Ударный истребитель F-CK-1 Ching-Kuo (Тайвань)

Программка получила обозначение IDF (Indigenous Defensive Fighter - государственный оборонительный истребитель). Не стоит мыслить, что AIDC начал создание истребителя делая упор лишь на личные силы. Наложив запрет на поставку вооружения, США никак не ограничивали сотрудничество собственных компаний с Тайванем. Потому при разработке было решено обширно опираться на их материалы, благо тайваньцы уже имели большой опыт сотрудничества, приобретенный в процессе лицензионного выпуска других самолетов. Формально разработка IDF началась в 1982 г., хотя 1-ые прикидки были изготовлены еще в 80-ом. Программке присвоили кодовое наименование "Неопасный полет". Заданием предусматривалось сделать легкий всепогодный истребитель, способный также наносить удары по наземным целям с низкой ценой актуального цикла, обычного в обслуживании и с высочайшей надежностью.
Разработка самолета финансировалась AIDC и Министерством обороны Тайваня по четырем отдельным программкам - планер, силовая установка, авионика и вооружение. Всего было заказано 256 машин, включая и двухместные учебно-боевые истребители. В 1985 г. программка IDF была заморожена, потому что сочли, что расходы на разработку существенно превосходят сначало задуманные один млрд баксов США (по неким сведениям в 1989 г. они превысили 5 млрд). Но AIDC предложил сберечь средства, отказавшись от постройки макета, а сразу выпустив предсерийный самолет, которому присвоили обозначение FSD (Full Scale Development). Конкретно в таком виде были построены 1-ые четыре машины. Но они очень существенно отличались от серийных IDF, потому их проще считать образцами. 10 декабря 1988 г. новенькому истребителю присвоили имя "Цзин Го" (Ching-Kuo), в честь бывшего президента Тайваня, отпрыска Чан-Кайши.
1-ый FSD (77-8001/10001, А-1) поднялся в воздух 28 мая 1989 г. Самолет был окрашен в красноватый, белоснежный и голубий цвета. Хотя 1-ый полет был запланирован на апрель, его отложили, чтоб снова проверить электрическую систему удаленного управления. Радар на истребителе отсутствовал, а пониженная тяга силовой установки не позволяла развивать скорость подобающую М=1,2 . 2-ой и 3-ий FSD (их уже оснастили радаром) поднялись в воздух 27 сентября 1989 г. и 10 января 1990 г. соответственно. 4-ый FSD (77-8004/10004, В-1), который по совместительству был и первым двухместным "Цзин-Го", взлетел 10 июля 1990 г.
В отличие от собственных братьев он уже имел камуфляжную расцветку. На всех макетах была установлена телеметрическая аппаратура, которая позволяла в реальном масштабе времени передавать в процессе летных испытаний 300 характеристик сенсоров и еще 1000 записывать для следующей расшифровки. Каждый опытнейший самолет был предназначен для собственного раздела программки летных испытаний. 1-ый - для исследования стойкости и маневренности, включая и полет на огромных углах атаки, либо при предельном числе М и потолке; 2-ой - для исследования воздействия перегрузок (выше 9) на конструкцию, а 3-ий - для испытании на огромных высотах, отстрела орудия и поведения в полете с разными вариациями подвески. На двухместной машине отрабатывалась методика тренировки летчиков, испытывался радар и проверялась сопоставимость авионики.
Как это часто случается, тесты не обошлись без происшествий. 29 октября 1989 г. во время демонстрации президенту Тайваня из-за лопнувшей на взлете шины потерпел трагедию 1-ый макет (по драматичности судьбы это стало одной из первых показавшихся в печати фото нового истребителя). Самолет был восстановлен и обустроен радаром, что оказалось как раз кстати, потому что 12 июля 1991 г. потерпел катастрофу 2-ой макет. При наборе высоты около 5000 м, при скорости М=1 самолет стал испытывать сильные вибрации и у него отвалился левый стабилизатор. Летчику удалось покинуть падающую машину на высоте 2000 м, но он утоп, невзирая на то, что спасатели были на месте катастрофы через 10 мин. После чего инцендента конструкция стабилизатора была усилена.
