭБ IDECM включает станцию предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-67(V)3, буксируемую неверную цель AN/ALE-50, служащую для увода в сторону вражеских ракет и в нерабочем положении размещаемую под фюзеляжем, также четыре блока разброса ИК ловушек и дипольных отражателей AN/ALE-47.

Вооружение истребителя F/A-18E/F «Super Hornet» располагается на 11 узлах наружной подвески. В состав УР класса "воздух-воздух" входят ракеты малой дальности AIM-9М "Sidewinder" (до 12 единиц), УР средней дальности AIM-7М (до восьми единиц) либо AIM-120 AMRAAM (до 12). Имеется интегрированная шестиствольная 20-мм пушка М61А1. Для поражения наземных (надводных) целей могут употребляться ракеты AGM-65 "Maverick" (6 единиц), AGM-88 HARM (6), AGM-84H SLAM (четыре) либо AGM-84A (четыре). Самолёт может нести планирующие авиабомбы AGM-154 JSOW (6), КАБ JDAM GBU-32 (калибр 900 кг, четыре единицы) либо GBU-32 (450 кг, 6 единиц), также КАБ с лазерным самонаведением типа "Пэйвуэй" II/III(11 единиц). После 2002 г самолёт должен получить новейшую оперативно-тактическую КР AGM-158 JASSM (две КР на подкрыльевых узлах). В перспективе на замену УР AIM-9M должны придти высокоманевренные ракеты близкого боя последнего поколения AIM-9X (по своим чертам не уступающие либо превосходящие русские ракеты Р-73), а пушку М61А1 планируется поменять улучшенным, более лёгким орудием. Неуправляемые средства поражения включают свободнопадающие авиабомбы, авиационные мины, напалмовые баки, бомбовые кассеты и т.п. общей массой 8050 кг. Всего самолет может нести 29 разных композиций вооружения.

На ранешних стадиях F/A-18E/F «Super Hornet» нередко критиковали, в особенности старались сторонники ударного самолёта огромного радиуса деяния, который предлагалось сделать на базе F-14. Из-за заморочек с новыми движками F414B начале программки Super Hornet ставился вопрос об оснащении новейшей машины движками F404, применяемыми на Hornet, либо разработанными для самолёта А-12 движками F412. По результатам аэродинамических продувок пришлось поменять форму корневых наплывов крыла и снова поменять наплывы по результатам летных испытаний макета. Конструкторы и аэродинамики смогли сохранить потяжелевшему F/A-18E/F «Super Hornet» маневренные свойства предшественника и получить наименьшую посадочную скорость. Посадочная масса «Super Hornet» больше, чем у предшественника, что позволяет ему делать посадку с неиспользованной боевой нагрузкой - летчики самолётов Hornet обязаны перед посадкой сбрасывать «лишние» дорогостоящие ракеты и корректируемые авиабомбы.

После окончания эксплуатационных испытаний, проводившихся на базе 9-й экспериментальной эскадрильи (VX-9), самолёты F/A-18E/F «Super Hornet» в конце 1999 года поступили на вооружение 122-й истребительной эскадрильи, занимавшейся подготовкой будущих летчиков-инструкторов. Первой строевой эскадрильей, «пересевшей» на F/A-18E/F, в конце 2000 года стала 115-я истребительная штурмовая эскадрилья, дислоцированная на авиабазе ВМС США Лемур, штат Калифорния. Наименее чем через два года состоялся боевой дебют новейшей машины, а 6 ноября 2002 года самолёты F/A-18E/F «Super Hornet» приняли роль в операции "Southern Watch" над южным Ираком, уничтожив два ЗРК в районе Эль-Кута и КП ПВО на авиабазе Таллил.

Тактико-технические свойства F/A-18E «Super Hornet» Экипаж, чел   1 Размах крыла, м - нормальный   11.62 - со сложенными крыльями   9.32 Длина, м   18.31 Высота, м   4.88 Площадь крыла, м2   46.45 Масса самолета, кг - пустого   13387 - наибольшая взлетная   29937 Горючее, кг -  во внутренних баках   6531 -  ПТБ   4436 (5х1816) Тип двигателя   2 ТРДДФ General Electric F414-GE-400 Тяга, кН   2 х 97.90 Наибольшая скорость на высоте км/ч   1915 (М=1.80) Практическая дальность с ПТБ, км   1280 Боевой радиус деяния деяния, км   760 Длительность патрулирования, ч   2.25 Практический потолок, м   15240 Вооружение:   одна 20-мм шестиствольная пушка М61А1 Вулкан с 570 патронами. Боевая нагрузка 8051 кг. располагается на 11 узлах подвески: 2 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder на концах крыльев, Вероятна подвеска: УР воздух-воздух AIM-7,AIM-120 AMRAAM УР воздух-поверхность AGM-65E Maverick, AGM-88 HARM, AGM-84H SLAM-ER, AGM-154 JSOW, AGM-62 Walleye ER/DL and Walleye-1. Обыденных бомб и бомб с лазерным наведением - 450-кг GBU-32 JDAM и 907 кг GBU-31 JDAM, УАБ GBU-12, GBU-24 и GBU-15, кластерных бомб CBU-72 and CBU-59, бомбы Mk.84, Mk.82LD, Mk.82HD, Mk.63, Mk.62, Mk.65, Mk.20 и Mk.83 , напалмовые бомб типа BLU, ядерные бомб В-57(В-61) 100/500 килотонн. ПУ НУР 70-мм типа LAU-58. Авиационные ловушки TALD

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!