
Самоходная установка СУ-122-54 предназначалась для борьбы с танками и САУ, разрушения ДОТ и ДЗОТ, угнетения и поражения артиллерии, огневых средств и живой силы противника. Она разрабатывалась на базе опыта сотворения и боевого внедрения средних САУ в годы Величавой Российскей войны в согласовании с Постановлением СМ СССР от 22 июня 1948 г. ОКР по ее созданию проводилась в Омске в конструкторском бюро завода № 174 под управлением И.С. Бушнева. Ведущим конструктором проекта был А.Е. Сулин. В процессе разработки машина имела обозначение «Объект 600». В ее конструкции очень использовались узлы и агрегаты среднего танка Т-54. К лету 1949 г. был разработан технический проект и был сделан древесный макет самоходной установки в истинную величину. 1-ый опытнейший эталон машины был сделан заводом 174 в декабре 1950 г.
В 1951 г. были проведены фабричные тесты «Объект 600», по результатам которых были отработаны и выданы в создание чертежи для производства эталона, созданного для муниципальных испытаний. Они были проведены в период с 25 июня по 25 августа 1951 г. 2-ой опытнейший эталон САУ «Объект 600» муниципальные тесты выдержал. По результатам испытаний и замечаниям комиссии конструкция самоходной установки «Объект 600» была доработана и выдана в создание. В 1952 г. были сделаны узлы и детали для машин, предназначавшихся для войсковых испытаний. В июле 1953 г. три опытнейших эталона были собраны и в сентябре-ноябре такого же года подвергнуты войсковым испытаниям. И хотя тесты прошли удовлетворительно, комиссией было найдено много различного рода малозначительных изъянов, которые являлись следствием конструкторских недоработок и неудовлетворительного производства. В марте 1954 г. самоходная установка СУ-122-54 Постановлением СМ СССР была принята на вооружение Русской Армии.

В 1955 г. была проведена отработка технической документации, согласование ее с представителями заказчика, также проведены тесты сделанных узлов в металле. Вследствие этого заводом несвоевременно было готово массовое создание и заместо 50 машин, предусмотренных муниципальным планом, к концу года было сдано заказчику только 4. С целью предстоящего совершенствования машины в 1955 г. КБ завода №174 разработало эскизно-технический проект и древесный макет боевого отделения СУ-122Л («Объект 620»), которые в конце 1955 г. подверглись рассмотрению комиссией НТК ГБТУ Проектом предусматривалась установка в СУ-122-54 более сильной 122-мм пушки М-62С. В рамках ОКР в 1956 г. КБ завода 174 были разработаны и утверждены в НТК технические проекты установки в самоходную установку СУ-122-54 устройств ночного видения (ТВН-1 и ночного прицела) и нового горизонтального дальномера. В том же году эталоны СУ были сделаны в металле и после промышленных испытаний переданы НТК ГБТУ для проведения полигонных испытаний.
Самоходно-артиллерийская установка СУ-122-54 относилась к типу закрытых САУ с фронтальным расположением боевого отделения и кормовым размещением МТО. Отделение управления было совмещено с боевым отделением, по этому все 5 членов экипажа могли свободно разговаривать. Боевое отделение было отделено от МТО перегородкой. В правой фронтальной части боевого отделения на специальной площадке было оборудовано рабочее место механика-водителя, за ним находилось рабочее место командира машины. В левой фронтальной части боевого отделения находилось рабочее место наводчика. Сидения 2-ух заряжающих были размещены в кормовой части боевого отделения слева и справа от пушки.
Посадка экипажа в машину и выход из псе выполнялись через четыре лючка (механика-водителя, командира, наводчика и заряжаюшего), располагавшихся в крыше боевого отделения. За рабочим местом командира в днише корпуса находился лючок запасного выхода. Рабочее место командира было оборудовано вращающейся командирской башенкой, в какой были установлены 5 съемных устройств наблюдения ТНП и стереоскопический дальномер ТКД-09. Дальномер обеспечивал командиру наблюдение за местностью, распознание целей, за счет 4-кратного роста, определение дальностей до целей и поправку артиллерийского огня. База дальномера составляла 900 мм. Измерение дальности до цели выполнялось только с места. Наблюдение за местностью в боевых критериях механик-водитель производил через три перископических смотровых устройства, располагавшихся в фронтальной части крыши корпуса машины. Наводчик и заряжающие производили наблюдение за полем боя через смотровые приборы МК-4, находившихся в расположении их рабочих мест.

Главным орудием СУ-122-54 являлась 122-мм нарезная нушка Д-49, вспомогательным - два 14,5-мм пулемета Владимирова (КПВТ). Пушка Д-49 представляла собой модернизированный вариант пушки Д-25Т, устанавливавшейся на томном танке ИС-3. В отличие от пушки Д-25Т пушка Д-49 была вооружена механизмом досылания снаряда и гильзы, эжекционным устройством для продувки канала ствола после выстрела. Труба-моноблок ствола пушки имела длину 5497 мм. Пушка с клиновым горизонтальным автоматическим затвором устанавливалась на горизонтальных цапфах рамки. Сама рамка устанавливалась на 2-ух вертикальных цапфах в недвижной бронировке, закрепленной на лобовом листе корпуса машины при помощи клиньев и болтов. Вращение рамки в горизонтальной плоскости производилось совместно с пушкой в секторе 16° при помощи поворотного механизма винтообразного типа. Вертикальная наводка пушки в спектре от -4° до +16° осуществлялась при помощи подъемного механизма секторного типа со сдающим звеном. Подъемный механизм размещался с левой стороны люльки пушки на щеке рамки. Вылет ствола пушки составлял около 4 м. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника. Штоки тормоза отката и накатника были закреплены в казеннике и откатывались совместно со стволом. Обычная длина отката составляла 490-560 мм, предельная - 570 мм.
Источник: dogswar.ru