Следом за FSD в строй вступило 10 предсерийных самолетов (из них четыре двухместных). Начатая сборкой в апреле 1990 г., 1-ая из этих машин была поставлена ВВС 9 марта 1992 г., а последняя - 19 ноября 1993 г. Наружным различием одноместного варианта от макета был фонарь кабины состоящий из 3-х частей заместо 2-ух. AIDC отрабатывал на этих воздушных судах технологию производства и испытаний серийных истребителей и смог достигнуть существенного сокращения времени производства. Достаточно сказать, что срок тесты проводки носовой части фюзеляжа сократился с 25 до 10 дней. В январе 1994 г. ВВС Тайваня получили 1-ый серийный "Цзин Го" (83-8015/1605). Что все-таки представляет собой этот самолет?
Как уже упоминалось, создание F-CK-1 Ching-Kuo велось по четырем отдельным программкам. Программка сотворения планера самолета получила заглавие "Летящий орел" и проводилась AIDC при поддержке американской компании Дженерал Дайнэмикс. Последняя передала тайваньцам спецификации и чертежи на истребитель F-16 (на общую сумму 50 млн. долл.). Не считая того, около 60 американских инженеров были посланы на Тайвань и включены в группу разработчиков IDF.
Но AIDC не стала слепо копировать американский истребитель, а творчески переработала его под свои требования. Самолет получил высокорасположенное крыло умеренной стреловидности с увеличенными корневыми наплывами, улучшавшими летные свойства на огромных углах атаки. Механизация крыла состоит из предкрылков и флаперонов, занимающих по размаху практически всю заднюю кромку крыла. По размерам "Цзин Го" вышел несколько меньше F-16, быстрее поближе к F-5. Однокилевое вертикальное оперение и цельноповоротный дифференциально отклоняемый стабилизатор подобны используемым на южноамериканском "родственнике", а вот фюзеляж перетерпел суровые конфигурации, связанные с установкой 2-ух движков и боковых воздухопоглотителей округлого сечения "а-ля F-18".
Планер имеет ресурс 8000 летных часов (более 12000 посадок) и в главном выполнен из дюралевых сплавов. Сталь употребляется только в высоконагруженных узлах либо элементах конструкции, подверженных воздействию больших температур. Применение графито-эпоксидных композитов ограничилось только обшивкой киля и стабилизатора, съемными панелями, тормозными щитками и флаперонами. Все же, при статических испытаниях 4-ый макет "налетал" 16000 часов.
Кабина самолета может показаться европейцу малеханькой и тесноватой, так как ее размеры выбраны в согласовании с антропометрическими данными тайваньских летчиков, но ее оборудование - боковая ручка управления, широкоформатный индикатор на лобовом стекле компании Бендикс-Кинг и два функциональных монитора ни чуть ли не уступают оборудованию F-16 последних выпусков. Фонарь кабины раскрывается вверх-назад. Катапультируемое кресло Мартин-Бейкер Мк.12, отклоненное на 30 вспять, позволяет летчику покинуть самолет как на стоянке, так и при скорости полета до 1100 км/ ч.
Движок для IDF разрабатывался AIDC вместе с компанией Гаррет. Номинально была сотворена компания ITEC (интернациональная компания турбореактивных движков), располагавшаяся на Тайване, инженерный штат которой состоял как из служащих AIDC так и Гаррет. За базу Гаррет взяла собственный движок TFE731, который уже отлично зарекомендовал себя на воздушных судах бизнесс-класса. Для установки на IDF конструкция мотора была на сто процентов переработана, его длина возросла практически вдвое (до 3560 мм) за счет установки форсажной камеры. Компрессор и турбина тоже были существенно изменены: заместо одноступенчатого вентилятора был поставлен трехступенчатый.
Движок состоит из восьми модулей, любой из которых быть может заменен независимо от других, при этом после повторной сборки никакой балансировки не требуется. ТРДДФ, которому присвоили обозначение TFE1042-70 развивает номинальную тягу 2740 кг, а на форсаже - 4300 кг. 1-ое испытание нового мотора состоялось в феврале 1989 г., в сентябре 1991 г. были проведены квалификационные тесты, а с октября началось массовое создание. Хотя ITEC производит часть деталей, основной ее задачей является окончательная сборка из американских девайсов.
