Опытный тяжёлый танк A39 Tortoise (Великобритания)

В 1942 г английский генеральный штаб, отвечавший за выработку концепции развития бронетанковой техники, показал энтузиазм к так именуемому "штурмовому танку" - тяжеленной бронированной машине, способной действовать при прорыве фортификационных сооружений и способной выдерживать огромное число прямых попаданий. В итоге появилось несколько опытнейших машин, включая A33 "Эксельзиор", A38 "Вэлиэнт" и американский T14, не считая того было огромное число проектов, так и не пошедших далее чертежных досок. Посреди них был и проект, приготовленный "Ньюффилд меканизэщион лтд" из Бермингема и представлявший собой AT1 (Штурмовой Танк) со 150-мм броней и маленькой, грушевидной башней под 75-мм пушку либо 95-мм гаубицу. Корпус оказался схожим на такой у "Вэлиэнта", а подвеска планировалась торсионной. Вес оценивался в 45 т. Были два варианта этого проекта: один схожий на танк, но с недвижной башней; 2-ой - более коренастую машину с 200-мм броней и с вооружением только из пары пулеметов. Но эти проекты не устроили генеральный штаб, потребовавший установки на крышу корпуса шестидюймового миномета и огнемета в правой надгусеничной полке.

31 мая 1943 г появился новый проект с расширенным корпусом, свешивающимся над гусеницами. Уровень защиты остался тот же, а вооружение поменялось, составив две спаренных пулемётных установки в башенках на крыше, 20-мм пушки слева лобового листа и шестифунтовки справа с автоматом заряжания "Молинз" по эталону 3,7-дюймовой зенитки. После нескольких переработок этого проекта, 26 июня 1943 г появился AT10. Этот вариант имел шестифунтовку, спаренную с пулемётом - справа, и 20-мм пушку также с "Бесой" - слева. На крыше корпуса, за командирской башенкой была спаренная пулеметная установка, рассчитанная на отличные углы обстрела вспять. Наибольшая толщина брони сейчас достигнула 225 мм, вес оценивался в 45 т, высота по корпусу была 2,28 м. "Ньюффилд меканизащион лтд" посчитала такое сочетание защиты и вооружения достаточным и приступила к изготовлению полномасштабного древесного макета. Но, генеральный штаб востребовал от компании поставить на "Tortoise" ("Черепаху") - так сейчас именовался проект - 75-мм пушку с высочайшей исходной скоростью снаряда.
На "Ньюффилде" высчитали, что нужное удлинение корпуса приведет к росту веса до 65 т, все же сэр Майлз Томас из управления "Ньюффилда" заключил, что установить новейшую 17-фунтовую пушку на танк не представит особенного труда, и предложение было принято. Новый проект AT13 появился 13 августа 1943 г и уже смотрелся, как та "Черепаха", к которой мы привыкли. Но даже после чего пушка была сдвинута на право, а 20-мм автомат - на лево, хотя но заданию заместо него планировалась 95-мм гаубица. Подвеска представляла собой ряд двухколесных тележек с 32-дюймовой гусеницей. Пары тележек некординально перекрывали друг дружку. Наружные колеса тележек с каждой стороны могли демонтироваться вкупе с гусеничным экраном, что позволяло танку проходить по ширине через мост Бэйли-бридж. Это напоминало аналогичную операцию с "Тигром" при его перевозке по стальным дорогам, а на южноамериканском гиганте T28 - "кузене" "Черепахи" - вопрос решался еще больше конструктивно - там демонтировалась наружняя пара гусениц.

Сразу был решен вопрос с двигательной установкой. Для AT10 планировался движок "Форда", но какой - V8 серии GAA либо V12 - еще было не ясно. На AT13 было решено поставить "Роллс-Ройс-Метеор" с коробкой "Мерритт Браун". У проекта была одна "деталь", которая могла по совокупы затмить все другие технические проблемы - конструкторы "Ньюффилда" планировали цельнолитой корпус "Черепахи". Хотя это представляло бесспорные выгоды исходя из убеждений баллистики корпуса, появились сомнения в способности завода обработать такую "деталь". Это была основная неувязка, но Майлз предугадал и другие трудности: не окажется ли "Черепаха" очень тяжеленной для имеющихся транспортеров? К декабрю 1943 г был практически готов макет по проекту AT13, хотя последний раза три немного изменялся. Так на AT14 заместо 20-мм пушки и пулемета слева был установлен только один пулемет - вес сократился до 60 т. На AT15 пушка была сдвинута к центру корпуса, а на AT15A рубка корпуса была, увеличена, что довело вес до 65 т.
