
Бронетранспортер БТР-152 предназначался для перевозки десанта пехоты и состоял на вооружении в стрелковых дивизиях. Он был сотворен конструкторским бюро Столичного авто завода им. Сталина (с 1959 г. - им. Лихачева), которым управлял В.А. Грачев. Ведущим конструктором машины был Б.М. Фиттерман. Машина разрабатывалась для подмены возвращаемых в США полугусеничных БТР М2, М3, М5 и М9, поставленных в годы Величавой Российскей войны по ленд-лизу. Бронетранспортер БТР-152 был принят на вооружение приказом военного министра СССР от 24 марта 1950 г. Он состоял в массовом создании с 1950 по 1959 гг. на Столичном автозаводе им. Сталина и с 1959 по 1962 гг. на Брянском авто заводе. Всего было выпущено 9900 бронетранспортеров разных модификаций. С вооружения БТР был снят в 1993 г. Бронетранспортеры БТР-152 вывозились в 24 страны.

ОКР по созданию трехосного со всеми ведущими мостами бронетранспортера была начата в ноябре 1946 г. При проектировании БТР имел заводское обозначение «3ИС-152». БТР разрабатывался на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗИС-151 с колесной формулой 6x6 и имел открытый сверху сварной несущий корпус. В фронтальной части корпуса находилось отделение силовой установки, в средней части - отделение управления и в кормовой части - десантное отделение. В вертикальных бортовых листах корпуса было изготовлено по три круглых лючка для наблюдения и стрельбы из личного орудия. Лючки запирались броневыми крышками. Посадка и посадка десанта, состоявшего из 17 человек, выполнялась либо через кормовую дверь, либо через борта бронетранспортера. Посадка и посадка командира и водителя выполнялись через боковые двери. При установленном тенте посадка и посадка десанта выполнялись только через кормовую дверь.
Машина была вооружена 7,62-мм пулеметом СГМ. На первых образчиках бронетранспортеров устанавливались пулеметы СГ-43. Пулемет обеспечивал поражение открытых и находившихся за маленькими складками местности живой силы и огневых средств противника на расстоянии до 1000 м. Для установки пулемета использовалась высшая часть штатного станка, состоявшая из вертлюга, сектора и постели. Пулеметная установка размещалась на одном из 4 вертлюжных креплений. Основной кронштейн был установлен на верхнем лобовом листе корпуса БТР над отделением управления. Два кронштейна находились на бортах корпуса, 4-ый кронштейн - на поперечине кормы корпуса. Боекомплект к пулемету составлял 1250 патронов. БТР-152 имел противопульное бронирование корпуса с шириной броневых листов 6, 8, 10 и 13 мм.

Мощность шестицилиндрового рядного карбюраторного мотора ЗИС-123 по сопоставлению с мощью мотора автомобиля ЗИС-151 была увеличена и составляла 81 кВт (110 л.с.). В топливной системе имелось два бензиновых бака по 150 л каждый. Баки размещались в десантном отделении за боковыми дверьми. Припас хода по шоссе достигал 600 км. В состав механической коробки входили двухдисковое сцепление сухого трения, пятиступная коробка, двухступенчатая раздаточная коробка, карданная передача и три ведущих моста. Бронетранспортер имел две независимо действовавших системы тормозов: систему ножного тормоза, действовавшую на все колеса, и систему ручного (стояночного) тормоза, действовавшую на ведомый вал коробки. Двухколодочные тормоза в системе ножного тормоза имели пневматический сервопривод. В конструкции управляющего механизма были использованы глобоидальный червь и тройной ролик. Малый радиус поворота машины по колес внешнего фронтального колеса составлял 10,1 м.
Подвеска фронтального моста состояла из 2-ух продольных полуэллиптических рессор и 2-ух рычажно-поршневых гидравлических амортизаторов обоестороннего деяния. Подвеска среднего и заднего мостов - балансирная, на 2-ух продольных полуэллиптических рессорах. В колесном движителе были использованы съемные взаимозаменяемые дисковые колеса размером 9,00-20" с пневматическими шинами низкого давления и протектором типа «вездеход». Давление воздуха в шинах колес составляло 392 кПа (4 кг/см). Электрическое оборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Поминальное напряжение бортовой сети составляло 12 В. Для уменьшения помех радиоприему система электрического оборудования была экранированной. Для обеспечения наружной обоесторонней связи использовалась радиостанция 10 РТ-12. В состав доп оборудования бронетранспортера входили кормовой буксирный механизм (крюк с пружинным амортизатором двухстороннего деяния) и два фронтальных крюка.
С 1952 г. на бронетранспортере, получившем обозначение БТР-152Б, стала устанавливаться механическая лебедка с рабочим тяговым усилием на крюке 44,1 кН (4,5 тс). Лебедка предназначалась для самовытаскивания БТР в случае застревания при преодолении труднопроходимых участков пути, также для вытаскивания других однотипных машин. Лебедка с червячным редуктором и горизонтальным расположением барабана устанавливалась в фронтальной части БТР на особых удлинителях.