Программка сотворения авионики для F-CK-1 Ching-Kuo получила название "Небесный гром" (Tien Lei) и проводилась AIDC вместе с компанией Смит Индастриес. Радиолокационная станция GD-53 "Золотой дракон" сотворена на базе РЛС Вестингауз AN/APG-67 (V), разработанной для истребителя F-20, но содержит в себе некие элементы применяемой на истребителе F-16A РЛС AN/APG-66. GD-53 представляет собой многорежимный импульсно-доплеровский радар, имеющий дальность обнаружения 150 км (для целей с ЭПР аналогичной бомбовозу Ту-16, для целей типа истребителя дальность обнаружения сокращается до 50 - 70 км) и позволяющий наносить удары как то воздушным, так и по наземным целям. Он имеет маленькое число деталей и высшую степень интеграции, что позволило добиться среднего времени выработки на отказ 235 часов. В состав оборудование самолета также входят: система оповещения о радиолокационном облучении TWS-95, инерциальная система навигации Ханиуэлл Н423, термические и радиолокационные ловушки, система контроля конторы Эллайд Сигнал. Система управления самолетом - электродистанционная с компом конторы Лир-Астроникс.
Так как сначала работ по программке IDF было не ясно, продолжат ли США поставки Тайваню ракет воздух-воздух, было принято решение о разработке своей ракеты аналогичной американской AIM-9. Эта ракета получила обозначение ТС-1 (Tien Chien-1, "Небесный клинок"). Тайваньцы не стали изобретать велик (не считая того лицензионное создание AIM-9 уже было налажено на полуострове) и в итоге ракета стала очень похожа на AIM-9L. 1-ые испытательные запуски были проведены в апреле 1986 г. с истребителя F-5E, создание началось в 1989 г., а принятие на вооружение - в 1991 г. Не считая того, Тайвань начал разработку ракеты большой дальности деяния "Небесный меч-2" ТС-2. Сведений об этой ракете имеется мало, по утверждениям тайваньцев она припоминает американский AMRAAM, имея скорость М 4, дальность деяния около 50 км и применяется по принципу "выпустил и запамятовал". Но судя по всему, работы по этой ракете продвигаются не очень удачно, и хотя F-CK-1 Ching-Kuo не раз демонстрировался с ТС-2 под крылом, об их принятии на вооружение пока ничего не слышно.
F-CK-1 Ching-Kuo может нести кроме ракет класса воздух-воздух (AIM-9L и -9Р, ТС-1, ТС-2) 227 либо 907-килограммовые бомбы, контейнеры НУРС, УР AGM-65B "Мэйврик", бомбы GBU-12A с лазерным наведением и навесные топливные баки. По левому борту установлена 6-ствольная 20 мм пушка Дженерал Электрик М61А2 "Вулкан".
В марте 1993 г. заказ на F-CK-1 Ching-Kuo был сокращен до 130 самолетов, из них 28 двухместных( напомним, что сначало предполагалось выпустить 256 машин). Это было связано с тем, что США сменили гнев на милость и разрешили фирме Локхид Мартин реализовать Тайваню партию истребителей F-16. Разумеется, что это решение было связано с тайваньско-французским соглашением о закупке истребителей "Мираж", а упускать выгоду не в стиле янки. Еще одним фактором, повлиявшим на сокращение заказа явилась высочайшая цена IDF (например, заместо начальных 2 млн. долл. движок стал стоить 5).
Сначало тайваньские ВВС планировали перевооружить на F-CK-1 Ching-Kuo четыре истребительных крыла, но им пришлось умерить свои аппетиты до 2-ух. Первым получило новые воздушные суда третье тактическое истребительное крыло. Восьмая эскадрилья этого крыла окончила перевооружение 28 декабря 1994 г., а в январе 1995 г. была объявлена боеготовой. На ввод самолетов в строй воздействовали две катастрофы, предпосылкой которых явлалось несовершенство топливной системы. Все же, в текущее время F-CK-1 Ching-Kuo является единственным истребителем 4-ого поколения, построенным не в США либо Рф, состоящим на вооружении. Подобные европейские воздушные суда EFA и "Рафаль" (правда, их можно отнести быстрее к поколению 4+), все еще проходят тесты, а шведский "Гриппен" только начал поступать на вооружение.