На этой стадии вновь вмешался генеральный штаб, который востребовал установить новейшую пушку, идущую на замену 17-фунтовой. Макет был переделан под новейшую 37-фунтовую пушку, представлявшую собой противотанковое орудие на базе испытанной 3,7-дюймовой зенитки. После принятия решения проект был переделан уже, как AT16, и был заказан опытнейший эталон из неброневой стали. В феврале 1944 г последовал последующий шаг - было решено заказать 25 танков, которым генеральный штаб отдал обозначение A39 Tortoise, не дождавшись даже опытнейшего эталона. Этот трюк, испробованный ранее на "Черчилле", привел к грустному результату. Даже на этой стадии работы было ясно, что поставки могут начаться никак не ранее сентября 1945 г - оценка, которую следовало еще воплотить в жизнь. Тем временем были готовы еще два проекта - AT17 и AT18. Оба использовали то же шасси и отличались огнемётом, установленным на место пушки. Фактически весь боевой отсек был занят 4-мя 610-л ёмкостями с зажигательной консистенцией, меж которыми находились семь баллонов высочайшего давления, обеспечивающими выброс огнесмеси.

На AT17 один огнемет был на месте пушки, а другой в пулеметной башенке на крыше рубки. AT18 имел огнемет заместо пушки, при снятом лобовом пулемете. Оба проекта далее чертежей не пошли. В ноябре 1944 г появился очередной "соперник" - SP4. Это был танк с башенной установкой 3,7-мм пушкой на шасси A41 ("Центуриона"), который был реализован исключительно в древесном макете. К тому времени выяснилось, что свойства пушки можно сделать лучше, заменив 37-фунтовый снаряд на 32-фунтовый. Заявлялось, что с ним свойства орудия лупили в целом на 25 выше, нем у 17-фунтового орудия. С окончанием войны в Европе энтузиазм к A39 Tortoise стал стремительно сокращаться. Уже строились планы по новенькому поколению боевых машин, посреди которых A39 смотрелся динозавром. Заказ был сокращен до 12 машин. В феврале 1946 г Комитет Обороны решил вновь уполовинить заказ, уже до 6 машин по стоимости 141666 фунтов любая. Реально было закончено 5 танков, а детали шестого применены на запчасти.
Корпус A39 Tortoise сваривался из литых деталей и катаных листов брони. Наибольшая отливка представляла собой рубку корпуса без крыши с шириной лобовой части до 230 мм. Крыша представляла собой катаный лист. Еще одна литая деталь в лобовой части защищала коробку. Моторное отделение сваривалось из катаных листов брони и нависало над гусеницами. В правой надгусеничной полке находилась укладка 3ИПа, в левой - зарядный агрегат и батареи. Нижняя часть корпуса производилась из катаных листов брони, с доп защитой в виде томных бортовых экранов. Подвеска была торсионной, хотя чисто снаружи напоминала шасси "Шермана". Любая колесная телега (по четыре на борт) имела по две пары катков. Торсионы были сгруппированы под полом кабины по четыре, гак что на каждую бортовую телегу было два торсиона.

Почти всегда катковая телега имеет одну ось и ее колеса двигаются в вертикальной плоскости сразу, но на "Черепахе" каждый каток телеги имел к тому же независимую подвеску. Это было предвидено еще на стадии проекта сразу с возможностью снятия наружной пары катков телеги, для сокращения габаритов танков при перевозке, но сразу такая подвеска снижала поперечную нагрузку на телегу, соответствующую для шасси с широкими гусеницами. Необходимо подчеркнуть, что не было предвидено какого-нибудь демонтажа другого оборудования, позволившего бы понизить вес и размеры при транспортировке. Что желали, то и получили - возможность перевозки по стальным дорогам, погрузки через рампу десантных судов и движения по наводным мостам пришлось откинуть. Траки гусеницы отливались из маргонцовой стали и имели центрирующий гребень. Ширина траков была 32 дюйма, каждое звено соединялось 2-мя штифтами навстречу друг дружке.
Танк A39 Tortoise представлял собой достаточно редчайшую посреди британских танков схему с фронтальной ведущей "звездочкой" при заднем расположении мотора. Ленивцы были соответственно сзади. Гусеница имела 6 поддерживающих катков на сторону - по два на 2-ух центральных валах и по одному на фронтальном и заднем. Двигательная установка состояла из безнаддувного мотора "Роллс-Ройс" Мk.V "Метеорит" - 12-цилиндровый, V-образный, мощью 650 л.с. По краям мотора ставились два топливных бака - большой на 390 л справа и малый 245 л - слева. Слева также размещался маслобак, занимавший оставшееся место. Радиаторы были перед движком, а выхлопные трубы собирались в большой глушитель, шедший вдоль всего моторного отделения.
