ArtGuns » Бронетехника » Тяжёлый танк M103 (США)

Тяжёлый танк M103 (США)

20 март 2025, Четверг
0
0
Родословную южноамериканского томного танка M103 можно проследить от самоходного штурмового орудия T28, конца 2-ой Мировой войны. Когда со всей определённостью встала необходимость штурма фортификационных сооружений полосы Зигфрида, на свет появилось огромное число проектов штурмовых танков и орудий. Колоритными представителями концепции «защита и огневая мощь хоть какой ценой» стали английское штурмовое орудие A39 Tortoise и южноамериканское T28. В связи с окончанием войны было выпущено только два эталона T28, один из которых сгорел на испытаниях. Но нужда в томных танках осталась, и в августе 1945 года было одобрено строительство экспериментального томного танка T29 с этим же 105-мм орудием T5E2, но уже во вращающейся башне.

По начальному плану уже в конце 1944 года было рекомендовано выпустить два пилотных эталона T29, и позднее установлено требуемое количество томных танков этого типа в 1200 единиц. Уменьшение лобовой брони корпуса до 102мм (наклон 54°, принимая за ноль вертикальное размещение) и брони лба башни до 178 мм, применение торсионной подвески позволило понизить вес танка до 69 «коротких» тон (65,6 тонны). Орудие располагалось в просторной литой башне с погоном поперечников 80" в свету. Поданный на полигон в 1947 году танк более не предполагался к крупносерийному производству, и служил только опытным прототипом. 2-ой пилотный экземпляр получил гидравлический привод башни и орудия, в новейшей установке с изменёнными противооткатными устройствами.

Всего было сотворено восемь экземпляров T29, с разными переменами, посреди которых можно выделить доделанный макет №1 с установленным на него силовым блоком из мотора Allison V-1710-E32 и коробки CD-850-1, что потребовало удлинить корпус относительно начального проекта, и восьмой танк имевший обозначение T28E3. Особенностью №8 являлось наличие стереоскопического дальномера в башне, которым управлял командир танка. И хотя дальномер не был соединён с системой управления огнём, данные с него командир вручную вводил в прицел наводчика, средством гибкой связи, тесты проявили его необходимость на танке. Совместно с T29 создавались два других макета – T30 и T34, отличавшиеся от предшествующего только башней и вооружением. T30 комплектовался сильной 155-мм пушкой Т7, в то время как T34 вооружен 120-мм орудием Т53. Несколько вариантов этих экспериментальных танков было предназначено для отработки разных идей и конструкций, в том числе стабилизатора пушки, оптического дальномера, гидравлических досылателей и различных моделей движков и коробки.

С началом «Холодной войны» были активизированы разработки трёх главных линий танков – лёгкий T41, средний T42 и тяжкий T43. Исследования Детройтского Арсенала показало, что взяв за базу макет T34 можно понизить его вес до 58-60 «коротких» тон, если применить более лёгкое орудие такого же калибра, несколько укоротить корпус и прирастить углы наклона брони. Этот проект и был обозначен в конце 1948 года как «тяжелый танк T43». Экипаж уменьшили, упразднив второго заряжающего и ассистента водителя, погон башни остался предыдущим (от T34), а ходовка состояла сейчас только из 7 опорных и 6 поддерживающих катков на борт. Предстоящее исследование Детройтского Арсенала показало, что повысить уровень защищенности, не выйдя при всем этом за верхний предел массы танка может быть если применить литой корпус эллиптической формы, с большенными углами наклона. Новый дизайн был отражен в макете, демонстрировавшемся на конференции 1949 года.