В 1955 г. на базе бронетранспортера БТР-152Б был сотворен и с озари такого же года стал серийно выпускаться бронетранспортер БТР-152В. На нем заместо пулемета СГМ был установлен 7,62-мм модернизированный пулемет СГМБ. В силовой установке был установлен движок ЗИЛ-123В мощью 81 кВт (110 л.с.). Однокамерный карбюратор К-81 был заменен двухкамерным карбюратором К-84, а масляно-инерционный воздухоочиститель ВМ-10 - воздухоочистителем ВМ-13 с завышенной степенью чистки. Заместо компрессора с воздушным остыванием стал устанавливаться компрессор усовершенствованной конструкции с жидкостным остыванием головки цилиндра. Применение термосифонного подогревателя обеспечило возможность уверенного запуска мотора при низких температурах.
Бронетранспортер БТР-152В был оборудован централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. Наибольшее давление воздухе в шинах колес составляло 294 кПа (3 кгс/см). Шины 12,00-18" увеличенного профиля существенно повысили проходимость БТР по грунтам с низкой несущей способностью. Этому так же содействовало повышение передаточного числа главной пары ведущих мостов с 6,67 до 7,6. В связи с тем, что на 400 кг возросла боевая масса бронетранспортера, его наибольшая скорость снизилась до 65 км/ч, а припас хода по горючему - до 550 км. В 1957 г. внешний подвод воздуха к шинам был заменен внутренним, для водителя был установлен устройство ночного видения ТВН-2, был введен бензиновый насос завышенной производительности. Машина заместо радиостанции 10 РТ-12 стала оснащаться более совершенной радиостанцией Р-113. Эта модификация бронетранспортера получила обозначение БТР-152В1.

В 1959 г. на вооружение Русской Армии была принята еще одна модификация бронетранспортера БТР-152, получившая обозначение БТР-152К. Этот бронетранспортер был сотворен на базе БТР-152В1 и отличался от него наличием броневой крыши корпуса заместо съемного тента. Крыша корпуса БТР над десантным отделением состояла из горизонтальных и наклонных листов, приваренных к бортовым листам, и 3-х броневых крышек продольного лючка. На правом и левом скатах крыши было установлено по одному стеклоблоку Б-1 широкого обзора и выполнено по одному смотровому люку с крышкой, в десантном отделении был установлен нагнетатель. Для улучшения критерий обитаемости был установлен отопитель отделения управления и десантного отделения и сопло обдува ветровых стекол. С целью сохранения боевой массы на уровне 8,95 т численность десанта была сокращена с 17 до 13 стрелков. Вертлюжные крепления 7,62-мм пулемета СГМБ были закреплены на крыше корпуса. Фронтальный (основной) кронштейн устанавливался в носовой части над отделением управления, кормовой кронштейн - над задней дверью десанта. Боковые крепления размещались: правый - у среднего лючка, левый - у фронтального лючка крыши корпуса. На части машин БТР-152К установка пулемета не предусматривалась.
На базе БТР-152 было сотворено семейство специализированных бронетранспортеров: БТР-152А и БТР-152Е с зенитной пулеметной установкой ЗТПУ-2.
Технические свойства БТР-152
Боевая масса - 8,6 т;
экипаж - 2 чел.,
десант - 17 чел.;
вооружение: пулемет - 7,62 мм;
броневая защита - противопульная;
мощность мотора -81 кВт (110 л.с.);
наибольшая скорость - 75 км/ч;
колесная формула - 6x6.
создатель статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
Источник: dogswar.ru