ArtGuns » Военная авиация » Многоцелевой истребитель Су-30МК / Су-30МКИ (Россия)

Многоцелевой истребитель Су-30МК / Су-30МКИ (Россия)

22 апрель 2025, Вторник
1
0
Двухместный сверхзвуковой функциональный истребитель Су-30МК / Су-30МКИ, сделанный совместными усилиями ОКБ им. П.О.Сухого и Иркутского авиационного производственного объединения на базе истребителя Су-30М. Истребитель Су-30МКИ способен идиентично отлично действовать как по воздушным, включая стратегические крылатые ракеты, так и по наземным и надводным целям. Впечатляющий припас горючего и применение системы дозаправки в воздухе разрешают совершать многочасовые патрульные полеты и употреблять самолет в качестве далекого перехватчика.

К работам по созданию нового самолета ПВО и подготовке его серийного производства на Иркутском авиационном производственном объединении (ИАПО) были привлечены спецы завода и иркутского филиала ОКБ им. П.О.Сухого, руководимого В.В.Макрицким. В 1988 году началось переоборудование в «боевой» вариант 2-ух серийных «спарок» Су-27УБ, Воздушные суда получили систему дозаправки в воздухе, новейшую систему навигации, модернизированную систему удаленного управления (СДУ) и управления вооружением (СУВ), 31 декабря 1989 г. на фабричном аэродроме Иркутского авиационного завода поднялся в воздух 1-ый из 2-ух предсерийных самолетов Су-27ПУ (Т10ПУ-5). Скоро за ним последовали и 2-ая подобная машина - Т10ПУ-6.

По результатам летных испытаний модернизированных машин было принято правительственное решение о развертывании в ИАПО серийного производства двухместного истребителя. Чтоб выделить отличия нового самолета от одноместной машины Су-27, ему было присвоено новое обозначение - Су-30. Истребитель-перехватчик Су-30 способен совершать многочасовые (более 10 часов) патрульные полеты с многократной дозаправкой в воздухе; употребляться в качестве фаворита группы с сохранением способности самостоятельного роли в воздушном бою; управлять действиями самолетов в объединенных группах. Снаружи Су-30 отличался от учебно-боевого Су-27УБ наличием убираемой штанги топливоприемника по левому борту и смещенным на право обтекателем оптической головки оптиколокационной станции (по типу корабельного истребителя Су-27К; это несколько улучшило обзор вперед-вниз). Была несколько усилена конструкция центроплана и шасси, что позволило эксплуатировать истребитель с большей взлетной массой. Кабины летчиков оснастили персональными санустройствами, очень необходимыми при многочасовых полетах.

14 апреля 1992 г сделал собственный 1-ый полет серийный истребитель-перехватчик Су-30. Машину пилотировали летчики-испытатели ИАПО Г.Е. Буланов и В.Б.Максименков. Предполагалось, что воздушные суда Су-30 получат улучшенный вариант БРЛС Н001 «Меч», обеспечивающий возможность использования новых УР класса «воздух-воздух» средней дальности РВВ-АЕ, одновременный запуск 2-ух ракет по воздушным целям, также ограниченные способности при действии по наземным целям. Заднюю кабину истребителя предполагалось выполнить реконфигурируемой, что обеспечивало возможность установки в ней индикатора тактической обстановки и другого мотивированного оборудования, превращавшего Су-30 из «чистого» перехватчика в типичный боевой самолет управления, способный наводить на цели другие истребители Су-30 либо Су-27, действующие в группе.

Отсутствие нужного финансирования привело к практическому прекращению закупок новых самолетов МО Рф. В этих критериях ОКБ им. П.О.Сухого вместе с ИАПО приступило к созданию экспортного варианта самолета, Су-30К (К-«коммерческий»), получившего расширенные способности при действиях по наземным целям. Предстоящим развитием этого направления стал самолет Су-30М (экспортный вариант Су-30МК) с улучшенной БРЛС и существенно расширенной номенклатурой вооружения. Работы по созданию Су-30М (Су-30МК) начались в 1991 г., а макет этого самолета сделал 1-ый полет 14 апреля 1992 г. Снаружи он фактически не отличался от Су-30. В задней кабине заместо стандартного индикатора прямой видимости, размещенного справа от летчика, в верхней центральной части приборной доски установили телевизионный монохромный индикатор увеличенного формата, на который может выводится видеоинформация от телевизионных головок самонаведения управляемого орудия.