Были внесены предложения прирастить поперечник башенного погона, и вновь ввести второго заряжающего, и установить 120-мм орудие с новейшей противооткатной системой Т140 концентрического типа (два цилиндра отката и накатник заменялись одним цилиндром огромного поперечника размещенным вокруг ствола, это давало экономию места снутри боевого отделения). 7 ноября 1950 года подверглась ревизии система обозначения бронетанковой техники, и проект с этого момента именовался «120-mm Gun Tank T43». С началом войны в Корее в 1950 году сложилась ситуация, схожая с 1941 годом – танковые войска США были представлены в главном устаревшими моделями времён 2-ой Мировой войны и малочисленными средними M46. При всем этом работы над T43 не продвинулись дальше полноразмерного макета. В сложившейся ситуации было принято решение начать выпуск танка «как есть», и 1-ые 80 машин заказаны Chrysler Corporation в декабре такого же года.

Выпустив сначала лета 1951 года на полигон 1-ый пилотный эталон T43, компания по результатам испытаний занесла огромное число конфигураций в проект, и три последних пилотных эталона (всего их было выстроено щесть) были так отличны от первых, что получили обозначение T43E1. Посреди значимых конфигураций можно отметить новейшую пушку T123, внедрение новых технологий производства ствола позволило повысить давление в каморе и поднять исходную скорость снарядов. Так же было решено возвратиться к обыкновенной конструкции противооткатных средств, сначала по суждениям простоты обслуживания, ремонта и общей надёжности (новенькая установка пушки планировалась лишь на серийных машинах). Заказ был скоро расширен до 300 машин и был закончен компанией в 1954году. Начавшиеся в мае 1953 года тесты пилотного эталона №6 и серийного танка №8 нашли чертовскую ситуацию – танк не удовлетворял требованиям армии и командование Континентальной Армией отказалось принимать его. Все танки были помещены на хранение в ожидании решения.

Исследовав все прирекания в конструкцию было рекомендовано внести 98 конфигураций, которые были одобрены в 1956году. И в апреле этого же года танк был стандартизован и получил обозначение 120-mm Gun Full–Tracked Combat Tank M103. Всего 74 из начальных 80 танков T43E1 было доведено до конфигурации M103. В 1957 году, на конференции в Форт Худ (Техас) были выдвинуты окончательные требования к танку, для его размещения в Европе. После очередной модернизации и удачного прохождения испытаний, было решено что танк удовлетворяет предъявленным требованиям и быть может поставлен на вооружение 7-й Армии в Европе (1-ые машины прибыли на материк в январе 1958 года). Танки прошедшие 2-ой шаг получили обозначение M103A1, макет этого варианта испытывался как T43E2. Кроме 74 танков в армии, Корпус Морской Пехоты заказал 220 оставшихся из 300 выпущенных машин, тоже доведя их до уровня M103A1.

Эксплуатация в Европе вскрыла очередной перечень заморочек танка, такие как томные условия работы экипажа, недостающая мощность мотора и перегруженность его и коробки, резвый износ ствола при нередкой стрельбе бронебойными снарядами и ряд других. Но они оставлены без исправления, потому что посчитали что танк и в таком состоянии может делать возложенные на него функции. Корпус Морской Пехоты позднее заказал последнюю модернизацию танка – после принятия на вооружение главного танка M60, его дизельный движок и система управления огнём были приспособлены и получившаяся модель обозначена как M103A2. Только маленькое число танков было модернизировано – в Армии США, как и в Корпусе Морской Пехоты томные танки были решительно вытеснены ОБТ M60.

Корпус и башня танка M103 производились как крупногабаритные отливки сложной формы с приваренными плоскими плитами брони днища. Сборка традиционная, с кормовым размещение агрегата и коробки. В фронтальной части корпуса эллиптической формы, по центу размещалось рабочее место механика-водиетля. В следовавшем за ним боевом отделении размещались командир танка, наводчик и два заряжающих. Расположенное в корме моторно-трансмиссионное отделение вмещало V-образный 12-ти цилиндровый движок AV-1790-5B (-7, -7B либо -7С) воздушного остывания, компании Continental, мощью 810 л.с при 2800 об./мин. Доп одноцилиндровый движок крутил 300-амперный генератор, 2-ой таковой же генератор работал от главного мотора. Гидравлическая коробка Cross-Drive CD850-4 (-4A, -4B) компании Allison обеспечивала две скорости фронтального ходя и одну – заднего. Тормоза многодисковые, скомпонованные совместно с коробкой в единый блок. Подвеска танка включает по семь опорных и 6 поддерживающих катков на борт. В качестве упругих частей применены торсионы. 1-ые три и последние два опорных катка снабжены амортизаторами. Гусеничные ленты шириной 28” обеспечивают удельное давление на грунт в границах 0,91 кг/см2.