Как упоминалось выше, танк A39 Tortoise также нес зарядный агрегат 4-х цилиндровый движок "Моррис"-8, работавший прямо на генератор. Движок был включен в контур остывания главного мотора, а выхлопная труба с глушителем была выведена за боевой рубкой. Движок работал на коробку через сцепление "Борд&Бекк" и три вала, объединенных в общей трубе. Коробка была "Меррит-Броун" H51D, обеспечивающая через раздельный реверс 6 скоростей вперед и вспять и имеющая бортовые тормоза для управления по курсу. Такая коробка позволяла танку разворачиваться на месте. После тесты опытнейшего эталона Р1 в коробку занесли конфигурации, но какие не понятно.
Одной из более увлекательных особенностей этого танка - A39 Tortoise тогда рассматривался конкретно танком, пускай очень специфическим, но не самоходкой - было боевое отделение, вмещавшее экипаж из 7 человек. Экипаж включал водителя, занимавшего место справа от орудия, стрелка лобового пулемёт - слева от орудия, очередной стрелок находился за водителем, командир посиживал слева - за и выше первого стрелка. Таким образом четыре члена экипажа размещались по бортам рубки, освободив в центре место для артиллерийского расчета. Наводчик орудия размещался слева от орудия, а два заряжающих - за орудием. С последними появилась увлекательная неувязка. Орудие было спроектировано под раздельное заряжание снаряды и заряды хранились раздельно. Маленькое число "готовых" снарядов хранилось на задней стене боевой рубки в отдельных пеналах, а большая часть боезапаса размещалось под полом боевого отделения.
Неувязка была: должны ли были заряжающие раздельно досылать в орудие снаряд и гильзу заряда, либо какой-то из них был должен заряжать орудие, а другой - только оперировать замком? Последнее было стандартной практикой британских артиллеристов, но кропотливый хронометраж показал, что более предпочтительней является 1-ая схема заряжания, принятая на "Черепахе". История сотворения 32-фунтового (3,7-дюймового - 94-мм) орудия уже упомянута. Можно еще добавить; что исходная скорость снаряда была 880 м/с, а в боекомплект входили бронебойные и фугасные снаряды. Орудие монтировалось в шаровой опоре поперечником 24 дюйма, обеспечивающим +18° -10°. склонения и 20 градусов по горизонту в обе стороны. Прицел наводчика монтировался в отдельной шаровой установке слева от орудия, но был агрессивно связан с самим орудием.
Фронтальный стрелок имел в собственном распоряжении 7,92-мм пулемет "Беса", также в маленькой шаровой установке с углами склонения 35°. Еще два "Беса" были в верхней башенке с радиальным обстрелом. Они имели углы склонения +15-10°. Необходимость а последней пулеметной установке была непонятной, в то же время она 'представляла определенную опасность для радиоантенны и компаса, которые были смонтированы на крыше корпуса, не говоря уж о членах экипажа. Потому что вся крыша рубки становилась "зоной огня", спарка пулеметов была вооружена особым устройством, предотвращавшим поражение оборудования, на крыше корпуса. Не считая того каждый лючок был обустроен особым выключателем, блокирующим огнь из пулеметов при открытом лючке. Спуск пулеметов по этой причине был изготовлен электронным. Управления пулемётами (в вертикальной плоскости) производилось с помощью ручки с 2-мя клавишами электроспуска. Для этой установки требовались специально приготовленные стрелки, и не только лишь из суждений безопасности - для устранения задержки "Беса" в настолько стесненной установке обыденное обучение не помогало. Командир также имел в собственном распоряжении крутящуюся башенку со смотровыми устройствами и бинокулярным перископом, подвижным в вертикальной плоскости. Последний через повторители был связан с прицелами наводчика орудия и верхнего стрелка.
На башенке командира, был смонтирован стандартный, шестиствольный дымовой гранатомёт, имевший, таким образом, радиальный обстрел. Еще два таких гранатомета были на углах лобового листа боевой рубки. Слева от лючка водителя, в подвижной установке был смонтирован двухдюймовый гранатомет. Место водителя показалось бы знакомым каждому, имевшему дело с "Центурионом", хотя 1-ое было размещено выше и справа. Но, если человек не имел специальной подготовки, он бы ощутил себя не очень комфортно на этом месте - управление танком было вроде бы сдвинуто на право, так что водителю приходилось посиживать под неким углом к направлению движения. Не считая того, если шофер управлял танком через открытый лючок и сидение было как следует приподнято, достать до педалей было сложным делом. При полном оснащении на A39 Tortoise ставилась радиостанция N 19/38 (слева, меж командиром и стрелком), обеспечивающая как внешнюю, так и внутреннюю связь, также связь с пехотной, носимой радиостанцией, укрепленной за рубкой танка. Связь могли производить командир и шофер, но реально производить настройку станции мог только левый заряжающий.
