
Разработка A39 «Tortoise» шла, в целом, в русле английской концепции развития штурмового танка (assault tank), принятой еще в 1939 году. Но конкретным поводом сотворения этой машины явились результаты очень плохого для британцев рейда на Дьепп 19 августа 1942 года. В этой операции учавствовали 58 танков «Churchill» Mk.I, Mk.II и Mk.III 17-го канадского танкового полка, оказавшиеся сразу после посадки под перекрестным огнем германской артиллерии. Их ответная стрельба оказалась совсем неэффективной, потому что в боекомплектах 2- и 6-фунтовых пушек отсутствовали фугасные снаряды, а 76-мм гаубицы имели очень небольшой угол вертикальной наводки. В конечном итоге, все высадившиеся танки были достаточно стремительно и без славы подбиты, при этом возвратиться в Великобританию удалось только одному танкисту.
Эти действия принудили в 1942 году английский Генеральный штаб, в ведении которого находилась разработка доктрины внедрения бронетанковых войск, уделить особенное внимание разработке нового штурмового танка, способного штурмовать «в лоб» укрепленные позиции противника, выдерживая при всем этом, что очень принципиально, бессчетные попадания средств ПТО. Было создано огромное количество проектов «АТ», большая часть из которых так и остались на бумаге. Только несколько образцов дошло до «железа». Если пристально разглядеть всю цепочку развития «АТ», то отлично видно, как фактически «штурмовой танк» (те. машина, созданная для борьбы с укрепленными пехотными позициями на сравнимо маленькой дистанции) равномерно перевоплотился в практически традиционную противотанковую самоходку. Пожалуй, единственным «штурмовым» элементом, оставшимся, в итоге, на «Черепахе», было развитое пулеметное вооружение с радиальным (либо практически радиальным) обстрелом.
Достаточно стремительно стало ясно, что поставки новых машин в войска могут начаться, самое ранее, в сентябре 1945 года. В принципе, необходимость в томном штурмовом танке отпала уже осенью 1944 года, когда выяснилось, что несчастная «Линия Зигфрида» не так жутка, «как её малюют». Ну и на фоне забугорных аналогов «Черепаха» смотрелась достаточно удивительно. Потом война в Европе завершилась, и заказ уменьшили до 12 машин. А когда появился вооруженный орудием сравнимой мощи во вращающейся башне «нормальный» танк A41 «Centurion», количество уменьшили до 6 по стоимости 141 666 фунтов любая. Всего было собрано 5 «Черепах», а шестую использовали как набор запчастей. Принимать их на вооружение уже никто не собирался. Постройка машин шла очень медлительно. 1-ые экземпляры поступили в войска только в 1947 году. 5 построенных A39 «Tortoise» получили индексы от Р1 до Р5. По сложившейся традиции их планировали передать в сформированную в 1943 году специально для испытаний новых образцов боевой и инженерной техники 79-ю «экспериментальную» танковую дивизию. Но после проведения ходовых испытаний стало понятно, что A39 «Tortoise» на вооружение не воспримут, и в наилучшем случае, построенные эталоны будут применены для разных тестов.

В документах Царского танкового корпуса A39 «Tortoise» считался танком, хотя, на самом деле, являлся самоходной артиллерийской установкой. Но, в данном случае «Черепаха» попадала в ведение Царской артиллерии. Может быть, потому для проведения огневых испытаний экземпляр Р1 был ориентирован в Ларкхилл под Сэлисбери, где артиллеристы планировали использовать его для разработки будущих требований к противотанковым самоходкам. Но офицер полигона, занимавшийся расчетом характеристик стрельб, пришел к заключению, что дальность стрельбы даже прямой наводкой очень велика, чтоб можно было гарантировано обеспечить безопасность за пределами полигона. А скоро военное ведомство решило передать самоходную противотанковую артиллерию в подчинение Царскому бронетанковому корпусу после этого тесты продолжили в Лулворте под Бовингтоном в танковой школе артиллерийской подготовки. Танкисты на практике изучали особенности раздельного заряжания, также ассоциировали различные методы заряжания орудия. После окончания стрельб провели и доп ходовые тесты.
Сначала 50-х годов XX века все 5 танков A39 «Tortoise» выслали на временное хранение, а потом приступили к их утилизации. На металл пошли три из них. 4-ый был ориентирован в учебный центр Киркудбрайт в Шотландии, где он служил в качестве мишени. На данный момент полигон закрыт, и энтузиастами рассматривается вопрос восстановления этой машины. Экземпляр Р1 (номер РЕ3530) в 1951 году был выслан в экспозицию танкового музея в Бовингтоне (Bovington Tank Museum) и, в текущее время, поддерживается в ходовом состоянии. Кстати, этот танк отличается от собственных братьев. На нем отсутствует высочайшая командирская башенка (заменена обыденным лючком), а на боковых стенах надстройки расположены запасные траки. В 2011 году A39 «Tortoise» «прокатилась» перед зрителями фестиваля «Танкфест».
Источник: dogswar.ru