Вооружение содержит в себе 120-мм нарезное орудие М58 с боекомплектом 38 выстрелов раздельного заряжания, 7,62-мм спаренный пулемёт и 12,7-мм пулемёт на командирской башенке (управление огнем из зенитного пулемёта дистанционное), боекомплект пулемётов 5250 и 1000 патронов соответственно. Пушка с эжекционным устройством для продувки канала ствола стабилизирована в вертикальной плоскости. Обычно боекомплект состоял из 18 бронебойных выстрелов, 15 осколочно-фугасных и 5 дымовых. Здесь интересно отметить достаточно большой процент осколочно-фугасных снарядов и наличие дымовых - дело в том, что философия внедрения танков Корпусом Морской Пехоты (где находилось большая часть танков М103) предугадывала тесное взаимодействие с пехотой, и танк в отличии от FV214 Conqueror делал не только противотанковые задачки, да и производил поддержку пехоты.

Система управления огнём включала в себя стереоскопический дальномер командира (установленный в самой башне, в отличии от FV214 Conqueror), баллистический ПК (механический на ранешних сериях и электрический на M103A1 и A2) и перископический прицел наводчика. Деяния командира танка сводились к обнаружению цели и измерению дальности до неё, наводчик вводил в ПК данные о типе снаряда и наружных критериях вручную, после этого орудие автоматом устанавливается на требуемый угол возвышения. Дополнительно наводчик может использовать телескопический прицел, в случае выхода из строя либо повреждения перископического прицела. На танках M103A1 устанавливался крутящийся полик башни, что облегчало работу заряжающих, в неприятном случае принужденных "плясать" вокруг казенника орудия при поворотах башни на полу боевого отделения.

Тактико-технические свойства M103 Боевая масса, т 56,6 Экипаж, чел. 5 Длина корпуса, мм 6993 Длина с пушкой вперёд, мм 11394 Ширина корпуса, мм 3632 Высота, мм 3559 Клиренс, мм 390 Тип брони - железная гомогенная Лоб корпуса (верх), мм/град. 127/60 Лоб корпуса (низ), мм/град. 114/50 Борт корпуса (верх), мм/град. 51/40 Борт корпуса (низ), мм/град. 44/30 Корма корпуса (верх), мм/град. 38/30 Корма корпуса (низ), мм/град. 25/60 Днище, мм 32—38 Крыша корпуса, мм 25 Лоб башни, мм/град. 127/50 Маска орудия, мм/град. 102…254/0…45 Борт башни, мм/град. 70…137/20…40 Корма башни, мм/град. 51/40 Крыша башни, мм 38 Калибр и марка пушки 120-мм M58 Боекомплект пушки 33 Прицелы M14, M20A1, баллистический вычислитель M6 Пулемёты 1 x 12,7-мм M2HB, 2 x 7,62-мм M1919A4E1 Движок V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного остывания Мощность мотора, л. с. 810 Скорость по шоссе, км/ч 34 Припас хода по шоссе, км 129 Удельная мощность, л. с./т 11,0 Тип подвески персональная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см 0,9 Преодолеваемый подъём, град. 35 Преодолеваемая стена, м 0,9 Преодолеваемый ров, м 2,25 Преодолеваемый брод, м 1,2

Источник: dogswar.ru

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!