ArtGuns » Оружейная экзотика » Опытный высотный разведчик С-13 (изделие «Ю») (СССР)

Опытный высотный разведчик С-13 (изделие «Ю») (СССР)

05 июнь 2025, Четверг
11
0
Действия, давшие толчок началу работ ОКБ-49 по высотному лазутчику, имеют мировую популярность. 1 мая 1960 г под Свердловском зенитной ракетой комплекса С-75 был сбит американский самолет-разведчик U-2. Пилотировавший его летчик Френсис Г. Пауэрс спасся на парашюте и был арестован как нарушитель гос границы СССР. Факт пресечения полета U-2 стал поводом для звучного интернационального скандала, хотя самолеты-шпионы к тому моменту не один раз безнаказанно фотографировали важные военные и промышленные объекты СССР. Но подымать шум, не имея способности убить нарушителя, было политически нерентабельно, и вот сейчас ликовать могли все - политики в Кремле, получившие козырь в «холодной» войне с США, военные, одержавшие суровую победу в воздухе, а в руки к спецам авиационной индустрии в буквальном смысле с неба упал самолёт, воплотивший внутри себя самые последние заслуги самолетостроения главного возможного противника. Место падения обломков сбитого U-2B самым кропотливым образом прочесали и все, что смогли отыскать, доставили в НИИ ВВС. Там «дар небес» с серийным номером 56-6693 был конкретно исследован прямо до летного белья пилота. В составленном НИИ ВВС отчете отмечалось: «Самолет У-2 (так в оригинале - прим. ред. представляет большой энтузиазм для ВВС из-за большой высотности более 20 000 м и дальности 7000-8000 км при маленьком взлетном весе около 11 000 кг также представляет большой энтузиазм по собственному оборудованию, созданному для разведки» В заключении к этому документу содержалось предложение «Поручить одному из КБ в течение 1960-1961 гг воспроизвести высотный лазутчик для фото- и радиоразведки на базе воспроизведенного мотора J75 Р2 Р13 и представляющего энтузиазм оборудования». 28 июня 1960 г вышло Постановление СМ СССР №702 288 о проигрывании мотора Пратт-Уитни J75-P2-P13. Работы по его русскому аналогу РД 16-75 вело ОКБ-16 в Казани. Через месяц - 23 августа 1960 г вышло Постановление СМ СССР №918-383 «О проигрывании самолета-разведчика У-2 по уцелевшим останкам и материалам сбитого самолета». Главным исполнителем работ, согласно постановлению стало ОКБ-49 во главе с Г. М. Бериевым. Работы над аналогом U-2, получившим обозначение С-13 снутри ОКБ - «изделие «Ю» начались сразу после выхода постановления, так как сроки были поставлены очень жесткие - в первом квартале 1962 г предъявить две машины на тесты. Всего планировалось выстроить 5 самолетов С-13. Самолет планировалось использовать как высотный лазутчик (в этом варианте на него устанавливался АФА-60 - аналог южноамериканского фотоаппарата типа 73-В как сверхвысотный перехватчик для ликвидирования дрейфующих аэростатов противника и метеоразведчик. В Таганрог доставили все осколки U-2, которые удалось собрать, после этого требовалось выполнить неописуемо сложную и тщательную работу - собрать из этих отдельных фрагментов макет самолета. Эту задачку удачно решили, проведя сразу, вместе с ВИАМ, анализ констукционных материалов, из которых был сделан «американец» После чего начали изготовка железного макета аналога и сразу выпуск рабочих чертежей самолета. Очень почти все в оборудовании самолета очень отличалось от принятого в СССР К примеру, при катапультировании летчик был должен потянуть две ручки на бортах кабины для сброса фонаря, при этом сделать это сразу, по другому механизм могло заклинить. По русским нормам в данном случае положено было ставить одну ручку. Конструкторы даже обратились по этому поводу к ведущему летчику-испытателю ОКБ П. П. Бобро, который отдал философский ответ - «Если платят, то можно дергать и две сразу!» Железный макет изделия «Ю» выстроили к 1 апреля 1961 г, а 1 июля окончили выпуск рабочих чертежей. Сразу в ОКБ-49 выпустили и сдали в создание чертежи на стенды для испытаний мотора РД 16-75 и отдельных систем и устройств самолета. В аэродинамических трубах ЦАГИ провели тесты моделей, результаты которых проявили высочайшие аэродинамические свойства самолета (к примеру, наибольшее аэродинамическое качество достигнуло 25. Правда, малую полетную массу U-2 (около 11 000 кг) выдержать не удалось, так как все российские аналоги южноамериканского оборудования упрямо «прибавляли» в весе. Работы по машине «Ю» были свернуты так же в один момент, как и начаты. 12 мая 1962 г. вышло постановление СМ СССР №440-191 о прекращении работ по самолету С-13. В процессе проектирования лазутчика С-13 спецы ОКБ заполучили определенный опыт, а ряд технических решений был внедрен в следующих разработках. Летно-технические свойства С-13 Длина, м 15,7 Высота, м 3,96 Размах крыла, м 24,38 Вес пустого, кг 5900 Наибольшая взлетный вес, кг 11000 Силовая установка 1хТРД РД-16-75 Наибольшая скорость, км/ч 850 Практический потолок, м 24000 Дальность полета с наибольшим припасом горючего, км 6400 Экипаж, чел 1

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!