Предстоящая судьба IDF еще не определена. Хотя заказ сокращен до 130 самолетов, министр обороны Тайваня заявил, что F-CK-1 Ching-Kuo будет предлагаться для поставок на экспорт. Но такое развитие событий маловероятно, так как конкурентность на рынке авиационной техники очень сильна, а высочайшая стоимость самолета может отпугнуть будущих покупателей. В проекте осталась и модификация F-CK-1 Ching-Kuo с расширенными способностями, снаряженная более сильными ТРД и новейшей авионикой, позволяющей расширить способности самолета при ударах по наземным целям. Еще больше принципиальный проект IDF 2, предусматривающий создание истребителя класса Р-15/СУ-27 в текущее время даже не рассматривается.
1-ый из 10 предсерийных самолетов F-CK-1 Ching-Kuo выкатили из сборочного цеха 9 марта 1992 года, он отличался от предшественников увеличенными воздухопоглотителями и наличием маленького подфюзеляжного киля и цилиндрических обтекателей антенн системы предупреждения о радиолокационном облучении на наплывах крыла. Поставки ВВС начались ранее задуманного срока (январь 1994), а уже 10 февраля 1993 года 7-я эскадрилья на публике показала свои новые воздушные суда. В качестве типичного "подарка" были также отремонтированы 1-ый и 4-ый макеты. В марте 1993 года законодательный орган государств объявил, что будет куплено только 130 самолетов, которыми оснастят два авиакрыла, заместо задуманных 4.
Работы по программке среднесрочной модернизации IDF были начаты в 2001. В их ходе предполагалось поменять бортовые компы на более массивные, с увеличенным объемом памяти. Улучшенный радар получил возможность вести борьбу с системами радиопротиводействия противника, а номенклатура вооружения была расширена за счет боеприпасов "воздух-поверхность". В роли перехватчика доделанные F-CK-1 получили возможность нести ракету ТС-2 с активной радиолокационной головкой наведения, сделанную CSIST, и сразу аккомпанировать четыре цели, заместо предыдущих 2-ух.
Работы по программке среднесрочной модернизации IDF были начаты в 2001. В их ходе предполагалось поменять бортовые компы на более массивные, с увеличенным объемом памяти. Улучшенный радар получил возможность вести борьбу с системами радиопротиводействия противника, а номенклатура вооружения была расширена за счет боеприпасов "воздух-поверхность". В роли перехватчика доделанные F-CK-1 Ching-Kuo получили возможность нести ракету ТС-2 с активной радиолокационной головкой наведения, сделанную CSIST, и сразу аккомпанировать четыре цели, заместо предыдущих 2-ух.
Доработки планера, сначала, касались усиления конструкции шасси и установки более массивных тормозов, чтоб восполнить возросшую массу самолета. На рост последней больше всего повлияла установка сверху фюзеляжа 2-ух конформных топливных баков, вмещающих по 272 кг горючего каждый.
1-ая доделанная машина, одноместный F-CK-1C (10005) поднялась в воздух в октябре 2006 года, а сначала 2007 года за ней последовала двухместная модификация F-CK-1D (10006). "Фаза I" программки отработки и летных испытаний была завершена в конце 2007 года, а "Фазу II" планировалось окончить в 2008 году.
В текущее время ВВС Тайваня имеют на вооружении 128 F-CK-1 Ching-Kuo, и в конце 2008 года решение о проведении их среднесрочной модернизации еще не было принято. ВВС и AIDC планируют провести модернизацию в два шага: в процессе первого будут доработаны воздушные суда 2-ух эскадрилий, а в процессе второго - все оставшиеся. Вместе с модернизацией уже имеющегося парка F-CK-1 А/В AIDC предлагает выстроить новые воздушные суда.
