ArtGuns » Оружейная экзотика » Проект разведывательно-ударного СВВП Canadair CL-74 (Канада)

Проект разведывательно-ударного СВВП Canadair CL-74 (Канада)

02 июнь 2025, Понедельник
6
0
В августе 1958 г. компания «Canadair», решившая принять роль в программке Сухопутных войск США по разработке летательного аппарата вертикального/укороченного взлета и посадки, который был должен, по плану американских военных, решать задачки ведения разведки и наблюдения, также обеспечения связи (Army liaison), предложила собственный проект маленького двухдвигательного конвертоплана с поворотным крылом, которому было присвоено обозначение Canadair CL-73. Вторым вариантом летательного аппарата вертикального/укороченного взлета и посадки, предложенным спецами в рамках обозначенной выше программки Сухопутных войск США (US Army Study Requirements ASRI-60), стал преобразуемый летательный аппарат Canadair CL-74, который также был построен с внедрением схемы с поворотным крылом и отклоняемой спутной струей воздушных винтов. Спецы «Canadair» предложили два варианта конвертоплана: базисный и поболее тяжкий Canadair CL-74, который рассматривался в качестве образца для серийной машины, и поболее легкий и наименее большой Canadair CL-74A, который рассматривался в качестве летающей лаборатории для исследования разных вопросов, связанных с эксплуатацией летательных аппаратов таковой схемы. Все работы по обоим обозначенным вариантам конвертоплана Canadair CL-74 также велись в тесноватой кооперации с Комитетом оборонных исследовательских работ Канады (CDRB). Различительными особенностями конвертоплана Canadair CL-74 стали маленький, похожий с вертолетным фюзеляж и пилотская кабина со значимой площадью остекления, что обеспечивало пилотам достаточно неплохой обзор во все стороны. Но исследователь Музея авиации Канады Билл Аптон в статье «История сотворения летательного аппарата вертикального-укороченного взлета и посадки с поворотным крылом Canadair CL-84» указывает, что большая площадь остекления кабины не считая плюсов имела и большой недочет - это могло служить предпосылкой появления парникового эффекта, что, как ему представляется, создавало бы дискомфорт для пилотов и пассажиров. Крыло у данного конвертоплана оснащалось щелевыми закрылками, располагавшимися по всему размаху его задней кромки и обеспечивавшими действенное отклонение спутной струи от воздушных винтов, что увеличивало взлетно-посадочные свойства машины в режиме укороченного взлета/посадки и облагораживало маневренность конвертоплана на переходных режимах. В хвостовой части машины, под высокорасположенной хвостовой опорой и хвостовым оперением размещался двухстворчатый грузовой лючок. В средней части вертикального оперения (киля) был установлен цельноповоротный горизонтальный стабилизатор, работавший в координации с поворотным крылом. Шасси у конвертоплана было лыжно-колесным, что должно было облегчить эксплуатацию машины вовне оборудованных аэродромов и пр. При этом шасси в варианте Canadair CL-74 производилось убирающимся - главные опоры подтягивались ввысь к фюзеляжу, но в варианте Canadair CL-74A шасси было неубирающимся. Главные расчетные летно-технические свойства базисного варианта Canadair CL-74 были последующими: длина машины - 8,1 м (в варианте CL-74A - 5,9 м); высота машины - 4,4 м (CL-74A - 2,6 м); размах крыла - 7,1 м (CL-74A - 5,2 м); площадь крыла - 12,0 кв. м; наибольшая взлетная масса в варианте VTOL - 3472 кг (CL-74A - 1270 кг); наибольшая взлетная масса в варианте STOL - 4019 кг (CL-74A - 1452 кг); в варианте укороченного взлета и вертикальной посадки (STOVL) - 3684 кг; наибольшая дальность полета - 555 км. Силовая установка конвертоплана Canadair CL-74 должна была включать в собственный состав два турбовальных мотора со свободной турбиной Generai Electric Т58-8 мощью по 1250 л.с., которые приводили во вращение два четырехлопастных воздушных винта изменяемого шага левого и правого вращения (поперечник винта - 3,0 м), также двухлопастный хвостовой воздушный винт поперечником 1,4 м, который размещался в высшей части вертикального хвостового оперения (киля) и употреблялся для продольного управления машиной в полете. В варианте Canadair CL-74A силовая установка конвертоплана должна была включать два турбовальных мотора Aiiison Т63-А1 мощью по 250 л.с., которые должны были работать на два четырехлопастных воздушных винта изменяемого шага левого и правого вращения (поперечник винта - 2,6 м). Вобщем, ни Canadair CL-73, ни Canadair CL-74 построены так и не были даже в виде прототипов, а все силы компания «Канадэр» вложила в работу над той машиной, которая принесла ей заслуженную славу, а конкретно Canadair CL-84 «Dynavert». В итоге, на базе проведенных бессчетных поисковых работ, инженеры-конструкторы компании «Canadair» сделали вывод, что создаваемый ими многообещающий преобразуемый летательный аппарат должен воплотить внутри себя целый ряд важных инноваторских решений, посреди которых более увлекательными в техническом плане можно считать последующие: - летательный аппарат должен оснащаться крылом с большой хордой, которое должно находиться в потоке, создаваемом воздушными винтами; - должны применяться воздушные винты огромного поперечника, которые следует устанавливать вместе с 2-мя движками (две мотогондолы - движок и воздушный винт в каждой); - все движки, главные и хвостовые воздушные винты должны соединяться вместе средством сложной системы валов и редукторов; - органы управления летательным аппаратом, устанавливаемые в кабине пилотов, должны быть обычного типа; - на летательном аппарате следует применить систему улучшения стойкости, которая дозволит понизить нагрузку на пилота на малых скоростях полета; - так как у создателя (ну и не только лишь у него 1-го тогда) на сто процентов отсутствует нужный опыт проектирования летательных аппаратов данного класса, то для доказательства корректности проектных решений нужно провести в имеющихся в Канаде аэродинамических трубах значимый объем испытаний моделей многообещающего летательного аппарата. Спецы компании «Canadair» также интенсивно использовали имеющуюся в их распоряжении аналоговую вычислительную (компьютерную) систему и макет кабины грядущего конвертоплана Canadair CL-84 Dynavert с тем, чтоб сделать достаточно близкий к реальности летный тренажер многообещающего летательного аппарата. Данный тренажер показал себя на практике с лучшей стороны и занес значимый положительный вклад в процесс разработки и размещения в кабине экипажа командных рычагов системы управления летательным аппаратом (узел ручного и узел ножного управления) и разных частей приборного оборудования кабины экипажа.

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!