Сначало истребитель заполучил способность подавлять ПВО противника с помощью противорадиолокационных ракет с пассивной системой самонаведения (применяемый для этих целей в российских ВВС «охотник за радарами» МиГ-25БМ был выпущен сначала 80-х годов в ограниченном количестве и к началу 90-х далековато не полностью удовлетворял требованиям ВВС). На центральном подфюзеляжном узле подвески модернизированный Су-30 мог нести контейнер с системой целеуказания для противорадиолокационных ракет СПО-32 «Пастэль», в состав БРЭО была включена, также, система постановки активных радиолокационных помех СПС-161. В комплекс вооружения самолета были введены противорадиолокационные ракеты Х-58 и Х-31П.

Для поражения малоразмерных наземных и морских целей самолет Су-30МК получил ракеты с телевизионной системой самонаведения Х-29Т и корректируемые бомбы КАБ-500, зачем потребовалось включение в состав СУВ телевизионного капала с автономным вычислителем. Для использования УР Х-29Л либо Х-25МЛ с лазерным полуактивным наведением мог употребляться лазерный канал системы ОЛС-27 (на начальном Су-27 он применяется только для измерения дальности до цепи). В комплекс вооружения самолета ввели тактическую крылатую ракету Х-59М (наибольшая дальность - до 115 км) с телевизионной командной системой наведения (самолет был должен нести на под крыльевых узлах две ракеты этого типа, а под фюзеляжем располагался контейнер с аппаратурой управления), В предстоящем состав вооружения многоцелевого истребителя еще более расширили.

Су-30МК энергично продвигался на мировой авиационный рынок, став с 1993 года одним из неизменных участников интернациональных авиационных салонов. Высочайшие боевые способности самолета, также действенная рекламная стратегия сделали свое дело, 24 июля 1994 г. в Россию прибыла индийская делегация, возглавляемая главнокомандующим ВВС, маршалом авиации Каулом. В процессе переговоров с русской стороной дискуссировались вопросы закупок самолетов Су-30, также программка модернизации истребителей МиГ-21, 28 июля индийская делегация посетила ЛИИ им. М.М.Громова, где ей был продемонстрирован самолет Су-30, Индийские спецы пришли к выводу, что самолет Су-30МК, имеющий систему дозаправки в полете, удовлетворяет требования ВВС по боевому радиусу деяния и имеет наименьшую цена, чем западные воздушные суда аналогичного класса. 30 ноября 1996 г. был подписан российско-индийский договор, в соответствие с которым ВВС Индии закупали 40 самолетов Су-30МК (Су-30МКИ). Суммарная цена договора оценивается в 1,55 миллиардов. баксов.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Самолет Су-30МКИ выполнен по аэродинамической схеме «продольный триплан». Конструкция планера подобна конструкции самолета Су-27УБ. Машина разработана в согласовании с интегральной аэродинамической сборкой, при которой фюзеляж и крыло самолета образуют единый несущий корпус, набранный из крыльевых профилей, что обеспечивает высочайшие значения аэродинамического свойства и коэффициента подъемной силы па маневре, также малый уровень волнового сопротивления на транс- и сверхзвуковых скоростях. Такая сборка, характеризуемая плавным переходом фюзеляжа в крыло по размаху, позволяет более правильно использовать внутренние объемы самолета (а именно, для доп топливных баков). По сопоставлению с Су-27УБ на самолете Су-30МКИ увеличена хорда рулей направления. Планер истребителя выполнен, в главном, из дюралевых сплавов с широким внедрением титана. В кабине самолета установлено катапультное кресло К-36ДМ.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА, На первой серийной партии машин Су-30МКИ будут установлены серийные движки АЛ-31Ф (2 х 7600/12500 кгс) производства АО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», сделанные на базе лицензионного соглашения с АО «А. Люлька-Сатурн». На последующем шаге движки будут иметь ряд конструкционных различий, направленных па наивысшую унификацию по узлам и агрегатам с ТРДДФ АЛ-31ФП с целью обеспечения способности их следующей доработки в части установки поворотного сопла. Последняя серийная партия истребителей будет поставляться с движками АЛ-31ФП. По своим чертам ТРДДФ АЛ-31ФП близок движку АЛ-31Ф. Плоскости поворота сопел развернуты наружу на 30°, что позволяет повысить устойчивость движения на малой скорости и за счет дифференциального отличия сопел, также «разнотяга» производить пространственное отклонение результирующего вектора тяги. Истребитель Су-30МКИ обустроен встроенной системой управления самолетом и мотора, обеспечивающей наилучшее отклонение аэродинамических управляющих поверхностей и поворотных сопел. Имеется убирающийся топливоприемник системы дозаправки топливом в полете.

ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет Су-30МКИ может оборудоваться системой управления действиями группы истребителей-перехватчиков. На истребителе Су-30МК будет установлена модификация БРЛС НО11М. В состав бортового информационного комплекса заходит, также, оптико-электронная локационная система, включающая теплопеленгатор и лазерный дальномер. Имеется аппаратура приборного наведения по помехозащищенной полосы, осуществляющая вывод самолет на цель в директорном режиме по командам с наземного ПУ. Начиная со 2-ой серии на воздушных судах Су-30МКИ будет устанавливаться навесной контейнер с тепловизионным и лазерным обзорно-прицельным оборудованием, находящийся в текущее время в разработке и обеспечивающий возможность внедрения высокоточного ударного вооружения, бортовые микропроцессоры индийского производства, авионика конторы Секстан, включающая инерциально-спутниковую навигационную систему «Тотем» на лазерных гироскопах, широкоугольный индикатор на лобовом стекле (ИЛС) VEH3000 и функциональные цветные мониторы на водянистых кристаллах.

Комплекс бортового оборудования соединяет воединыжды прицельно-навигационную систему, средства визуализации и управления, интегрированную систему навигации, систему удаленного управления полетом и ряд других систем. Навигационное оборудование включает аппаратуру сателлитной навигации, позволяющую работать с система ГЛОНАСС (Наша родина) и «Навстар» (США). При всем этом бортовая аппаратура самолета автоматом перебегает на ту систему, которая на этот момент обеспечивает наивысшую точность. Обеспечивается возможность автоматического маловысотного полета в режиме огибания рельефа местности.

В кабинax самолeтa Су-30МКИ устанавливaются функциональные цветные индикаторы на водянистых кристаллах с кнопочным обрамлением, владеющие высочайшей разрешающей способностью. В предстоящем число мониторов будет увеличено до 3-х. На мониторы выводится двухмерное и трехмерное изображение местности из цифровой базы данных. На модернизированный ИЛС выводится доп информация, обеспечивающая атаку наземных целей. В перспективе подразумевается воплотить режим определения объектов и наложение радиолокационного и оптолокационного изображения на цифровую карту местности. Выбор инфы для представления летчику осуществляется автоматом, в согласовании с полетным заданием (сотворен особый сценарий представления инфы). Высокопроизводительные микропроцессоры в купе с новым программным обеспечением позволило ввести элементы искусственного ума в виде «подсказок» экипажу хороших вариантов действий в определенной боевой обстановке.

ВООРУЖЕНИЕ, Самолет Су-30МКИ обустроен интегрированной 30-миллиметровой пушкой ГШ-301 с боекомплектом 150 снарядов, установленной в наплыве в районе ПГО справа. Сбрасываемое вооружение общей массой до 8000 кг расположено на 12 узлах наружной подвески (восьми подкрыльевых и 4 подфюзеляжных). Для деяния по воздушным целям самолет может нести до восьми УР средней дальности P-27P1 либо Р-27ЭР1 с радиолокационной полуактивной системой самонаведения, две Р-27Т1 либо Р-27ЭТ1 с ТГС либо до 6 РВВ-АЕ с активным радиолокационным самонаведением. Для ведения близкого воздушного боя вооружение истребителя может включать 6 УР Р-73 с ТГС.

Ударное управляемое вооружение включает до 6 противорадиолокационных скоростных ракет Х-31П, до 6 ракет Х-29Т, Х-29Л либо Х-25МЛ с телевизионным корреляционным либо лазерным полуактивным самонаведением, две тактические крылатые ракеты Х-59М с командным телевизионным наведением (вместе с навесным контейнером системы наведения АРК-9), 6 корректируемых бомб с телевизионным корреляционным самонаведением КАБ-500КР массой по 500 кг. Неуправляемое вооружение класса «воздух-поверхность» представлено свободнопадающими бомбами массой по 500 кг (до 10 единиц) либо 250 кг (31 единица), контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) либо до 6 блоков НАР С-13 и С-8 (30 122-миллиметровых либо 120 80-миллиметровых ракет соответственно). Вероятны разные композиции управляемого и неуправляемого вооружения различного класса. Открытая архитектура бортового электрического комплекса допускает возможность оснащения самолета и забугорными системами орудия. Для борьбы с надводными кораблями самолет подразумевается оснастить противокорабельными ракетами.

Тактико-технические свойства Су-30МК / Су-30МКИ Размах крыла, м - 14.70 Длина самолета, м - 21.94 Высота самолета, м - 6.375 Площадь крыла, м2 - 62.00 Масса - обычная взлетная - 24900 - наибольшая взлетная - 34500 Масса горючего, кг - 9640 Движки - 2 ТРДДФ АЛ-31ФП Тяга, кгс - 2 х 12800 Наибольшая скорость, км/ч - на высоте - 2175 - у земли - 1350 Практическая дальность, км - 3000 Практический потолок, м - 19800 Экипаж - 2

Источник: dogswar.ru

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!