Как ранее говорилось, A39 Tortoise была танком и конкретно так считалась в документах Царского бронетанкового корпуса. В то же время она могла рассматриваться и хороший противотанковой самоходкой. В данном случае A39 Tortoise попадала под юриспунденцию Царской артиллерии, и когда летом 1949 г Р1 был послан на огневые тесты, он попал в Лакхилл под Сэлизбери Плэйн - сердечко "страны артиллеристов". К тому времени было ясно, что как танк A39 Tortoise принят не будет, и артиллеристы решили испытать танк для выработки будущих требований к противотанковым самоходкам. Но испытать его там не довелось. Поначалу офицер полигона, ответственный за выработку характеристик стрельбы, рассчитал, что дальность стрельбы даже прямой наводкой очень велика для обеспечения безопасности за пределами полигона. Позже Военный кабинет решил передать самоходную противотанковую артиллерию Царскому бронетанковому корпусу.
В итоге A39 Tortoise была забран в Лулворс под Бовингтоном - в танковую школу артподготовки; где были и достаточно место для стрельбы (именуемое Ла-Маншем), чтоб обеспечить безопасность при вылете снаряда за границы полигона. Танкисты решили проверить на будущее особенности раздельного заряжания и сразу сопоставить методы заряжания орудия с принятыми в артиллерии. Для этого экипаж оснащался как из танкистов, так и из артиллеристов. Для сравнительных испытаний в Лулворс был пригнан "Центурион"-III. Так как 32-фунтовку уже удалось испытать на кучность и бронепробиваемость, осталось время и для ходовых испытаний, которые дали те же результаты, что и ранее проведенные. Хотя судьба A39 Tortoise практически была решена с концом войны, и на вооружение её принимать не собирались, два танка были применены для испытаний в Европе.
В апреле 1948 г было решено отправить в Германию A39 Tortoise Р4 и Р5, чтоб сначала проверить возможность транспортировки настолько больших танков в границах английской оккупационной зоны. Учитывалось начало работ по новейшей серии томных танков FV200, потому что было ясно: где пройдет "Черепаха", там можно "пропихнуть" все, что угодно. Предполагалось отправить в Германию два эталона, чтоб испытать их в разных дорожных критериях, также провести огневые тесты по "живым" целям у Бельзена. Официально тесты начались 1 июня. Их описание заняло бы очень много места, но в целом можно сказать, что в главном тесты заключались в транспортировке танков по Германии.
Оба танка A39 Tortoise во время испытаний получили личные имена, но из-за отвратительного свойства фото было установлено только имя Р5 - "Эдвенче". Конкретно этот танк употреблялся для огневых испытаний под Бельзеном. Стрельба осуществлялась по щитам на дистанции до 2000 м, особо отмечалась не плохая кучность и не плохое воспоминание нового орудия на экипажи, которые привыкли к капризной 17-фунтовке. Позже проводились стрельбы по списанному "Шерману", чья лобовая часть была просто разорвана в клочья. В конце концов, стрельбы провели по "Пантере" - судя по фото, это была одна из машин, собранных после войны под английским контролем. По-видимому, это модель G с лобовой частью по типу танка, выставленного в Бовингтоне. С 1230 м снаряд с "Черепахи" пробил лобовой лист "Пантеры", вырвал кусочек крыши над местом водителя и даже оторвал часть маски орудия, которую отыскали в 5 метрах от цели. По результатам испытаний представители бронетанковых войск и артиллерии очень высоко оценивали танк A39 Tortoise. Но, некие наблюдатели были настроены наименее оптимистично, и отчеты об испытаниях пестрят такими фразами: "...отсутствие радиального обстрела", "...очень тяжкий", "...очень неспешный", "...удивительные проблемы с транспортировкой", "...раздельное заряжание". Судьба A39 Tortoise была решена...
Тактико-технические свойства A39 Tortoise Боевая масса, т 79 Экипаж, чел. 7 (командир, стрелок, пулемётчик, 2 заряжающих, механик-водитель, ассистент механика-водителя) Длина корпуса, мм 10060 Ширина корпуса, мм 3910 Высота, мм 3050 Бронирование Лоб корпуса, мм/град. 228 мм Борт корпуса, мм/град. 178 мм Крыша корпуса, мм 33 мм Лоб башни, мм/град. 228 мм Борт башни, мм/град. 178 мм Крыша башни, мм 33 мм Вооружение Калибр и марка пушки 94-мм Ordnance QF 32 pounder Пулемёты три 7.92-мм пулемёта 7.92 mm Besa MG Тип двигателя бензиновый движок Rolls-Royce Meteor V12 Мощность мотора, л. с. 600 Скорость по шоссе, км/ч 19 Скорость по пересечённой местности, км/ч 6 Припас хода по шоссе, км 140 Удельная мощность, л. с./т 7.7
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.