Конструкция самолета. Одноместный двухдвигательный самолет F-CK-1 Ching-Kuo выполнен по обычной балансировочной схеме с трапециевидным среднерасположенным крылом, плавненько сопряженным с фюзеляжем. Крыло умеренной стреловидности имеет огромные корневые наплывы, обеспечивающие подходящее вихревое обтекание крыла на огромных углах атаки. Практически всю заднюю кромку крыла занимают флапероны, носки крыла отклоняемые. Фюзеляж выполнен в согласовании с трансзвуковым правилом площадей. Вертикальное оперение однокилевое, стабилизатор дифференциальный цельноповоротный. Конструкция сделана в главном из железных сплавов, из композитов выполнен только стабилизатор, в предстоящем объем внедрения КМ планируется прирастить. Расчетный ресурс планера 8 000 ч. Шасси трехопорное с убирающимися в фюзеляж одноколесными стойками.
Силовая установка. Два мотора TFE1042-70, управляемые при помощи цифровой электрической системы с полной ответственностью, установлены в хвостовой части фюзеляжа. В предстоящем вероятна установка движков завышенной тяги. Воздухопоглотители движков имеют эллиптическое сечение с развалом огромных осей эллипсов, снабжены отсекателями пограничного слоя и размещены под корневыми наплывами крыла.
Общесамолетные системы. На самолете установлена цифровая электродистанционная система управления полетом компании Лир Астроникс с боковой ручкой управления. Кабина летчика герметическая с системой кондиционирования. Фонарь кабины выступающий бескаркасный, откидывается назад-вверх (на двухместном варианте - на лево). Катапультируемое кресло Мартин-Бейкер Mkl2 обеспечивает аварийное покидание самолета летчиком в полете и на стоянке.
Целевое оборудование. Многорежимная импульсно-доплеровская РЛС GD-53 представляет собой вариант РЛС Дженерал Электрик AN/APG-67 с включением некоторых частей РЛС Вестингауз AN/APG-66. РЛС GD-53 имеет наивысшую дальность деяния 150 км, способна обнаруживать воздушные (в свободном пространстве и на фоне подстилающей поверхности) и надводные цели. Установлена ИНС Ханиуэлл Н423. Приборное оборудование включает два функциональных экранных индикатора и ИЛС конторы Бендикс Кинг. Имеются цифровая шина данных и ЭВМ обработки данных.
Вооружение включает одну встроенную пушку М61А "Вулкан" калибром 30 мм по левому борту фюзеляжа под корневым наплывом крыла. На наружных узлах самолет может нести до 4 УР класса воздух-воздух малой дальности TC-1 Tien Chien I ("Скай Суорд" I) с ИК ГСН и две средней дальности TC-2 Tien Chien II ("Скай Суорд" II) с радиолокационной ГСН (в различных композициях) либо до 3-х противокорабельных УР "Шюн Фен", также УР класса воздух-поверхность "Мейврик", бомбы и блоки НАР.
Модификации : F-CK-1A Ching-Kuo одноместный многоцелевой истребитель F-CK-1B Ching-Kuo двухместный учебно-боевой истребитель F-CK-1C/D Hsiang Sheng модернизированный двухместный вариант
ЛТХ: Модификация F-CK-1A Размах крыла, м 9.46 Длина, м 14.21 Высота, м 4.42 Площадь крыла, м2 24.20 Масса, кг пустого 6486 наибольшая взлетная 12247 Тип двигателя 2 ТРД ITEC (Garrett/AIDC) TFE1042-70 (F125) Тяга , кН нефорсированная 2 х 26.80 форсированная 2 х 42.20 Наибольшая скорость, км/ч 1275 (М=1.20) Наибольшая скороподъемность, м/мин 15240 Практический потолок, м 16760 Макс. эксплуатационная перегрузка 6.5 Экипаж, чел 1 Вооружение: одна 20-мм шестиствольная пушка M61A1 Vulcan Боевая нагрузка - 3900 кг на 9 узлах подвески: 4 УР возду-воздух Tien Chien 1 (близкого деяния) и/либо 2 УР возду-воздух Tien Chien 2 (среднего деяния) либо 3 ПКР Hsiung Feng II и разные композиции обыденных и наводящихся бомб, ПУ НУРС и контейнеры с авиапушками.
Источник: dogswar.ru
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.